Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций
Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).
РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254
Платон устами Сократа
Вторая
теория утверждала, что слова
обозначают вещи по обычаю,
по установлению, эта точка зрения
названа термином "тезей". Согласно
этой теории слова выбираются,
избираются, устанавливаются людьми.
К таким философам относят Дем
Дискуссия
"о природе слов и вещей"
не привела спорящих к одному
результату, но она имела большое
теоретическое значение для
Согласно умозаключениям Платона, слова делятся на 2 группы: имя - это слова, которыми что-либо утверждается и глагол - слова, которые что-либо утверждают об имени. Согласно выделению имени и глагола, выделены 2 главных члена высказывания: имя - это подлежащее, глагол - это предикат, сказуемое.
Известнейший
философ античности, Аристотель,
живший в 4-м веке до нашей
эры (384-322 гг. до н.э.), в своих
философских трудах касается
и проблем языкознания ("
Третий
век до нашей эры
Основными источниками сведений о взглядах стоиков на язык являются труды римского ученого первого века до нашей эры Марка Теренция Варрона «О латинском языке», греческого писателя третьего века нашей эры Диогена Лаэрция «Жизнь и учения знаменитых философов», христианского богослова 4-5 веков нашей эры Августина «О диалектике».
Стоицизм - направление в философии
античного общества, колебавшееся
между материализмом и
Стоики дали названия падежам: "именительный падеж", "родительный" ("форма, означающая род, вид"), "дательный" ("падеж давания"), "винительный" ("падеж, обозначающий то, что подверглось действию", "причинный падеж"), "звательный падеж". Стоики выделили 24 звука, но они отождествляли звук и букву, поэтому у них 24 буквы, из них гласных - 10 букв, 14 согласных букв. Стоики выделяли 5 частей речи: глагол, союз-связка, член (местоимение и наречие), имя собственное и имя нарицательное.
Лидером школы стоиков был философ Хрисипп (280-206 год до нашей эры, по другим данным – 281-200 гг. до н.э.).
Стоики убеждены в том, что в этом мире существуют все условия для достойной и счастливой жизни. Мир устроен разумно. Все существующее на земле разумно. В мире нет ничего случайного. Все события связаны неразрывной цепью причинности. Из этого следует, что каждое явление можно объяснить посредством других явлений. «Этимология» – наука о происхождении слов – занимает важное место в научной деятельности Хрисиппа. И сам термин «этимология» впервые был введен в научных обиход Хрисиппом.
Стоики полагали, что первые слова подражали вещам: мед приятен на вкус и слово mel (мед) приятно на слух; слово crux (крест) грубое – означает орудие пыток и казни; латинское слово vos (вы) требует указания на собеседников (при произнесении местоимения губы вытягиваются в сторону собеседника), а при произнесении местоимения nos (мы) язык прижимается к собственным зубам.
В
истории Древней Греции
В античной истории особое место отдается описанию Александрии, которая в силу географической отдаленности от центра империи сохранила многие классические традиции греческой культуры. Александрия - один из городов Египта, север Африки, более трехсот лет была греческой колонией. Греческие колонисты, находясь вдали от греческого центра, старались сохранить греческий язык и греческую культуру в чистоте и правильности.
Во
втором веке до нашей эры
в городе Александрия
Александрийская школа была своеобразным учебным (просветительским) и научным (исследовательским) центром, в котором трудились ведущие ученые той эпохи. Для истории языкознания наиболее интересным является созданная в стенах Александрийской школы грамматика греческого языка, получившая название - Александрийская грамматика.
Наиболее
значительных успехов в
Дионисий
Фракийский (Дионисий Фракиец) -
ученик Аристарха Самофракийского,
жил на рубеже первого и
второго веков до нашей эры.
Сохранилась его "Грамматика",
в которой он изложил основные
сведения грамматического
Аполлон Дискол (Аполлоний Дискол)
- известнейший филолог первой
половины второго века нашей
эры. Написал более тридцати
произведений, в которых рассматривает
вопросы, связанные с
Александрийцы сделали грамматику самостоятельной дисциплиной, они накопили грамматический материал и установили основные категории имени и глагола. Александрийские ученые пытались дать описание греческого языка, отметив в нем и регулярные систематические явления и отклонения, т.е. исключения, аномалии. Александрийские ученые большое внимание уделяли фонетике. Звуки отождествлялись с буквами. У букв-звуков отмечалась долгота-краткость, способность одного звука быть то долгим, то кратким. Выделялись дифтонги, т.е. сложные звуки.
Единицей речи признается слово, а речь (или предложение) - это соединение слов, выражающее законченную мысль.
В Александрийской грамматике выделяется восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль, междометие), местоимение, предлог, наречие, союз. При описании имен александрийцы отмечают то, что имена могут обозначать тела (например, "камень") и вещи (например, "воспитание"), т.е., говоря современным языком, имена делятся на конкретные и абстрактные. Имена могут называть общее и частное ("человек" - общее, "Сократ" - частное). Имена изменяются по числам и падежам. Глагол имеет формы наклонения, времени, числа, лица. Глагол - это слово, называющее действие или страдание. Выделяется пять наклонений: изъявительное, повелительное, желательное, подчинительное, неопределенное. Выделяются три залога: действие, страдание и середина (средний залог).
Выделяются
четыре вида глагола: законченн
Александрийцы
называют основные функции
члена (артикля) - быть носителем
признаков рода, числа, падежа
имени. Местоимение - есть слово,
употребляемое вместо имени,
Александрийская библиотека была разгромлена варварами-арабами в 642 году нашей эры, следовательно, библиотека существовала более тысячи лет. И более тысячи лет при библиотеке существовал научный центр, сотрудники которого пытались комментировать древние тексты, переводить на греческий язык (эллинский язык) иностранные тексты.
Значение
александрийской грамматики
Языкознание в Древнем Риме
Древний Рим во многом повторял обычаи и законы жизни эллинов (греков). Во втором веке до нашей эры римские философы перенесли, перевели, использовали для латинского языка Александрийскую грамматику, внеся в нее некоторые изменения. Римляне продолжили дискуссию о происхождении языка. Римляне отстаивали условность связи между словом и предметом. Римляне усилили стилистику, добавив некоторые законы ораторского искусства. В грамматике, благодаря римлянам, появилось междометие как часть речи. Юлий Цезарь ввел аблативус, т.е. отложительный падеж. Значительное место занимают труды Марка Теренция Варрона «О латинском языке».
Римские грамматики латинского языка более тысячи лет были классическими учебными пособиями. Наиболее известными являются грамматики Элия Доната - "Ars grammatica" (полная) и "Ars minor" (краткая), созданные в IV веке нашей эры. Позднее эти два труда, объединенные вместе, получили название "Грамматическое руководство" или "Грамматика Доната".
Грамматика Доната состоит из двух частей: "Меньшее руководство" (Ars minor) и "Большое руководство" (Ars maior). Она стала одной из знаменитейших работ в истории языкознания, послужившей основным учебником латинского языка в школах Европы на протяжении более тысячи лет - до начала XV века.
Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"