Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 03:32, курс лекций
Саме тому, що європейське Середньовіччя стало епохою створення сучасних народностей та держав, закладення початків сучасної нам поезії та живопису, відлиття в особливі, осмислені й одухотворені форми архітектури, виникнення понять та відношень, якими і в яких ми живемо і тепер, саме тому воно постає для сучасних людей близькою, так би мовити, епохою, викликає до себе великий дослідницький інтерес, зумовлюючи детальне своє вивчення. У цьому сенсі є актуальними слова відомого історика Л. Ранке про те, що люди ХІХ ст., що звернулися до ретельного вивчення Середньовіччя, відкрили у ньому не один із кращих коренів своєї власної природи. “Ми глибоко переконані у тому, - продовжує він, - що сучасний нам світ не може бути зрозумілим без дослідження тих часів”.
26.Картина вселенной
в «божественной комедии»
27. Специфіка композиції, віршової форми й архітектоніки «Божественної комедії» Данте Аліг’єрі.
«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части; каждая часть состоит из 33 песен, причём кончается словом Stelle, то есть звезды. Всего таким образом получается 99 песен, которые вместе с вводной песней составляют число 100. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр.
Первая часть «Ад» начинается рассказом о внутреннем состоянии поэта, который «земную жизнь пройдя к половине», вдруг «оказался в пасмурном лесу, потеряв правый путь в тьме долины». Сбившись с дороги в лесупоэт встретил рысь, которая символизирует охоту, волчицу, которая символизирует жадность, и льва, который символизирует гордыню. Попытка найти правильную дорогу и выйти из пасмурного леса, который символизирует Италию, делается на рассвете, который символизирует начало новой жизни. Потеряв путеводную нить - свет звезды в долине, герой встречает Вергилия - любимого поэта Данте, который становится его проводником кругами ада.
Начиная с четвертой песни, мы узнаем о структуре ада, который состоит из девяти пластов. Чем легче грех человека, тем более легкое наказание, но чем глубже он проникает в душу человека, тем более сильное наказание ему угрожает. И если на поверхности земли в первых кругах ада находятся души некрещеных грудных детей, нарушителей брачной верности и чревоугодники, то в глубинных пластах ада находятся предатели и убийцы. В центре ада живет Люцифер. Увидев ад, поэт утверждает, что во всех своих поступках необходимо руководствоваться долгом, верой, надеждой и любовью.
Потом поэт и его проводник попадают в Чистилище. Если аду отвечали черный и красный цвет - цвет тьмы и огня, то чистилищу присущ серый цвет - цвет сумерек. За представлениями Данте, чистилище выглядит как гора, возле подножия которой расположено передчистилище, немного выше расположено семь кругов, в которых грешники очищаются от семи грехов. В конце концов, на самой вершине горы расположен земной рай, где жили Адам и Ева. Чистилище во всем противопоставляется аду: чем выше круг, тем человечнее и совершеннее душа. Во время подъема Данте находит то, что потеряли люди - совесть, волю, ум.
Третья часть поэмы - «Рай». В этой части Данте путешествует со своей любимой - Беатричче. Им раскрывается новый мир, в котором торжествуют ум, любовь, добро и красота. Этот мир озарен светом, который излучают души. Свет двигает планеты и звезды. Свет - это также и символ знания. В каждом круге рая Беатричче рассказывает Данте то, что он в возможности постигнуть. Рай - это возможность любви. В ней вся тайна бытия. На этом путь Данте завершается. Он пришел к заветной мечте.
Художественная структура поэмы «Божественная комедия» отображает представление о вселенной, которые были присущи эпохе Средневековья. А переживания, раздумья и соображения, которые прозвучали в поэме, свидетельствуют о приближении эпохи Возрождения. Свою поэму Данте считал святым произведением, а главную цель человечества поэт усматривал в том, чтобы вырваться из плена эгоизма к свету новой жизни.
28. Образ ліричного
героя і характер ліричної
інтроспекції у сонетах
Лирический герой поэзии Петрарки — это человек новой эпохи, эпохи Ренессанса, эпохи гуманизма. Это человек с богатым и глубоким духовным миром, свободный в своем чувстве. Стихи сборника «Канцоньере» — это своеобразная исповедь, в которой л. г. рассказывает о своем безответном чувстве и связанных с ним мучительных переживаниях, о несбывшихся надеждах и терзающих его сомнениях. Поэт пристально вглядывается в себя, ловит малейшие движения своей души, исполненной противоречий.
В произведениях Петрарки полностью отсутствующий средневековый аскетизм, а внутренний конфликт чувств не перерастает в конфликт с действительностью, так как поэт оценивает и жизнь, и собственные ощущения с точки зрения земного человека.
В свою эпоху Франческо Петрарка стал одним из первых творцов, которые воспели красоту и величие человека, личности. Франческо Петрарка считается одним из основателей гуманизма как образа мыслей и содержания творчества. До этого, в средневековье, было принято воспевать лишь черты божественного, неземного, духовного,а человек мыслился как недостойный, несовершенный божий раб.
29. Образ Лаури
і художні засоби його
В Европе в 1348 году прокатилась страшная
эпидемия чумы. Лаура стала жертвой этой
эпидемии. Последующие десять лет после
ее смерти, Петрарка оплакивал ее. За все
это время им был написал цикл "На смерть Мадонны Лауры".
Объединив посмертный цикл с раннее созданными
сонетами Петрарка составил великую книгу,
которой он дал название "Канцоньере"
(Книга песен). Все стихотворения "Канцоньере"
посвящены любви к Лауре. Однако в чертах
внешнего мира и в образах отсутствует
физическая конкретность и какая-либо
реалистичность. Лаура не была вымыслом,
однако Петрарка создал в "Канцоньере"
свою поэтическую систему, которая состояла
из повторяющихся мест и ситуаций, метафор
и образов.
Образ Лауры не вызывает у влюбленного
Петрарки коренных изменений и не вынуждает
его принимать радикальных решений,-это
образ желания, которое не может быть реализовано
и удовлетворено, но оно становится смыслом
существования. Благодаря образу лирический
герой смог осознать самого себя. Поэт
неустанно совершенствовал ее, дополнял,
шлифовал до конца дней своих (известно
о семи прижизненных редакциях). Этот сборник
составил великую славу Петрарке, но сам
он главным делом своей жизни считал совсем
иные книги.
В своей любовной лирике поэт любуется Лаурой, ее ангельским обликом, небесной чистотой. Лаура для поэта - идеал, она недоступна и величава. Ее душа - «как звезда яркая». При такой возвышенной любви Лаура остается в глазах Франческо живой женщиной, а не просто идеальным образом.
Любовь Франческо горяча и одновременно чиста, полна глубокого уважения. До сих пор любовь Франческо Петрарки к Лауре остается для всего человечества эталоном благородных чувств.
Реальная Лаура, которую любил Петрарка, была замужней женщиной, и поэт мог только иногда видеть ее в церкви или на улице. В редкие встречи он ловил каждый жест, каждую улыбку возлюбленной, а затем переживал разлуку. Образ Лауры освещал для него существование, дал жизни смысл. Влюбленный герой благословляет день и час встречи с возлюбленной. Он принимает все, что дала ему любовь – и радости, и страдания неутоленного чувства. Даже боль измученного сердца в его глазах достойна благословения.
30. Ідейні, сюжетні
й образні джерела збірки «
Схема этого произведения встречается у Бокаччо и раньше, в «Амето» (любовные рассказы семи нимф) и «Филоколо» (13 любовных вопросов). Структура сочинения двояка — используется «рамочная композиция» со вставными новеллами. Обрамляющие события книги происходят в XIV веке, во время эпидемии чумы 1348 года. Группа из 3 благородных юношей и 7 дам, встретившаяся в церкви Санта Мария Новелла, уезжают из охваченной заразой Флоренции на загородную виллу в 2 милях от города, чтобы там спастись от болезни. (Традиционно считается, что это Вилла Пальмьери во Фьезоле).
За городом они проводят свое время, рассказывая друг другу различные занимательные истории. Многие из них — не оригинальные сочинения Боккаччо, а переработанные им фольклорные, легендарные и классические мотивы — к примеру, из «Метаморфоз» Апулея, анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, французские фаблио и восточные сказки, устные рассказы современных ему флорентийцев. Боккаччо также черпал из итальянского сборника XIII века «Cento novelle antiche». Индийский сборник сказок «Панчатантра» повлиял на структуру и ряд новелл, а «Historia gentis Langobardorum» Павла Диакона — на способ описания чумы. (Сводную таблицу использованных им источников см. Список новелл Декамерона).
Каждый день начинается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит время эта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных правилам благородства и воспитанности. В обрамлении новелл «Декамерона» можно видеть утопическую идиллию, первую ренессансную утопию: культура оказывается возвышающим и цементирующим началом этого идеального сообщества.
Таким образом, новеллы «Декамерона» рассказываются в обстановке своего рода «пира во время чумы». Академик А.Н. Веселовский замечает по этому поводу: «Боккаччо схватил живую, психологически верную черту — страсть к жизни у порога смерти».2013
Повествование начинается утром в среду, события длятся 10 дней, и в каждый день рассказано по 10 историй. Каждый день избирается «король» или «королева», которые устанавливают порядок дня и назначают тему для рассказов, которыми собеседники занимают друг друга. Этой темы должны придерживаться все рассказчики, за исключением Дионео, который получает привилегию рассказывать свою историю последним и на любую тему. В пятницу и субботу правители не избираются и новеллы не рассказываются. После того, как все 10 новелл в один день рассказаны, автор их «обрамляет» — показывает читателю рассказчиков, показывает, как они обмениваются впечатлениями от новелл.
В конце каждого дня одна из дам исполняет стихотворную балладу, являющуюся своего рода музыкальным контрапунктом для рассказываемых историй. Эти баллады — лучшие образцы лирики Боккаччо, в них «по большей части воспеваются радости простой и чистой любви или страдания любящих, которым что-нибудь мешает соединиться». Поскольку в выходные истории не рассказываются, всего события занимают 2 недели, и после окончания действия, опять-таки в среду, молодые люди возвращаются во Флоренцию.
Герои «Декамерона»
Десять рассказчиков «Декамерона» — brigata,
Дамы (возраст от 18 до 28 лет):
Пампинея (Pampinea, «цветущая») — родственница одного из юношей
# Фьяметта (Фиаметта) (Fiammetta, «огонек») — возлюбленная автора, как считается, настоящее имя Мария д’Аквино, внебрачная дочь Роберта Анжуйского
Филомена (Filomena, «любительница пения») — псевдоним дамы, в которую Боккаччо был влюблен до Фьямметты. Ей посвящена его поэма «Филострато». Это имя встречается также у Кретьена де Труа.
# Емилия (Эмилия) (Emilia, «ласковая»). Это имя использовалось Боккаччо в нескольких произведениях («Тезеида», «Амето», «Любовное видение»). Особо отмечается её красота.
Лауретта (Lauretta) отсылает к образу Лауры — возлюбленной Петрарки. Особо хороша в танце и пении.
# Неифила (Нейфила) (Neifile, «новая для любви») — любима одним из юношей, скорее всего Памфило. Отличается кротостью нрава.
Елиза (Элисса) (Elissa, второе имя Дидоны Вергилия). Отличается насмешливостью.
: Юноши (возраст от 25 лет):
Панфило (Panfilo , «весь любовь; полностью влюбленный») — характер серьёзный, рассудительный. Имя неверного любовника, встречающееся в эклогах Боккаччо и в его «Фьямметте».