Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций
Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).
РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254
Идеологом данного метода считается немецкий ученый Август Шлейхер (1821-1868 гг.). А. Шлейхер считается основателем натуралистического направления в языкознании. Появлению термина "морфология" в лингвистике мы обязаны Августу Шлейхеру, взявшему данный термин из биологии. Согласно А. Шлейхеру, морфология должна изучать морфологические типы языков, происхождение и взаимоотношения языков.
Морфологический
тип языка определяется
1. имеются только значения - это изолирующие языки (китайский, бирманский);
2. имеется значение, которое передается и уточняется аффиксами - приставками - это агглютинирующие языки (монгольский, татарский, венгерский);
3. имеется значение и отношение в одном слове - это индоевропейские языки.
К данной схеме А. Шлейхера обычно добавляется еще один тип языков - полисинтетические языки, выделенные В. фон Гумбольдтом. Но А. Шлейхер подобные языки (полисинтетические) относит к агглютинирующим.
Августу
Шлейхеру принадлежит введение
в лингвистику понятия "родосл
Заслугой А. Шлейхера является теория реконструкции праязыка. Он считал, что на основе наблюдений над развитием современных языков можно реконструировать представления о звуковой системе и системе форм слова. Реконструированные формы не обязательно должны функционировать в языке, но они могут указывать на тип, некогда существовавший в праязыке. Такие формы названы праформами. Например, слово "отец" существует в разных языках в таких формах: латинское - "pater", готское - "fadar", древнеисландское - "fadir". А. Шлейхер предполагает, что в индоевропейском языке существовала форма (праформа) *pate или *pater.
А. Шлейхер считал, что язык необходимо рассматривать как живой организм. Во многих работах по истории языкознания и общему языкознанию Августа Шлейхера называют автором-создателем натуралистической концепции языка, поскольку он относил язык к категории живых организмов.
"Жизнь языка не отличается от жизни всех других живых организмов: также живет, развивается, умирает".
По мнению А. Шлейхера, язык - живой организм, язык - есть сам по себе высший продукт материи. А. Шлейхер делил языкознание на внутреннее языкознание и внешнее языкознание.
Но в творчестве А. Шлейхера были гипотезы, не получившие подтверждения. Так, А. Шлейхер пытался ввести в языкознание понятие триады, заимствованное им у Ф. Гегеля (тезис - антитезис - синтез). А. Шлейхер наполнил данное понятие своим смыслом. Используя понятие триады, А. Шлейхер вывел три типа языков (агглютинирующие, изолирующие, флективные), выделил у слова три признака (звук, форма, функция) и выделил три типа гласных звуков (A, I, U).
Итак, А. Шлейхер попытался
Психологическое направление в философии языка второй половины XIX века и отражение его постулатов в позднейшей лингвистической теории
В XIX веке параллельно сравнительно-историческому языкознанию, развивающемуся достаточно быстро, во второй половине века распространилось психологическое направление в изучении языка. Наиболее ярким представителем стал немецкий языковед-теоретик Герман Штейнталь (1823-1899 гг.). В 1855 году вышла его книга «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения», в которой Г. Штейнталь обосновал тесные связи языкознания и психологии. Г. Штейнталь считает, что «предметом языкознания является язык, или язык вообще, т.е. выражение осознанных внутренних психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков».
В
концепции Г. Штейнталя
Особое положение в психологическом направлении занимает Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.). В. Вундт как психолог изучает не столько сам язык, а изучает язык для выяснения сложных психических процессов, предшествующих речи. Вундт акцентирует внимание на психологии народа, а не индивида. Он подчеркивает, что язык возникает при общей духовной жизни. А духовная жизнь коллектива выражается в формах культуры таких, как мифы, предания, легенды. Вундт подчеркивает, что язык и мышление тесно связаны и развиваются одновременно. Вундт, рассматривая происхождение языка, утверждает, что первоначально существовал язык жестов. И лишь потом язык жестов сопровождался звуковой формой. Первые слова были повелительными, императивными.
Свое дальнейшее развитие
Младограмматическое направление в языкознании
Во второй половине XIX века компаративистика развивается дальше. Наиболее крупными явлениями стали возникновение нового направления внутри компаративистики и выдающиеся исследования российских лингвистов. В середине XIX века многих лингвистов не устраивает состояние компаративистики. Предпринимаются попытки изменить создавшееся положение. В 70-х годах XIX века внутри сравнительно-исторического языкознания возникает новое направление, получившее условное название "младограмматического".
В 1876 г. выходит книга Августа
Лескина «Склонения в
Младограмматизм оформляется и осознается как течение с 80-х годов XIX века и выступает как активная научная сила примерно в течение 50 лет. Младограмматизм – направление в европейском языкознании, возникшее в 70-х годах XIX века в Германии. Теоретический стержень младограмматизма – воззрение на язык как на индивидуально-психологическое явление: понятия, выражаемые языком, возникают только «в недрах души индивида». Общение с помощью языка возможно только потому, что психическая жизнь людей одинакова и звуки языка говорящего вызывают в душе слушателя один и тот же для обоих комплекс представлений.
У младограмматиков два
Младограмматики защищали
-фонетические законы, действующие в языке, не имеют исключений. Этим они подчеркивали живой образ развития языка.
-основным законом создания новых форм в языке является аналогия. Все новое в языке создается на аналогии и переосмыслении того, что уже имеется в языке.
-в
первую очередь необходимо
Младограмматисты упрекали старших языковедов в том, что старшее поколение компаративистов мало уделяет внимания живому языку, человеку, человеческой речи, а излишне увлеклись мертвыми языками, реконструкциями.
Младограмматики
провозгласили принцип
Теоретические
взгляды младограмматистов
Дальнейшее
развитие взгляды
Критика младограмматизма
В качестве основных недостатков младограмматизма отмечаются следующие:
1. Младограмматики
увлеклись анализом звуковой
стороны языка, пренебрегая
2. Младограмматиков упрекали в «атомизме», т.е. в рассмотрении отдельных фактов без попыток соединения их в одно целое, без попыток выявления их системных отношений.
3. Младограмматики
умудрялись изучать историю
С критикой младограмматизма
выступил австрийский лингвист
Гуго Шухардт (1842-1927). Шухардт
требует описания лингвистическ
В
критике младограмматиков
Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
Современный этап в истории лингвистики традиционно связывали с именем Фердинанда де Соссюра - великого швейцарского лингвиста, заложившего основы современного языковедения. «Пройти мимо Соссюра – это значит пройти мимо языкознания» - справедливо указывает известнейший французский лингвист Эмиль Бенвенист.
Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"