Лекции по "Историb лингвистических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций

Краткое описание

Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 254.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

     Идеологом  данного   метода    считается   немецкий ученый Август  Шлейхер (1821-1868 гг.). А. Шлейхер считается основателем натуралистического направления в языкознании. Появлению термина "морфология" в лингвистике мы обязаны Августу Шлейхеру,  взявшему данный термин из биологии. Согласно А. Шлейхеру, морфология должна изучать морфологические типы языков,  происхождение и взаимоотношения языков.

     Морфологический  тип языка определяется строением  слова,  которое может  выражать  значение (через корень) и отношения (через аффикс). Наблюдаются три типа комбинаций значения и отношения:

     1. имеются  только  значения - это изолирующие языки (китайский, бирманский);

     2. имеется значение,  которое передается и уточняется аффиксами - приставками - это агглютинирующие языки (монгольский,  татарский, венгерский);

     3. имеется значение и отношение в одном слове - это индоевропейские языки.

     К  данной схеме А. Шлейхера обычно добавляется  еще  один  тип языков -  полисинтетические языки,  выделенные  В. фон  Гумбольдтом.  Но А. Шлейхер подобные языки (полисинтетические) относит к агглютинирующим.

     Августу  Шлейхеру принадлежит введение  в лингвистику  понятия "родословное дерево" (или "родословное древо") - теория о  последовательном  развитии европейских языков из одного праязыка. Родословное древо и каждая его ветвь делятся пополам.  По теории А. Шлейхера  индоевропейский язык распался на две ветви: северную и южную. Северная ветвь стала основой для славянских и германских языков,  а южная  ветвь  - для греко-итало-кельтских языков.

     Заслугой  А. Шлейхера является теория  реконструкции  праязыка. Он считал,  что  на  основе  наблюдений  над развитием современных языков можно реконструировать представления о звуковой системе  и системе форм слова. Реконструированные формы не обязательно должны функционировать в языке, но они могут указывать на тип, некогда существовавший  в  праязыке.  Такие  формы названы праформами.    Например, слово "отец" существует в разных языках в таких формах:  латинское - "pater",  готское - "fadar", древнеисландское  - "fadir". А. Шлейхер предполагает, что в индоевропейском языке существовала форма (праформа) *pate  или *pater.

     А. Шлейхер считал,  что язык необходимо рассматривать как живой организм.  Во  многих работах по истории языкознания и общему языкознанию Августа Шлейхера называют автором-создателем  натуралистической концепции языка,  поскольку он относил язык к категории живых организмов.

     "Жизнь языка не отличается  от  жизни  всех других живых  организмов:  также живет,  развивается,  умирает".

      По мнению А. Шлейхера,  язык - живой организм, язык - есть сам по себе  высший продукт материи. А. Шлейхер делил языкознание на внутреннее языкознание и внешнее языкознание.

     Но  в  творчестве  А. Шлейхера  были  гипотезы,  не получившие  подтверждения. Так,  А. Шлейхер  пытался ввести в языкознание  понятие триады,  заимствованное  им  у Ф. Гегеля (тезис - антитезис - синтез). А. Шлейхер наполнил данное понятие своим смыслом. Используя понятие триады, А. Шлейхер вывел три типа языков (агглютинирующие, изолирующие,  флективные),  выделил у слова три признака (звук, форма,  функция) и выделил три типа гласных звуков (A,  I, U).

        Итак, А. Шлейхер попытался аргументированно  доказать биологическое происхождение  языка,  создав несколько теорий  изучения языков, в числе которых  теория родословного древа, морфологического  типа языка, морфологии языка.  Следует отметить, что натуралистическое направление во многом определялось популярной в то время теорией Дарвина и очень модной в то время профессией натуралиста (или естествоиспытателя, в современном понимании - это профессии, связанные с биологией, зоологией и другими естественными науками).

 

Психологическое направление в философии языка  второй половины XIX века и отражение его постулатов в позднейшей лингвистической теории

 

       В XIX веке параллельно сравнительно-историческому языкознанию, развивающемуся  достаточно быстро, во второй половине века распространилось психологическое направление в изучении языка. Наиболее ярким представителем стал немецкий языковед-теоретик Герман Штейнталь (1823-1899 гг.). В 1855 году вышла его книга «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения», в которой Г. Штейнталь обосновал тесные связи языкознания и психологии. Г. Штейнталь считает, что «предметом языкознания является язык, или язык вообще, т.е. выражение осознанных внутренних психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков».

    В  концепции Г. Штейнталя основным  считается взаимодействие индивидуальной  речи и индивидуального мышления. В русле психологического языкознания  находятся и работы Александра  Афанасьевича Потебни (1835-1891). А.А. Потебня был высокообразованнейшим человеком своего времени: он и философ, филолог, лингвист, фольклорист. А.А. Потебня отвергает учение Шлейхера о языке как живом организме. Он говорит, что язык – это произведение народа и развивается по своим, не биологическим законам. Как фольклорист А.А. Потебня считает, что людей объединяет в общество его культура – мифы, сказания, предания. Язык тесно связан с мышлением. А.А. Потебня считает, что «язык есть необходимое условие мысли отдельного лица даже в полном уединении». Язык связан со всей психической деятельностью человека.

     Особое  положение в психологическом  направлении занимает  Вильгельм  Вундт (1832-1920 гг.). В. Вундт как  психолог изучает не столько  сам язык, а изучает язык для  выяснения сложных психических процессов, предшествующих речи. Вундт акцентирует внимание на психологии народа, а не индивида. Он подчеркивает, что язык возникает при общей духовной жизни. А духовная жизнь коллектива выражается в формах культуры таких, как мифы, предания, легенды. Вундт подчеркивает, что язык и мышление тесно связаны и развиваются одновременно. Вундт, рассматривая происхождение языка, утверждает, что первоначально существовал язык жестов. И лишь потом язык жестов сопровождался звуковой формой. Первые слова были повелительными, императивными.

        Свое дальнейшее развитие психологическое  направление получило в XX веке  в виде появившейся на стыке психологии и языкознания новой дисциплины психолингвистики.

 

Младограмматическое направление в языкознании

     Во  второй  половине  XIX века  компаративистика  развивается дальше. Наиболее  крупными  явлениями стали возникновение нового направления внутри  компаративистики  и выдающиеся  исследования  российских лингвистов. В середине XIX века многих лингвистов не устраивает состояние компаративистики. Предпринимаются попытки изменить создавшееся положение. В 70-х годах XIX века внутри сравнительно-исторического языкознания возникает новое направление, получившее условное название "младограмматического".

       В 1876 г. выходит книга Августа  Лескина «Склонения в балтославянских  языках», в 1878 г. книга Германа  Остгофа и Карла Бругмана «Морфологические  исследования». Авторы этих книг  были достаточно молодыми учеными,  но учеными, не побоявшимися  выступить против представителей старшего поколения, призывавших изучать древние языки. С этого времени внутри сравнительно-исторического языкознания развивается направление младограмматиков.  

     Младограмматизм   оформляется и осознается как  течение с 80-х годов XIX века и выступает как активная научная сила примерно в течение 50 лет. Младограмматизм – направление в европейском языкознании, возникшее в 70-х годах XIX века в Германии. Теоретический стержень младограмматизма – воззрение на язык как на индивидуально-психологическое явление: понятия, выражаемые языком, возникают только  «в недрах души индивида». Общение с помощью языка возможно только потому, что психическая жизнь людей одинакова и звуки языка говорящего вызывают в душе слушателя один и тот же для обоих комплекс представлений.

      У младограмматиков два основных  принципа: историзм и  психологизм.  К  младограмматикам  в разное  время и  по разным принципам  примыкали такие крупнейшие лингвисты,  как  Ф. де Соссюр, Ф.Ф. Фортунатов,  И.А. Бодуэн де Куртенэ.    

        Младограмматики защищали основные  свои положения:

     -фонетические  законы, действующие в языке, не  имеют исключений. Этим они подчеркивали  живой образ развития языка.

     -основным  законом  создания новых форм  в языке является  аналогия. Все новое в языке создается на аналогии  и переосмыслении того, что уже имеется в языке.

     -в  первую очередь необходимо исследовать   современные  живые языки и  их разновидности - диалекты.

     Младограмматисты  упрекали  старших  языковедов  в  том,  что старшее поколение компаративистов мало  уделяет внимания живому языку, человеку,  человеческой речи, а излишне увлеклись мертвыми языками, реконструкциями.

    Младограмматики  провозгласили принцип описания  языка отдельного человека.  В   этом их сила - именно с младограмматиков началось психологическое языкознание.  Но в этом же и их  слабость  - язык все же явление социальное. Речь индивидуума не способна отразить все многообразие форм,  предоставляемых языком. Речь индивидуума ограничена возрастными, психологическими, образовательными, физическими, анатомическими особенностями. Младограмматисты своими трудами,  своей позицией способствовали развитию диалектологии. К основополагающим  работам младограмматиков относятся труды Германа Пауля "Принципы истории языка",  Бертольда Дельбрюка "Основные вопросы исследования языка", Карла Бругмана "К современному состоянию языкознания".

     Теоретические  взгляды младограмматистов изложены  в предисловии к книге Германа  Остгофа и Карла Бругмана «Морфологические исследования в области индоевропейских языков», вышедшей в 1878 году. Предисловие к названной книге в дальнейшем стало называться «манифестом младограмматиков». Основные положения манифеста, а значит, и всего младограмматического направления можно свести к следующему:

  1. Прежнее языкознание, изучая индоевропейские языки, не занималось «говорящим человеком». Старшее поколение компаративистов, изучая фонетический строй языков, уделяло внимание физиологии речи, описанию механизма произнесения речи. Младограмматики призывают изучать психический процесс создания речи, поскольку прежде, чем произнести тот или иной комплекс звуков, человек совершает определенные мыслительные действия.
  2. По мнению младограмматиков, старшее поколение слишком пристальное внимание уделяет созданию праформ, т.е. реконструированию гипотетического языка-основы.
  3. В манифесте указывается, что старшее поколение, изучая древнее состояние языков, обращается к письменным памятникам, пытаясь по ним восстановить звучащую речь. Младограмматисты справедливо отмечают, что письменная речь своими знаками (буквами) не всегда определенно правильно способна отразить звучащую речь. Во-вторых, письменная речь – это литературно обработанная речь, а не живая непосредственная речь. Младограмматисты предлагают изучать живые говоры, диалекты, и через их материал – особенно звуковой материал живой речи – проводить изучение современных языков и их древнего состояния.
  4. Младограмматисты призывали изучать человека ы языке, поскольку язык существует только в индивидууме. Речь человека зависит от изменений окружающего мира, и эти изменения, отразившись в мышлении человека, отражаются и в языке.
  5. Основным понятием сравнительного языкознания, по мнению младограмматиков, должно быть понятие, согласно которому звуковые изменения не знают исключений.
  6. Младограмматики утверждали, что принцип аналогии зависит от звуковых законов.

     Дальнейшее  развитие взгляды младограмматиков  получили в теоретическом труде  Германа Пауля «Принципы истории  языка», вышедшем в 1880 году. Данную  книгу даже назвали «Библией младограмматизма». Г. Пауль утверждает, что языкознание относится к числу культурно-исторических наук. Пауль подчеркивает, что «важнейшим признаком любой культуры является участие психических факторов». Г. Пауль утверждает в качестве основы языкознания как науки психологию. Он призывает изучать индивидуальную речь, поскольку считает, что речь создается отдельным говорящим человеком. Через изучение речи отдельного человека можно изучать язык в целом. Причиной создания индивидуальной речи является общение, для реализации которого необходима известная степень общности, или узус. (Узус – общепринятое употребление языковых средств, иногда противоречит норме). Г. Пауль заложил основы психологического синтаксиса, продолженного в XX веке В. Матезиусом. Работа Г. Пауля оказала сильнейшее влияние на развитие мировой лингвистики и считалась авторитетнейшим трудом вплоть до появления «Курса общей лингвистики» Ф. Соссюра.

 

Критика младограмматизма

 

    В  качестве основных недостатков  младограмматизма отмечаются следующие:

1. Младограмматики  увлеклись анализом звуковой  стороны языка, пренебрегая семантической  стороной.

2. Младограмматиков  упрекали в «атомизме», т.е. в  рассмотрении отдельных фактов  без попыток соединения их  в одно целое, без попыток  выявления их системных отношений.

3. Младограмматики  умудрялись изучать историю языковых  явлений без связи их с историей  общества.

      С критикой младограмматизма  выступил австрийский лингвист  Гуго Шухардт (1842-1927). Шухардт   требует описания лингвистических фактов с обязательными теоретическими обобщениями. «Всякое частное языкознание переходит в общее» - пишет он.

     В  критике младограмматиков принял  активное участие немецкий ученый  Карл Фосслер (1872-1949). Но, считая  свою позицию идеалистической,  Фосслер противопоставляет ее позитивистской позиции младограмматиков. Основной функцией языка Фосслер считает экспрессивную функцию, основным разделом в языкознании – стилистику.

 

Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра

 

     Современный  этап в истории лингвистики традиционно связывали с именем Фердинанда де Соссюра - великого швейцарского лингвиста, заложившего основы современного  языковедения.  «Пройти мимо Соссюра – это значит пройти мимо языкознания» - справедливо указывает известнейший французский лингвист Эмиль Бенвенист.

Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"