Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат
Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;
1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42
Далее,
я была озадачена принижением
Онегина, которое обычно
Наиболее серьезная проблема, однако, у меня связана с восьмой главой, Татьяниным превращением в княгиню N. Это наша первая возможность услышать вне всяких сомнений ее собственный голос, без «перевода» автора (т. е. не посредством письма). Особенно меня раздражает одно неприятная деталь – какой-то неподходящий, грубо-нравоучительный и ханжеский тон в последней сцене, где она отчитывает Онегина. Можно поспорить, что Татьяна ни при каких обстоятельствах не могла бы читать ему мораль в такой форме. Я предлагаю другой, свой вариант прочтения роли Татьяны в романе. Он непосредственно связан с силой и твердостью ее характера. Но вот вам и кощунственная «противокультная» мысль – обаяние, притягательность и духовный рост я осмеливаюсь связывать с
*22*
личностью Онегина, а не Татьяны.
Все три создателя романа (Пушкин, рассказчик и друг рассказчика – Онегин_ рано или поздно влюбляются в Татьяну, каждый по своей собственной причине. Их влюбленности развиваются в разных планах, и, бывает, частично пересекаются, но в каждом плане мы можем усмотреть своего рода причину для появления эроса. Первая причина – это «запретность плода». Это мотив больше связан с темой Онегина. Вот широко известные строки из восьмой главы:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непременно змий зовет
К себе, к таинственному древу:
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.
<…> Динамика развития Татьяниной жизни остается для нас скрытой, запретной зоной. Не так происходит с другими женскими персонажами. В самой начальной главе мы узнаем, что и мать и няня Татьяны были выданы замуж без любви, а также ее сестра Ольга готовится к браку без всяких помех. Ни тот, ни другой вариант не мог существовать для таких человеческих типов, как Татьяна или Онегин... «Погибнешь, милая – звучит нараспев голос рассказчика, - но прежде / Ты в ослепительной надежде / Блаженство темное зовешь...» Это пророчество, конечно, только наполовину верно. Татьяна не погибает, как погибают унесенные смертельной болезнью героини сентиментальных романов Юлия, Кларисса и Дельфина, по примеру которых она в начале романа строила свою жизнь. Но к этой детали я еще вернусь.
<…> Есть и вторая причина истоков влюбленности в Татьяну, - на этот раз Пушкина как автора. 1820-е гг. отмечены растущей склонностью Пушкина к прозе и русской истории, к фамильной генеалогии, стремление к стабильной семейной жизни и усилением тревоги за свой социальный статус и ранг. Само собой разумеется, что для зрелого Пушкина особенно притягательны и образ замужней Татьяны-княгини, и холодно-покойные и приподнятые эпитеты в этом возвышенном кокетстве, которыми он ее наделяет: «покойна», «вольна», «равнодушна», «смела», «неприступная богиня роскошной, царственной Невы» и т. д. Весьма возможно, что в это время Пушкин, будущий жених, именно поэтому помещает Татьяну в среду высшего общества, - столь высокого, что в нем не может быть места кокетству. Я говорю о том самом кокетстве, в атмосфере которого поэт не без удовольствия провел свою холостяцкую жизнь. <…>
Размышления
с точки зрения эстетики
*23*
быть воплощены какие-то черты творческой личности Пушкина конца того десятилетия – поэта в момент его поворота к прозе, а роман, как однажды заметил Пушкин в письме к Бестужеву, требует, помимо всего прочего, болтовни. На протяжении всех своих рассуждений рассказчик, однако, вовремя возвращается к одному и тому же предмету – к своей любви к Татьяне. Его поклонение ей начинается с момента появления в романе...
<…> Начиная с раннего детства ее главная черта – отрешенность от всего окружающего. Как святые – герои житийной литературы, Татьяна-девочка не ласкается ни к матери, ни к отцу; она не интересуется ни одеждой, ни куклами, не шалит с другими детьми. Молодая девушка, Татьяна в тяжелую минуту, на людях, проявляет «волю и рассудка власть», не падая в обморок и удерживая слезы; глубоко несчастная, она не жалуется и не ропщет. Очевидно, что у Татьяны больше связи с внутренним, чем с внешним миром.
Эта постоянная внутренняя жизнь и замкнутость свойственны героине все время, даже в моменты ее наибольшей открытости. Нам приходится за это благодарить рассказчика, который последовательно как бы процеживает жизнь Татьяны и сообщает нам о ней только в своем «переводе». Любовное письмо Татьяны к Онегину написано ею по-французски, но мы видим лишь его охлажденную русскую версию... Мы понимаем, что после того, как Татьяна переезжает из деревни в город и становится княгиней, она блистательно хороша. Однако почему рассказчик никак не может подобрать русских слов для ее описания: она – «comme il faut», в ней нет ничего «vulgar». Но эти иностранные слова дают представление скорее системе поведения, о хороших манерах, об умении не совершать неловкостей или сего-то неприятного. Создается впечатление, что рассказчик пытается скрыть от нас что-то самое существенное, как будто он закрывает чадрой лицо гаремной красавицы от случайных прохожих. Поэтому он постоянно произносит извинения: «Не знаю, как перевести... Не могу...». Мне кажется, что это не в его возможностях, поскольку Татьяна здесь приравнивается не человеку (женщине), а самому поэтическому вдохновению, которое, по собственному определению Пушкина, может быть шлифованными стихами, чем-то более интимным, индивидуальным подчиненным дисциплине, и в то же время творческим: способностью воспринимать развивающиеся понятия.
Всем
известны слова поэта: «
*24*
вместе с тем и героиня романа в стихах, а потому, полагаю, образ Татьяны в этом произведении значит куда больше, чем простое сочетание ее характера и сюжета романа. Она – сама эстетика.
Период
романтизма знал различные
Она динамичное поэтическое начало, действующее авторитетно благодаря способности оставаться в прежней, ценной форме, несмотря на сильное давление и благодаря нежеланию импульсивно расходовать себя, только чтобы разрешить действие внешнего сюжета. Остановимся на этом образе Татьяны и обратимся ко второй половине восьмой главы. Итак, влюбленный Онегин. Их свидание, разумеется, зеркальное отражение сцены свидания в саду после Татьяниного письма. Теперь очередь Евгения внутренне безумствовать и желать дать выход своей страсти. В этом свидании Татьяна же, напротив, превосходно сдерживается и владеет собой. Независимо от того, что она значит в данный момент для Онегина, для Пушкина и для нас, читателей, она не «расходует» это значение в настоящем. И когда она уходит, она несет в себе эту удержанную сбалансированную энергию.
<…> В этой последней главе Татьяна – муза, но чья она муза, кого она вдохновляет? Она вдохновляет Онегина, однако он лишь постепенно становится достойным ее. Неожиданно пораженный любовной лихорадкой, Онегин вначале абсолютно к ней не готов и почти парализован. Но затем его любовь начинает формировать его. Попытки признаться в своих чувствах к Татьяне, столь отличных от прежних, пересекаются. Онегин ищет признаки смущения, сочувствия, возможных слез на ее лице, но ничего этого не находит: «Их нет, их нет!». Мрачный, Онегин начинает, так сказать, настраивать свою тональность на Татьяну – дублировать ее судьбу в романе. <…>
В этом
месте романа, я полагаю, какие-то
настоящие взаимодействия
Осталась ли она в сущности «прежней Таней» «прежних лет» - той, с которой мы познакомились в начале романа? Может ли этот образ возродиться? До самого конца читатель этого не знает. Тем не менее, первое условие нетрудно представить себе, и она сразу выполнено. Можно счесть обычной уловкой влюбленной женщины, что она застигнутая врасплох, одна – «не убрана, бледна» и проливает слезы над страстным письмом, посланным раскаявшимся влюбленным. Татьяна не прогоняет его, но и никак не поощряет: она бесчувственна, как тень. <…>
У проницательного
читателя сцена последнего
*25*
вызывает неудовлетворение. <…> Ричард Грегг нашел в последнем монологе Татьяны множество неточностей в упреках к Онегину, несправедливо чернящих его. Это суждение вызвано ощущением, что в последней сцене что-то не так. Однако я не совсем согласна этими трактовками, поскольку в этом суждении и герой и героиня низведены до довольно тривиального уровня, особенно он. Грегг безусловно прав, говоря, что в Татьяниных воспоминаниях много ошибочного и что ее тон с Онегиным резок и чуть ли не груб. Но я иду еще дальше: Татьянин тон в монологе мужской. На протяжении всего монолога Татьяна называет его по фамилии – «Онегин», т. е. так, как мужчины обращались в то время друг к другу. Этот болезненный диалог должен был происходить не между мужчиной и женщиной, а между «двумя» мужчинами – Онегиным и его внутренним «я». Согласно моему сценарию, это именно так. Вся манера говорить (когда она возвращается к воспоминаниям) совершенно не совпадает с тем принятым стилем женских салонов «карамзинской школы» - сентиментальным, желанным и восторженным. Ее тону свойственны скорее мужские достоинства, столь ценные для самого Пушкина: упрямство, гордость, честь.
Более того, многое из того, что Татьяна говорит Онегину, звучит логичнее, если представить себе, что Онегин обращается к самому себе, - так сказать, самооткровение. Она отвергает его, - так же, как его внутреннее «я», теперь уже в большей степени наделенное совестью и чувством ответственности, поскольку Онегин знает, что не заслуживает ее любви. Если Татьяна вспоминает «одну суровость» в реакции Онегина на ее письмо, то мы знаем, так же как и Онегин знает, что это несправедливая оценка его искреннего тона и благородства его поступка в тот роковой день. В нынешних условиях, однако, он наказывает себя незаслуженными упреками и – по понятным причинам – все время хочет казнить себя за то, что в свое время упустил возможность счастья, по крайней мере, счастья, как он понимает его сейчас и к которому не был готов тогда. Последний Татьянин монолог любопытен и в других отношениях. Она бросает ему обвинения в том, что он влюблен в нее сейчас из-за ее богатства, знатного имения и близости ко двору.
Но каким же образом наша сдержанная, мягкая, воспитанная, с прекрасными манерами Татьяна могла превратиться в такого беспощадного коршуна?<...>Далее, что касается одной из самых обычно щедро цитируемых реплик из последнего монолога: «А счастье было так возможно, / Так близко!..». Логически говоря эти слова могут принадлежать только Онегину. <…> Начиная с самой первой строки своего наивного письма Татьяна все время находится в ужасном состоянии неуверенности. В последней сцене, когда Татьяна внезапно поднимается и уходит, Онегин – «как будто громом поражен». Неудивительно, что он под таким сильным впечатлением от ее слов. Эти слова принадлежат ему, лучшему, что в нем есть, - его совести. <…>
*26*
Глава №2. Отношение к образу Татьяны Лариной (сочинения).
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин».
В образе Татьяны Лариной поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни. И наиболее важно для поэта то, что героиня – «русская душою». Что же делает ее такой и какие черты ее характера близки Пушкину?
В первую очередь А.С. Пушкин подчеркивает близость героини к природе. «Милому идеалу» поэта нравится встречать восходы солнца, бродить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонии природы, отдыхать на ее лоне. Не случайно Татьяна не хочет уезжать из поместья и противопоставляет «постылую жизнь» высшего света в Петербурге жизни в родных, близких ее сердцу деревенских местах, на обширных просторах.
Недаром
Пушкин наделяет свою героиню
нетрадиционными для
Чувства героини полны искренности и чистоты. Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуальность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек она не знает на манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц.
И, пожалуй, главное для Пушкина то, что Татьяна любит Онегина «не шутя», серьезно, на всю жизнь. Может быть, именно это и сделало образ Татьяны бессмертным. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признаниями самого Пушкина!
Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков