Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:18, реферат
В современном литературоведении понятие «детская» литература остается одним из самых условных и спорных. Это объясняется тем, что теория «текста для детей» находится в стадии разработки, тем, что из века в век включаемые в «круг детского чтения» произведения оказывались предельно неоднородными по своим художественным параметрам. Наряду с безусловно «детскими» произведениями в круг детского чтения всегда входили тексты, специально не ориентированные на подрастающее поколение, но рекомендуемые для детского чтения.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА I. ЖИЗНЬ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
1.1. ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ БИОГРАФИИ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ . . . . 12
1.2. БИОГРАФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПРОЗЕ Л.ЧАРСКОЙ. . . . . . . . . . 20
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ИНСТИТУТСКИХ» ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ
2.1. ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ», «КНЯЖНА ДЖАВАХА», «ЛЮДА ВЛАССОВСКАЯ» . . . . . . 30
2.2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА «ИНСТИТУТСКИХ» ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
В создании образов девочек автор обращается к единым художественным принципам. Так Лидия Чарская использует лаконизм детали, символичность портретной характеристики, последовательное развертывание образов, особенную смысловую наполненность жеста, систему повторов, как средство раскрытия внутреннего облика, соединение в одной сцене внутреннего монолога и диалогической речи, раскрытие художественного образа через диалогическую речь.
Таким образом, изучение типологии образов героинь «институтских» повестей Лидии Чарской позволяет говорить о наличии концепции положительного в творчестве писательницы, что и имеет то самое воспитательное значение, к которому стремится любой «детский» писатель.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
* * *
1 Приходько В. Магия Чарской // Дошкольное воспитание, 1992. - № 2. – С.34.
2 Приходько В. Там же. – С.34.
3 Чуковский К.И. Лидия Чарская // Полное собрание сочинений: В 6-ти томах. – Т.6. – С.53.
4 Маршак С.Я. Выступление на I съезде советских писателей // Собрание сочинений: В 4-х томах. – Т.4. – М., 1959. – С.76.
5 Данько Е. О читателях Чарской// Звезда, 1934. – с.18.
6 Данько Е. Там же. – С. 20.
7 Чехов Н.В. История детской литературы. – СПб, 1915. – С.197.
8 Чехов Н.В. История детской литературы. – СПб, 1915. – С.197.
9 Фриденберг В. За что дети любят и обожают Чарскую// Новые детские книги. 1912. - № 11-12 – С.6.
10 Шкловский В. Время и люди // Собрание сочинений: В 2-х томах. – Т.2. – С. 67.
11 Панова В. Воспоминания // Полное собрания сочинений: В 6-ти томах. – Т.5. – С.147.
12 Пантелеев Л. Повесть о моем детстве // Полное собрание сочинений: В 8 –ми томах. – Т.6. – С.189.
13 Морозова Н. Родные лица // Звезда, 1989. - № 5. – С.156.
14 Семенов Ф. Чарская // Биобиблиографический словарь: в 2-х томах. – Т.2. – М., 1990. – С.345.
15 Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студентов высших и редних педагогических заведений. – М., 2001. – С.223.
16 Исмагулова Т.Д. Реальная и мифологическая биография Лидии Чарской // Детский сборник : Статьи по детской литературе и антропологии детства. – М., 2003. – С.212.
17 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С. 212.
18 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.212.
19 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.213.
20 Чуковский К.И. Дневник 1901 – 1919. – СПб, 1991.– С.215.
21 Полонская Е. Из литературных воспоминаний. – СПб, 1994. – С.46.
22 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.214.
23 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.214.
24 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.214.
25 Чарская Л. Голубая волна. Стихи для детей и юношества. – М., 1916. – С.37.
26 Чарская Л. Там же. – С.78.
27 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.216.
28 Путилова Е.О. Ф. Сологуб и Л. Чарская // Русская литература. – 1995. - № 4. – С.163
29 Исмагулова Т.Д. – Там же. – С.216.
30 Шкловский В. Время и люди // Собрание сочинений: В 2-х томах. – Т.2. – С. 67.
31 Здесь и далее: Чарская Л. Княжна Джаваха. – М., 2003. – (2).
32 Чарская Л. За что? Моя повесть о самой себе// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. – С.13.
33 Чарская Л. – Там же. – С.14.
34 Чарская Л. – Там же. – С.15.
35 Чарская Л. – Там же. – С.24.
36 Чарская Л. Цель достигнута// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. – С.56.
37 Чарская Л. Там же. – С.57.
38 Чарская Л. Профанация стыда// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. – С.137.
39 Чарская Л. Профанация стыда// Воспоминания, дневники, письма. – СПб., 2001. – С.137.
40 Здесь и далее: Чарская Л. Записки институтки. – Калининград, 2001. – (1).
41 Здесь и далее: Чарская Л. Записки институтки. – М., 1993. – (3).