Методика работы над басней как средство нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 06:14, курсовая работа

Краткое описание

В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизора, всем, а особенно ребенку, входящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечества. Впитывал эти чистые источники, «припадать к ним человек должен с детства. С детства он должен осознавать, что есть добро и зло».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Основы нравственного воспитания и изучения произведений басенного жанра в начальной школе…………………………………………………………………...7
1.1 Особенности нравственного развития младших школьников……………..7
1.2 Современный подход к изучению басни в начальной школе…………….14
2 Методика работы над басней как средство нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………20
2.1 Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая басни.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться более эффективно, если: 1) на уроке литературного чтения формировать у детей представления о нравственных категориях; 2) при анализе басни учащиеся будут оценивать поступки ее персонажей; 3) на основе знаний нравственных понятий и их сущности школьники будут выстраивать свои отношения с товарищами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Басня – прекрасное средство для воспитания нравственных качеств у младших школьников, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Басня укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Басни успешно прошли через несколько исторических эпох, не теряя популярности и тем, подтверждая свою нужность обществу. Это явление искусства, заслужившего право на поучение.

Методика обучения младших школьников чтению басен предполагает разноплановое структурирование басен при предъявлении их младшим школьникам: на первом этапе предпочтительнее его тематическая организация, а на втором - пообразная. Такое структурирование позволяет своевременно сформировать у младших школьников сначала интерес к басне как особому способу художественного видения окружающего мира, а затем возбуждать у детей интерес к разностороннему осмыслению одного и того же явления (образа) в разных ситуациях для более глубокого постижения его сущности, чтобы запечатлеть эту сущность и сделать ее неотъемлемой частью своего мировосприятия.

При обучении младших школьников чтению басен необходимо отбирать для уроков чтения только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось для детей значимым читательским предписанием, определяющим читательские ожидания ребенка в процессе чтения и предотвращающим разочарование читаемым.

На основе изучения произведений басенного жанра как средства нравственного воспитания можно прийти к выводу, что произведения басенного жанра являются благодатным материалом как для нравственно-эстетического воспитания, так и для развития творческих способностей учащихся.

 

Список литературы

 

  1. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / А. И. Каиров, О. С. Богданова ; под ред. А. И. Каирова. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1979. - С. 26.
  2. Большая литературная энциклопедия /Сост. В.Е. Красовский. - М., 2003. - 845 с.
  3. Бушуева Л. С. Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра / Л. С. Бушуева, Н. И. Комаха // Начальная школа. – 2013. – № 6. – С. 39–42.
  4. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе. – М., 2010. – 288 с.
  5. Высотина Л. А. Нравственное воспитание младших школьников. - М., 1960. – 160 с.
  6. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - № 7. – С. 13 – 17.
  7. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. – М., 1981. – 160 с.
  8. Ещенко И. Басни Дедушки Крылова // Начальная школа. – 2003. - № 6. – С. 3 – 7.
  9. Занков Л. В. О начальном обучении. – М., 1963.
  10. Капустина Н.Г. Представления младших школьников об основных этических категориях // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 13 – 17.
  11. Коровин В.И. Басни Ивана Крылова. - М., 2009. – 96 с.
  12. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.
  13. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное   и   речевое   развитие   школьников: Межвуз.сб.научн.трудов. –  СПб., 1992. – С.3-12.
  14. Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / Сост. Э.Р. Резник. – Омск, 2004. – 24 с.
  15. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М.П.Воюшина, С.А.Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева] ; под ред. М.П.Воюшиной. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.
  16. Миловзорова А.М., Тиунова Е.В. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 32–35.
  17. Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. - М.: «Просвещение», 2007. - 335 с.
  18. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. - М., 1965. Т. 2. - С. 119.
  19. Петрова В.И. Нравственное образование  младших   школьников  // Теория и практика дополнительного образования.  –  2007 . - № 7. –  С. 50 – 56.
  20. Психологические проблемы нравственного воспитания детей : сб. науч. тр.  / под ред. Ф. И. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. - М., 1977. - С. 68 - 69.
  21. Рожков А.В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. - М.: «Питер», 2009. - 243 с.
  22. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учеб. пособие. - СПб., 2008. – 159 с.
  23. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения: Работа с трудными детьми / В. Г. Сенько. - Минск, 1976. - С. 4.
  24. Трофимова Н. М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения / Н. М. Трофимова. - Воронеж, 1975. - С. 30.
  25. Чепиков В. Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младших школьников : дис. ...д-ра пед. наук / В. Т. Чепиков. - М., 1997. – 338 с.
  26. Черемисинова Л. И. Мораль в баснях И. А. Крылова // Начальная школа. - 2003. - №10. – С. 26-31.
  27. Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников: межвуз. сб. науч. тр. - Киров, 1987. - С. 60.

Информация о работе Методика работы над басней как средство нравственного воспитания младших школьников