Пушкинские мотивы и образы в драме Лермонтова "Маскарад"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:04, дипломная работа

Краткое описание

Драма «Маскарад» по праву занимает одно из ведущих мест в литературном наследии М.Ю. Лермонтова. «Маскарад» представляет собой своего рода итог юношеского творчества Лермонтова, впитывающий в себя всю основную тематику и стилистику этого периода. В пьесе продолжены основные линии, намеченные в юношеских драмах. Вместе с тем, «Маскарад» – произведение несколько иного художественного уровня, свидетельствующее об огромных возможностях Лермонтова-драматурга, талант которого до сих пор ждет своего признания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………с.3
Глава I. Место и значение драмы «Маскарад» в творчестве
Михаила Юрьевича Лермонтова……………………………………………с.7
§1. История создания драмы………………………………………….. с.7
§2 . Философские и драматургические основы «Маскарада»…… с.13
Глава II. М.Ю. Лермонтов как восприемник пушкинского
миропонимания и пушкинской эстетики…………………………………с.20
§1. Романтические образы и мотивы в творчестве Пушкина
и Лермонтова. Поэма Пушкина «Цыганы»
и драма Лермонтова «Маскарад»……………………………………. с.21
§2. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама»
и драма Лермонтова «Маскарад»……………………………………. с.25
Глава III. Литературно-критические материалы на уроках литературы
в старших классах (по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»)……… с.34
§1. Методика изучения литературно-критических статей в
старших классах…………………………………………………………с.34
§2. Конспекты уроков по драме
М. Ю. Лермонтова «Маскарад»………………………………………с.40
Заключение …………………………………………………………………...с.53
Библиографический список……………………………………………….. с.56

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Как уже упоминалось  ранее, драматургия Лермонтова не была предметом специального изучения литературоведов, учителей-словесников и методистов. Лишь в некоторых существующих программах для школ рекомендовано ознакомиться с пьесой «Маскарад» самостоятельно (см.: Программа по литературе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М., 1994;  Программа по литературе  / Сост. В.Г.Горецкий, Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина. – М., 1997; Программа по литературе / Под.ред. Г.И. Беленького. – М.,- 1995). Поэтому методически драма не освоена. Но в гуманитарных классах с углубленным изучением литературы «Маскарад», как и вся драматургия Лермонтова, - объект  серьезного исследования. В связи с этим обстоятельством пьеса Лермонтова становится предметом  постоянного внимания учителей-словесников, работающих в профильных классах. «Особое место на этих уроках должна занимать литературная критика»[10; 94].

Ещё в 20-е годы ХХ века в исследованиях А.А. Потебни, Н.А.Рубакина, П.П. Блонского  впервые упоминался термин «интерпретация» рассматривавшийся как «активная«переработка» информации личностью». Так П.П. Блонский разработал методику экспликации субъективной стороны процесса понимания, дал характеристики стадий этого процесса: 1) стадия – узнавание, наименование, генерализация (смысла, понятия…); 2) стадия – понимание (спецификация, «укрупнение»…); 3) стадия – объяснение(по принципу «сведение к известному»); 4)стадия – объяснение (по принципу объяснение генезиса того, что видишь)[53; 230].

В этом смысле любая  литературно-критическая статья –  интерпретация основного текста. Рассматривая под этим углом зрения литературную критику на уроках, учащиеся обнаруживают скрытые связи внутри и вне текста как следствие  целенаправленных заданий по чтению и анализу подводят учащихся к интерпретационным суждениям, что развивает социально-значимые качества читателя, помогают личности сохранить себя в условиях общественных изменений.

Анализировать драматическое произведение в школе наиболее трудно, в в школьный курс оно вводится позже, чем лирика и эпос. И самый простой вид интерпретации, который может быть использован  в работе с драматическим произведением, – это работа читателя с текстом произведения и критическая литература по данной теме.

В процессе работы над  пьесой «Маскарад», выход за пределы  изучаемого произведения и его сравнение  с интерпретацией в других видах  искусства, работа с литературно-критическим материалом представляет более широкую возможность увидеть эволюцию романтического героя и конфликта в творчестве М.Ю. Лермонтова и способствует выработке интерпретационных умений девятиклассников

Интерпретация слова, события, явления, текста, периода культуры является самостоятельной единицей анализа социально значимых процессов в обществе и в жизни личности. Покажем, как на уроке литературы можно организовать работу по изучению литературного произведения, чтобы у ребят сложилось собственное мнение о нём, вырабатывались интерпретационные навыки [53; 283].

 В ходе изучения драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» в 9 классе происходит, своего рода, эволюцию читателя: от вариантов бытового понимания учащимися романтического конфликта к осознанию всей величины трагедии романтического героя

    Уместно в данном случае  применение методики проблемного обучения с привлечением литературоведческого материала, которое должно привести к пониманию и постепенному усложнению воспринятого, что является для обучения своего рода «рельсами», позволяющими удержать интерес и сконцентрировать внимание учащихся. В процессе обучения можно выделить два типа таких учебных ситуаций: 1) показ развития противоречий, варьирования, видоизменения (внутри текста); 2)соотнесение сложных обобщенных итоговых суждений, мнений (вне текста, но по отношению к тексту).

Так, на уроке итоговом уроке литературы в 9 классе по изучению драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» можно предложить следующие проблемные вопросы:

Почему судьба молодого и успешного человека оказывается трагичной?

В чем его  трагедия?

 Ответы на  них, как кажется ребятам, лежат на поверхности, поэтому большинство девятиклассников видят трагедию в бытовом конфликте: «Трагедия Е. Арбенина в том, что он из ревности убил свою жену, а потом сошел с ума». Такая бытовая упрощенность понимания романтического конфликта ведет не к индивидуализации мышления, а к его стандартизации, к отсутствию гибкости за счет формально-логических построений и элементарной недостаточности житейского опыта. В данном случае задача учителя-словесника состоит в том, чтобы помочь учащимся проследить эволюцию романтического героя в драматургии М.Ю.Лермонтова и понять, почему именно Евгений Арбенин стал главным героем драмы «Маскарад». И бесспорную поддержку в этом окажет обращение к литературно-критическим источникам с тем, чтобы, прежде всего, «понять истоки суждений автора, логику его размышлений и выводов» [21; 256 ].

Таким образом, привлекая внимание учащихся к поэтике  текста, т.е. индивидуальной системе  эстетически действенных средств  изучаемого автора, мы помогаем учащимся постичь художественный мир писателя, вырваться за рамки произведения и войти в мир историко-литературных и историко-культурных связей. Это помогает интенсифицировать процесс освоения творчества писателя в целом, укреплять связи историко-культурного характера, а в дальнейшем – создавать интерпретационные суждения.

 После такой  аналитической работы ученики  хорошо усваивают теоретические  понятия и более уверенно говорят о трагедии романтического героя. Интерпретационные суждения могут родиться только тогда, когда «читатель, зритель или слушатель откроет для себя художественный мир других эпох и испытывает при этом в чем-то однотипные и в то же время разительно не похожие трудности»[55].

§ 2 Конспекты уроков  по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Технология развития критического мышления)

 

Конспект  №1

Тема: «Бес мистификаций или Игра против маскарада»

 

Гуляют феи, визири,

Полишинели, дикари,

Их мучит  бес мистификаций...

(Е.Баратынский)

Цель урока: познакомить учащихся со сценической историей пьесы; через анализ содержания выявить реализацию идеи  двуплановости драмы; научить работать литературно-критическими источниками; показать своеобразие драматургического конфликта в романтической пьесе; выразительное чтение по ролям

Оборудование: музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; оформление сцены (класса) в стиле 19 века; костюмы для участников инсценировок; выставка книг по творчеству М. Ю. Лермонтова, карты деятельности учеников

Ход урока

  1. Фаза вызова.

 Слово учителя.

- Известный литературовед Константин Николаевич Ломунов, изучая творчество  Лермонтова в статье «Маскарад» как социальная трагедия», заметил, что «в лермонтоведческой литературе Лермонтову-драматургу уделено совершенно недостаточное внимание»[28].

Известно, что автор  предназначал свое произведение специально для театра и упорно добивался ее постановки на сцене, но судьба распорядилась по-своему.

Путь «Маскарада» к сцене был тернистым.

Несмотря на долгие цензурные  мытарства (автор в угоду цензорам переделывал ее пять раз), драма Лермонтова так и не увидела свет при жизни её автора. Только в 1842 году, через год после смерти поэта, «Маскарад» был напечатан … в Петербурге в сборнике в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Лишь в 1852 впервые пьеса была показана на сцене Александринского театра.

Обратите внимание на тему нашего урока и эпиграф.

Какой, по-вашему, может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре и запишите в карту деятельности  (см.прил. №2).

Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой.

Перед вами находится книга под названием «Динамика Русского романтизма», которую написал известный российский   литературовед Юрий Владимирович Манн. На прошлом уроке мы с вами коснулись вопросов, освещенных автором в данном пособии, и поговорили об особенностях развития романтизма в России. Дома вы должны были составить тезисный план  одиннадцатой главы книги.

Сегодня нам предстоит погрузиться в атмосферу Петербурга девятнадцатого века и постараться ответить на ряд непростых вопросов, которые,  возникнут у нас в процессе анализа пьесы Лермонтова..

 

2.Фаза осмысления

- Прежде всего, давайте  вспомним, какие произведения драматически близки «Маскараду» М. Ю. Лермонтова? («Горе от ума» А. С. Грибоедова, где изображение героя, противостоящего обществу, особенности стиха и стиля напоминают о встрече ранее; «улавливаются следы чтения Шекспира»; «Цыганы» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина.)

- Лермонтов, используя опыт Пушкина и Грибоедова, «пытался создать театр высокой романтики». Михаил Юрьевич, как автор пьесы «Маскарад», продолжил традицию обращения к теме маскарада и карточной игры, характерной для современной ему русской литературы (повесть А. А. Бестужева - Марлинского «Испытание» (1830), из которой заимствованы фамилии баронессы Штраль и князя Звездича.

-В чем, на ваш взгляд, заключается смысл названия пьесы?

( Название пьесы заключает в себе не только прямой, но и второй, иносказательный смысл. По мысли Лермонтова, маскарад - это весь блестящий Петербург, где под маской внешней благоприятности скрываются порок и преступление. И только на маскараде, скрыв под маской свои черты, это общество обнажает свои низменные пороки и страсти).

- А что говорит по  этому поводу Ю. Манн?

(Как к подсказывает  нам Ю. Манн, в пьесе реализуется  «особый вид двуплановости —  когда последняя реализуется  с помощью образов, включающих  игровые моменты. Таковы образы карточной игры, маскарада, бала и т. д. Яркий пример такой двуплановости в пределах романтизма представляет собою лермонтовский «Маскарад». Здесь образы с игровыми моментами способствуют оформлению и развитию романтической коллизии»).

- Посмотрим же, как это происходит. Что же такое маскарад? (Бал, на который являются в масках, в характерных костюмах.)

- Прежде всего,  мы видим, что центральные образы лермонтовской драмы — «игра», «бал» и «маскарад» — имеют не один, а два смысловых слоя. Рождается, своего рода, параллелизм образа: игра — жизнь.

 

Инсценировки  пьесы 

(звучит музыка из  фильма «Маскарад»)

Инсценировка «Звездич и маска»

(Действие I, сцена II, выходы 5 и 6.)

- Почему баронесса не призналась Звездичу в любви без маски?

(Потому что в высшем  свете  существуют «правила  игры», по которым  самое  главное – соблюдение «видимости»  приличия. Маска же освобождает  от ответственности.)

- Ю. Манна, «маскарад — образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личиной, образ скрытого соперничества».

 Вот, какие слова по этому поводу Лермонтов вложил в уста Арбенину:

Под маской все чины равны, 
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.  
И если маскою черты ужасны, 
То маску с чувств снимают смело.

- Опираясь на ваши конспекты, скажите, в чем же суть маскарада?

( Суть маскарада не в искренности (или, наоборот, лживости), но в особой установке на представление, то есть на выход из повседневной колеи. И участник его может быть и искренним и неискренним или одновременно тем и другим, смотря по обстоятельствам).

- В  основе драмы – любовная интрига, тоже своего рода “игра”, схожая с карточной. В ней существуют свои “правила”, свое шулерство, свои испытанные приемы. Она осложнена мотивом мнимой измены. Однако если со стороны Звездича встреча на маскараде – всего лишь очередное любовное приключение, бытовая интрижка, то со стороны Арбенина – это вызов высшим силам, освятившим брак романтического героя. И потому ставка в такой «игре» – участь человека, жизнь или смерть.

Сейчас нам с вами предстоит просмотреть  финальную сцену

Инсценировка «развязка»

(Действие IV, сцена I, выход  8.)

 Обратясь  к статье Ю. Манна, мы, бесспорно, согласимся с мнением критика: «Финал напоминает о том, что на уровне центрального персонажа конфликт остался полностью неразрешим: новая попытка найти смысл «существованья», определить свои отношения с людьми и высшей правдой разбилась так же, как и предыдущая. В финале реализована некая замкнутость судьбы персонажа, который переступил через принятые нормы и законы, переступил дважды (и в прежней и в новой своей жизни, то есть до и после «возвращения»; иначе говоря, и на первой и на второй стадии своей «игры») и за это должен расплачиваться; но, с другой стороны, не переступить он не мог в силу и особого стечения обстоятельств, и своего особого душевного строя».

 

3.Фаза релаксации

- Настало время подвести итог нашему сегодняшнему занятию. Как мы выяснили, Лермонтовский герой связан со светским обществом рождением и воспитанием, и напрасны его стремления к независимости и свободе. «Евгений живёт по законам общества , которое считает порочным, принимая, тем самым «правилама игры», и, пытаясь защитить свою честь, сам становится злодеем. Арбенин - это и «жертва», и «палач»: он не только страдает, но и несёт страдания другим»[14, с. 274].

Информация о работе Пушкинские мотивы и образы в драме Лермонтова "Маскарад"