Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат
Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;
1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42
*11*
1.2. «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин».
Говорить о пушкинской Татьяне нелегко – так много слов сказано о ее возвышенном характере и серьезности, самобытности в ее «русской душе», самоотверженности и чистоте. Не случайно многим пушкинистам предмет разговора кажется исчерпанным. Другие исследователи полагают, что «милый идеал» нашего поэта все еще таит в себе неприметные черты. Свидетельство тому – названия статей М.А. Кармазинской и Т. М. Николаевой «Загадка Татьяны», «Еще раз о загадочной Татьяне»
Продолжаются споры вокруг героини в последней главе романа, и даже сомнения в его идеальности. В лучшем случае причину отказа замужней Татьяны Онегину усматривают в зависимом положении женщины, в невозможности получить высшее образование и т. д. Иные работы прямо нацелены прямо на развенчание «культа Татьяны». В частности К. Эмерсон сравнивает Татьяну с «беспощадным коршуном», а тон объяснения с Онегиным называет «грубо-нравоучительным» и «ханжеским». Даже такой тонкий пушкинист, как Ю.Н. Чумаков, считает, что Татьяна в последней сцене отчуждена от самой себя, а слова о высшем свете в состоянии аффекта.
Нет единства во
взглядах на пушкинскую
Современная ситуация
побуждает нас вернуться к
вопросу о содержании
Пушкин-художник уходил от прямого поучения, но не отказывался от идеала как символа нравственного совершенства. В заметке 1837 г.
*12*
«Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности, как иностранной, так и отечественной» поэт говорит: «Почувствовали, что цель художества есть идеал, а не нравоучение. Но писатели французские поняли одну только половину истины неоспоримой, и положили, что и нравственное безобразие может быть целию поэзии, т. е. идеалом!» Эти слова естественно воспринять как своего рода автокомметарий к литературной полемике на страницах «Евгения Онегина»: «А ныне все умы в тумане, / Мораль на нас наводит сон, / Порок любезен – и в романе, / И там уж торжествует он». В романе поэт стремился к изображению образцовой героини, к возвышению добродетели над пороком, даже если это возвышение не обернется happy end’ом в привычном понимании. В представлении Пушкина добро и зло не соперничают между собой, не вступают в поединок: добродетель существенное в онтологическом плане и выявляет всю призрачность, пустоту порока.
Прощаясь
с байронизмом, Пушкин, подробно
поэтам английской «озерной
Пушкин
создавал последнюю главу,
Последний монолог помогает уяснить перспективу Татьяны более полно и отчетливо. Образ говорящей Татьяны в восьмой главе рожден стихией тины и творческого безмолвия, а затем снова в эту стихию погружается. Поэтому «отповедь» героини менее всего похожа на «выговаривание». Об этом хорошо писала М.И. Цветаева: «В отповеди Татьяны – ни тени мстительности... К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать – к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны... Все козыри были у ней в руках, но не она играла». Характеризуя тон монолога, все ученые отмечают переход от гневной, обличительной риторики к задушевному разговору-исповеди, исполненному скорби и печали.
Перелом совершается в XLVI строфе. Ее мелодика блестяще проанализирована Л.П. Гроссманом: «Интонационный рисунок идет от лирически-замедленного обращения, отмечающего перелом в целом монологе, через ускоренный темп отрывка о светском маскараде к глубоким, замедленным, сдержанно-взволнованным тонам дальнейшего признания, завершаясь молитвенно-примиренным видением дорогой и далекой могилы». Интонация обогащает неповторимыми оттенками смысл рассказа героини о своих заветных чувствах. Татьяна говорит о готовности отдать все
За полку книг, за дикий сад,
*13*
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где ныне крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...
И все
же слова Татьяны соединяют
образы на первый взгляд
<…> Отказ Татьяны мотивирован представлениями о святости семейного союза, о смысле любви, воплощенными христианской церковью в таинстве брака.
<…> Татьяна – княгиня в новых условиях защищает старый идеал «верной супруги», «непорочной жены» и становится образцом благородства, аристократизма. <…> От образа Татьяны тянутся нити и к другим героиням Пушкина и героиням послепушкинской литературы: к царевнам и царицам в «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», к персонажам «Капитанской дочки» - Маше Мироновой и Василисе Егоровне, спрашивающей: «Да разве муж и жена не один дух и едина плоть?». В этом же ряду – тургеневская Ася («А я хотела бы быть Татьяной», - говорила она) и Лиза Калитина, толстовские княжна Марья и Кити Левина. Татьяна, воплотившая пушкинские поиски синтеза «единого прекрасного» и нравственно доброго, стала, по словам И. С. Шмелева, «женственностью России» и «самой Россией».
Удивительное
превращение Татьяны из «
*14*
великосветскую даму напоминает о легкости перевоплощения Луизы Муромской из барышни в крестьянку и наоборот. В «Барышне-крестьянке» подобные превращения – часть мира игрового, в «Евгении Онегине» - часть мира серьезного. В каждом случае Пушкиным воссоздается одни и та же культурно-антропологическая закономерность: артистизм, пластичность характера и поведения как знак большой внутренней свободы.
Сказанное
мною подтверждает
1.3. Н. Зуев. «Татьяна и Онегин в эпилоге романа».
«Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий
твердо на своей почве. Она глубже Онегина и,
конечно, умнее его. Она уже одним благородным
инстинктом своим предчувствует, где и в чем
правда, что и выразилось в финале поэмы»
Ф. Достоевский.
Более
160 лет назад, в 1834 году, г «газете
мод и новостей» «Молва», прило
Хотя и не первым,
как это раньше подчеркивалось,
а всего лишь вслед за первыми
критиками романа (о чем речь
впереди), Белинский правильно оценил
роль личности поэта в романе,
указал на национальное, историческое
и эстетическое значение «
Как видим, русская
национальная почва, на
*15*
жизненный выбор, ее поведение в эпилоге романа. Высокомерно названная «нравственным эмбрионом», «Татьяна, русская душою», прошла мимо западника Белинского, подобно тому, как прошла она мимо западника Онегина, жизненным ориентиром для которого были Наполеон да лорд Байрон со своими эгоцентрическими героями, срисованными им, как подчеркивал сам Пушкин, с самого себя (обо всем этом Пушкин говорит на протяжении всего романа: и в главе первой, строфе LVI, и особенно в главе седьмой, строфах XIX-XXV).
А далее случилось то, что сыграло злую шутку с Белинским (и не с ним одним): Белинский был канонизирован, и оттого спорить с ним было и невозможно, а в иные времена, и необязательно.
«На весь XIX век выделили только четыре единицы по ведомству литературной критики и философии и утвердили эти должности тоже порядком обструганных Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева», - пишет современный литератор Анатолий Ланщиков. Несомненно, что Белинский был талантливым человеком, чувствующим поэзию, в отличие от своих продолжателей, начисто лишенных такой способности. Тенденциозность, а лучше сказать, догматизм, поколение определенному кругу идей (весьма узкому) сделали его продолжателей глухими ко многим великим создателям литературы, а высокомерное отношение к «невежественному» народу обусловило полное непонимание народности творчества лучших русских писателей. Эти тенденции довольно явно просматривались уже в статьях Белинского (вспомнив, как презрительно он отзывался о произведениях устной народной поэзии, о сказках Пушкина и т.п.), но следование порочным идеям, поколение тенденции у Белинского все время боролось с его живым эстетическим чувством. Много вреда наносил Белинскому его темперамент, подмеченный многими современниками: он мог захвалить писателя, а через малое время буквально стереть его в порошок (всем памятен пример с Достоевским, да и с Пушкиным, который «умер» для Белинского уже в 1830 г.). Был у него еще один «унизительный» литературный прием: вознося одного писателя, он, как правило, принижал его предшественника. Это хорошо видно в цикле статей о Пушкине: в одной статье он превозносит Карамзина, а в следующей говорит о том, что он настолько плох, что теперь читать никто не будет (как он ошибся!)...
Здесь оказалось
влияние ложной идеи прогресса,
Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков