Литература эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:51, курс лекций

Краткое описание

В европейской культуре, начиная с Х! века возникают отдельные явления, которые подготавливают возникновение нового видения мира и появление нового, ренессансного человека. К ним относится рыцарская и городская культура и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

-docs-Grakanagitutyun-zarubejnaja literatura-ROLF-3k.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

 Лекции по зарубежной литературе от Возрождения до романтизма (ХШ-XIX века)

 

Лекция 1

Литература эпохи Возрождения.

Возрождение в Италии. Данте.

 

1. Понятие «Возрождение» как  культурно-исторический феномен. Явления, подготовившие появление Возрождения  и человека Возрождения (рыцарская и городская литературы).

 

 В европейской культуре, начиная с Х! века возникают отдельные явления, которые подготавливают возникновение нового видения мира и появление нового, ренессансного человека. К ним относится рыцарская и городская культура и литература.

 С развитием ремесел и появлением нового вооружения и доспехов меняется военное, а затем и социальное значение рыцарства – дворянства на службе у князей и королей. При королевских дворах возникает новый тип светской культуры – куртуазия, в которую включалось светское вежество и эстетическое воспитание, которое должно было не только отличать рыцаря от крестьянина, но и способствовать его совершенствованию как человека. Рыцарская культура и литература ориентированы на высокие идеалы, а не на реальность. В обыденном сознании рыцарь ассоциировался с воином Бога – с ангелом ( финал истории Рима, когда конные варвары, осаждающие Рим, воспринимались римлянами-христианами как карающие их за их грехи ангелы-воители).

 Жанровая система рыцарской литературы. Рыцарская поэзия. Трубадуры Прованса. Миннезингеры. Поэзия связана с культурой замка.

Рыцарский роман. Его возникновение в Бретани, где был второй французский королевский двор, который потом перешел уже в Англию.

 Три основных цикла рыцарских романов (античный, византийский и артуровский цикл с романами о святом Граале).

 Эволюция героя от героя эпоса к герою романа. Сравнительная характеристика эпоса и романа. Универсализм романа. Фантастика и сказка в романе как проявление авторского вымысла и воображения. Структура католического готического собора в сравнении со структурой романа.

 «Тристан и Изольда». Различные версии сюжета. Символика «любовного напитка». Тема моря. Роман Готфрида Страсбургского как завершение эволюции сюжета. Античные мотивы в романе (паруса). Символика цвета.

 «Парцифаль». Структура романа (история Гамурета и Белаканы, воспитания Парцифаля в лесу. Встреча с рыцарями короля Артура. Замок Грааля. Два идеала – рыцарский и человеческий и их отражение в сцене с королем Анфортасом. Отшельник Треврицент. Роль волшебницы Кундри и сестры Парцифаля Сигуны). Символика святого Грааля. Значение родственных связей героев для структуры романа. Парцифаль и Фейферитц. Восстановление гармонии и значение святого Грааля как символа миссии христианского рыцарства.

 

 Городская литература.

 Город как новая культурная среда. Отличие средневекового европейского города от города античного. Понятие свободы. «Воздух города делает свободным».

Основные социальные группы: ремесленники, купцы, духовенство, судейские чиновники и университетские профессора и студенты. Интеллигенция. Значение письменности для организации жизни города.

 Две тенденции городской жизни. Упорядоченность и свобода. Городские праздники и смеховая культура.

Все слои городского населения имели свою литературу, городская литература как синтез разных пластов литературы.

 Жанровая система городской литературы.

Фаблио и их разновидности. Шванки. «Поп Амис».

«Роман о Лисе». Разные «ветви» романа и образ Лиса как связующее звено. Лис как горожанин с его характерными чертами.

«Роман о Розе». Две части романа и эволюция героя. Гильом де Лоррис и Жан де Мен.

Новый образ человека в поэзии Франсуа Вийона. Образ тела.

Драма и разные типы театра. Жанры. Фастнахтшпили , фарсы и сотти. Фарсы об Адвокате Пателене.

 

Возрождение  в европейской культуре. Возрождение в Италии.

 

Понятие «Возрождение» . Появление и истолкование у Вазари, Мишле и Буркхарта.

Вазари. «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» 1550г (Человеческое тело – жизнь и смерть, возрождение искусства) Жюль Мишле, историк. В середине ХУ! века – вводит в обиход это понятие и научно его обосновывает. Я.Буркхарт «Культура Италии в эпоху Возрождения» 1855. –«Ренессанс» утверждается как термин – название самостоятельного периода в европейской истории, затем уже – как «открытие мира и человека», мира как сферы приложения человеческой воли и разума, человека как самодовлеющей и самодостаточной личности.

 

 

Возрождение – первый период, осознавший себя эпохой и определивший свое положение в ряду других эпох.

Новый человек с новым отношением к миру и культуре – новое соотносится с античностью, с ее великим опытом, который возрождается.

 

Новое представление о времени – не природное (языческое), либо соотнесенное с Богом, вертикальное, а горизонтальное – перспектива ведет в глубь картины, земное существование обретает самостоятельность, раздвигая пространственные и временные пределы.

 

Уже были «возрождения» каролингское(Хв), «вергилианское» (IХв). но только в XIV-XVI веках различие между современностью и античностью будет осознано как эпохальное, античность – прошлое, отделенное отнастоящего, принципиально от него отличающееся.

 

Возрождение античности в XIV в – не причина возникновения эпохи, а необходимое следствие совершавшихся в Европе перемен, для которых опыт Греции и Рима послужил опорой. Перемены происходили в сфере сознания, искусства, образования.

 

Новый человек – Франческо Петрарка. 8 апреля 1341 г увенчан на Капитолийском холме лавровым венком (начало Возрождения?) Человек – мера всего, в центре мира, между земным и небесным (круг, тондо)

 

3 этапа Ренессанса в Италии. Причины возникновения Ренессанса  в Италии.

 

Светская культура. Гуманизм. Блистательный оптимизм. Иллюзии. Эпоха титанов.

 

Обращение к античности. Средневековье – «буква», Ренессанс – «Дух» античности.

 

Античность в сочетании с фольклором

 

 Данте (1265-1321)

 

Биография Данте. Политическая борьба во Флоренции. Урбанизация феодалов. Гибеллины и гвельфы.

Новый сладостный стиль. «Новая жизнь»

 «Божественная комедия».

Структура. Основные персонажи. Жанр видения и его преобразование в «Комедии».

 Художественная система «Божественной комедии» включает в себя элементы как средневековой, так и новой, ренессансной, поэтики. Если материал «Комедии» средневековый, взят из Библии, а в основе структуры «Ада» лежит исповедь (от более легких грехов к более тяжким), то сама фигура Данте, находящаяся в центре повествования, и его оценка происходящего уже воплощают новое восприятие мира.

Число 3 как основное в структуре «Комедии» ( «Троица») – три части по 33 песни.Терцины.

«Топография» поэмы.

Образы флорентийцев в Аду, в Чистилище и в Раю.

Образ Вергилия. – земная мудрость.

Образ Беатриче и «средневековый» взгляд на женщину. Беатриче как небесная мудрость.

Цветовая гамма в трех частях. Пластичность.

В ХХVIII песни Чистилища появляется Мательда, символизирующая мудрость творца земли и неба, это душа сотворенного мира, скрывшаяся в покинутом раю, это та часть земной действительности, которая готовит ее соединение с небесной действительностью. В то же Время Мательда символизирует точные науки (математика). За нею следуют старцы – символы четырех Евангелий. Тогда Вергилий исчезает, а вскоре появляется Беатриче.

«Рай» является также очень важной по смыслу частью – здесь разрешаются все коллизии и происходит очищение и возвышение души героя. Образы света как проявление Божественной любви.

4 смысла «Комедии» :

1. Буквальный – судьба человека  после смерти

2.Аллегорический – наказание  за грехи, поступки, совершенные  в силу свободной воли

3.Моральный – удержать от зла и направить к добру

4.Анагогический (влекущий ввысь, воплощающий  главную идею произведения) –стремление  воспеть благодатную силу любви  к Беатриче, прояснившей сознание  поэта и давшей ему возможность  создать саму поэму.

 

 

 

Лекция 2

. Творчество Петрарки  и Боккаччо.

 

 Франческо Петрарка (1304-1374) – первый человек нового, ренессансного типа – ученый, поэт, путешественник.

 8 апреля 1341 года увенчан лавровым венком в Риме на Капитолийском холме – воспроизведение античного ритуала. Изгнанник, но – гражданин мира. Спор с Блаженным Августином – «О презрении к миру». Средневековая аскеза и ренессансное жизнелюбие.

 Петрарка – создатель науки «классическая филология». Исследование античных текстов. Вождь европейских гуманистов.

Книга песен. Образ Лауры и его модификации в Книге песен. 9 редакций – в первых редакциях поэт больше заботится о форме, о внешней элегантности, в последующих – о смысле, точности образов и языка, который становится все проще и понятнее, гибким и приближается к разговорному. Позже петраркисты заимствуют у него только внешнюю вычурную форму ранних редакций.

6 апреля 1327 –встреча. 21 год любви  к Лауре, она умирает от чумы 1348 году во Флоренции. 10 лет скорби  после ее смерти.

Сонет как форма, адекватная ренессансному восприятию мира.

Итальянский сонет – два катрена (октава)и два терцета (сестет)

14 строк сонета – 2 х 7

2 – число Луны, Мать, темное, символ  невежества и мать мудрости

7 – число таинств, относящихся  к духовной стороне вещей, таинственная  Божественная сила в природе (7 дней творения, 7 престолов, 7 печатей, 7 нот, 7 смертных грехов)

7 = 3 (ум, дух, душа) + 4 (мир) = мистическая  природа человека, магическая семерка  – максимум, предел, полнота –  у многих народов. Сонет – универсальная  форма для воплощения нового мировидения

 

Влияние Данте и трубадуров на творчество Петрарки.

«Петраркизм» Влияние Петрарки на поэтов «Плеяды» во Франции, на Гонгору в Испании и на елизаветинцев и Шекспира в Англии.

 

 Джованни Боккаччо (1313-1375)

Сын купца и банкира. Неаполь. Двор Роберта Анжуйского.

Мария д Аквино –Фьяметта

Основные произведения: «Амето» - 1341, «Фьяметта»» - 1348, «Декамерон», 1352-54г.

 

 Декамерон

 Значение обрамляющего рассказа. Образ чумы (1348г) – воплощение  «старого мира»

Пампинея, Фьяметта, Филомена, Неифила, Эллиса, Памфило, Филострато, Дионео. Черты горожан в образах героев. Стремление к порядку и твердой власти.

Три первые новеллы- о Чепарелло, Мельхиседеке( «Новелла о трех кольцах») и Натане как ключи к пониманию «Декамерона».

Боккаччо преобразует жанр новеллы, придает ей реалистическую установку, психологическое содержание и артистичность формы. Проблемы природы и культуры для Боккаччо равнозначны. Соединение лиризма и романтики с описаниями быта.

 

Основные группы новелл:

 

1. Рассказ об остроумном изречении («О трех кольцах»)

2. О глубоких движениях души ( «Сокол», «Гризельда»)

3. О превратностях судьбы ( иногда  – нагромождение приключений)

4.Буфонные новеллы (Веселые живописцы  Бруно, Буффамалько, Нелло и простак  Каландрино) Сюда же относятся  новеллы о монахах

5.Новеллы о любви ( Гисмонда и  Гвискардо).

 

 

Последний этап итальянского Возрождения. Кружок Лоренцо Медичи.

Лодовико Ариосто (1474 -1533) «Неистовый Роланд», 1516.

Торквато Тассо (1544-1595) «Освобожденный Иерусалим», 1575.

 

 

 

 

                                                 Лекция 3

                                Литература Германии

                                Литература Франции

                                Возрождение в Испании

   Литература Германии охватывает  явления литературного процесса целого ряда германских государств. Вместе с Голландией Германия  образовывает культурное пространство, в котором возникает Северное Возрождение. Для него характерно  сочетание черт, типичных для европейского Возрождения в целом, так и специфических черт, обусловленных особенностями культурно-исторического развития германских государств и будущих Нидерландов.

   Для германских земель  в первую очередь характерна  раздробленность и связанное  с нею отсутствие единого политического, правового и политического пространства.  В Германии прежде всего в приграничных землях были  города, в которых развивались ремесла и торговля, создавались университеты. В конце  15 века Иоганном Гуттенбергом было изобретено книгопечатание.  Но  экономический подъем  и общественное развитие в конце  XVI века вызвали в германских государствах обострение социальных противоречий, напряжение в социальных отношениях между низшим и высшим дворянством, между князьями и городским патрициатом и купцами, - вплоть до противоречий между мастерами и подмастерьями в пределах одного и того же класса. Противоречия между городом и деревней также обострились, но наиболее напряженными стали отношения между  папским католическим Римом и германским духовенством.

Информация о работе Литература эпохи Возрождения