Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85

Вложенные файлы: 1 файл

уч. пособие.DOC

— 2.04 Мб (Скачать файл)


Глава 1. ПРЕДМЕТ И  ЗНАЧЕНИЕ  ЛОГИКИ              2

1. Роль мышления в познании              2

2. Понятие о формах и законах мышления              3

3. Понятие о формализованном языке логики              5

4. Логика как наука. Логика формальная  и  логика  диалектическая              7

Глава 2.  ПОНЯТИЕ              8

1. Общая характеристика понятия              8

2. Содержание и объем понятия. Класс (множество)              10

3. Виды понятий              11

4. Отношения между понятиями              12

Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ              14

1. Обобщение и ограничение понятий              14

2. Определение понятия              15

3. Операции с классами              19

Глава 4. СУЖДЕНИЕ              20

1. Общая характеристика суждения              20

2. Простые суждения, их виды и состав              21

3. Категорическое суждение              22

Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ              26

1. Характеристика и виды сложных суждений              26

2. Логические отношения между суждениями              31

Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ              35

1. Понятие и виды модальностей              35

2. Алетическая модальность суждений              35

3. Эпистемическая модальность суждений              37

4. Деонтическая модальность суждений              39

Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ              40

1. Общая характеристика законов мышления              40

2. Закон тождества              40

3. Закон непротиворечия              41

4. Закон исключенного третьего              42

5. Закон достаточного основания              43

Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.  ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ              44

1. Умозаключение и его виды              44

2. Непосредственные умозаключения              44

3. Простой категорический силлогизм              45

4. Умозаключения из суждений с отношениями              51

Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ    СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ.  ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ              52

1. Выводы из сложных суждений              52

2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы              55

3. Понятие о логике высказываний  и логике предикатов              56

Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ              58

1. Общая характеристика индуктивных умозаключений              58

2. Полная индукция              59

3. Неполная индукция              60

4. Популярная индукция              60

5. Методы научной индукции              62

6. Статистические обобщения              65

Глава 11. АНАЛОГИЯ              66

1. Понятие и структура умозаключений по аналогии              66

2. Виды аналогии              66

3. Условия состоятельности выводов по аналогии              67

4. Роль аналогии в науке и правовом процессе              68

Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ              69

1. Доказательство и убеждение              70

2. Структура доказательства              70

3. Способы доказательства              73

4. Опровержение              74

5. Правила, доказательства и опровержения.              76

Ошибки, возникающие при нарушении правил              76

Глава 13. ГИПОТЕЗА              81

1. Понятие гипотезы и ее структура              81

2. Виды гипотез. Понятие версии              81

3. Построение гипотезы              82

4. Проверка гипотезы              84

5. Способы доказательства гипотез              85

Глава 1. ПРЕДМЕТ И  ЗНАЧЕНИЕ  ЛОГИКИ

              Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

              Итак, логика - это философская наука о формах, в которых   протекает человеческое мышление, и  о законах,  которым оно  подчиняется .

              Таково общее понятие науки логики.  Но чтобы  раскрыть ее  предмет, необходимо выяснить, что такое мышление, что такое форма  и закон  мышления, наконец,  в чем  состоит значение  изучения логики.                                                      

Выяснение этих вопросов и составляет задачу первой главы.

              От  греческого  слова  logos -  “мысль”, “слово”,  “разум”, “закономерность”.  Термин   “логика”   употребляется  также для   обозначения  закономерностей  объективного мира  (например, “логика  фактов”, “логика вещей”,  и т. п.), для обозначения строгости,  последовательности,  закономерности  процесса  мышления  ( “логика мышления”,  “логика   рассуждений”).  Закономерный   характер  мышления является    своеобразным   отражением    объективных   закономерностей. Логика мышления есть отражение логики вещей.

              Современная  логика  как  наука  о  законах  и     формах  человеческого  мышления  включает  в   себя  две   относительно  самостоятельные  науки: логику формальную и логику диалектическую. На их  базе интенсивно  развивается  логика  научного  познания,  использующая  для анализа  научного знания методы обеих наук.

1. Роль мышления в познании

              Познание развивается от незнания к знанию, от знаний  менее полных и точных к более полным и точным знаниям.   Этот процесс имеет сложный, противоречивый характер, его   сущность выражается  формулой: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности”.

              Познание  начинается  с  отражения  окружающего   мира  органами  чувств,  дающих  непосредственное  знание  о действительности. Однако это не пассивное  отражение, а  активная познавательная  деятельность   человека,  живое   созерцание.  Осуществляя  прямую  связь  человека  с  внешним  миром,    живое  созерцание  является источником всех наших знаний о действительности.

              Чувственное  познание  (живое  созерцание)  протекает  в трех  основных формах: ощущение, восприятие, представление.

              Ощущение  -  это  отражение  отдельных,  чувственно  воспринимаемых  свойств  предметов  материального  мира:  цвета, формы, запаха, вкуса и т. д.

              Целостный  образ  предмета,  возникающий  в   результате  его  непосредственного  воздействия   на органы   чувств,  называется  восприятием.  Таково,  например, зрительное  восприятие  растущего  под  окном  дерева  или  лежащей  на  столе  книги,  слуховое  восприятие музыкальной мелодии и т. д.

              Представление  -  это  сохранившийся  в   сознании  чувственный   образ   предмета,   который  воспринимался   раньше.  Если  восприятие   возникает   лишь   в   результате  непосредственного  воздействия предмета  на органы  чувств, то  представление имеется тогда, когда  такое воздействие  уже отсутствует.  Таково, на пример,  представление  о  человеке,  с  которым     приходилось

встречаться раньше, или о предмете, находившемся на месте  происшествия.

              Нужно  отметить,  что   у  каждого   человека  представление об одном  и  том  же  лице,   предмете  и   т.  д.   неодинаково:  оно носит  индивидуальные  черты.  В  представлениях в  большей степени,  чем  в  ощущениях  и  восприятиях,  проявляется  активный характер  чувственного  познания.   Представления  могут   быть  не только  образами  предметов,  существующих  реально,   нередко  они формируются  на  основе  описания  предметов,  не   существующих  в действительности  (например,  крылатый  конь  Пегас, получеловек- полулошадь   Кентавр   из   древнегреческой   мифологии,   ведьма, черт,  ангел,  созданные  религиозной  фантазией).  Такие представления   образуются   на  основе   ряда  восприятий,   являются  их  комбинацией,   объединением  в   одно  целое   образов  нескольких предметов действительности.                                      

              Ощущение, восприятие,   представление  -   формы  чувственного  познания.   Однако  чувственное   познание  дает   нам  знание лишь  о  внешних  свойствах  предметов,  об  отдельных  конкретных вещах.  Такими  знаниями  человек  ограничиться  не   может.  Он стремится  к   обобщению  восприятий   и  представлений,   к  проникновению  в  сущность  вещей,  к  познанию  законов   природы  и общества.   А   это  невозможно   без  абстрактного   мышления , составляющего вторую ступень познания действительности.

    Диалектический   материализм   рассматривает   мышление  как особое  свойство  высокоорганизованной  материи  -  мозга   -  отражать   материальный   мир    в   идеальных    образах.   Являясь продуктом   биологической   эволюции,  мышление   человека  представляет  собой  вместе  с  тем  продукт  общественного  развития. Оно  возникло  и  развивалось  в  неразрывной  связи   с  трудовой деятельностью   и   речью,   свойственными   только  человеческому обществу.

    В   отличие   от   чувственного   познания   мышление   отражает внешний   мир   в   абстракциях.   Отвлекаясь   от   конкретного  в  вещах  и  явлениях,  от  их индивидуальных  особенностей, абстрактное   мышление   способно    обобщать   множество  однородных предметов,   выделять   наиболее   важные    свойства,   раскрывать закономерные связи.

    Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшей по сравнению с чувственным  познанием формой отражения   внешнего   мира.   Ограничиваясь    чувственным   познанием,   нельзя   установить   причинной  зависимости   между  такими,  например,   явлениями,   как   гром   и   молния,   определить  время  наступления  солнечного  или  лунного  затмения,   произвести  расследование преступления и т. д.

       Было   бы,   однако,   неправильно   рассматривать   абстрактное  мышление   в   отрыве   от   чувственного   познания.    В   реальном  познавательном  процессе  они   находятся  в   неразрывном  единстве,  составляют   стороны,   моменты   единого  процесса   познания.  Чувственное  познание  содержит  в  себе  элементы   обобщения,  которые  свойственны  не  только  представлениям,  но  в  определенной  степени   восприятиям   и   ощущениям   и   составляют   предпосылку   для  перехода   к   логическому   познанию.   Как   ни   велико   значение  мышления,  оно   основывается  на   данных,  полученных   при  помощи , органов чувств. С помощью  абстрактного мышления  мы познаем  такие недоступные чувственному познанию явления,  как строение  атома,  скорость  света и  т. п.,  но источником  наших знаний   об  этих  предметах  являются   в  конечном   счете  ощущения,  восприятия, представления.                                          

     Итак, основные ступени процесса  познания -  это чувственное познание  (живое созерцание)  и абстрактное  мышление, или  логическое познание. Особое  место занимает  практика. Являясь  основой  и  движущей  силой  познания,  его целью  и критерием  истинности знаний, практика пронизывает весь  процесс познания  от начала до конца.

      Рассмотрим основные особенности абстрактного мышления.

      Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие   от   чувственного   познания   мышление   абстрагируется  от  единичного,  выделяет  в  предметах   общее,  повторяющееся, существенное.    Например,   мы    ежедневно   видим    многих   людей разного   возраста   и   пола,   разной  профессии   и  национальности. Некоторые  из  них  имеют  высокий   рост,  некоторые   средний,  одни говорят  громко,  другие  тихо.  Выделяя  общие  всем   людям  свойства   -   способность   трудиться,   мыслить,    обмениваться   мыслями при   помощи   языка -   мы   обобщаем   эти   свойства    и   создаем абстрактный   образ   человека.   Тем   самым   мы   переходим   от познания  отдельных  людей  к научному  понятию о  человеке, к познанию  общего.  Подобным  же  образом   создаются  научные понятия материи, движения, общественного  класса, государства, правоспособности  и  т.  д.  Благодаря  обобщению  абстрактное мышление  глубже   проникает  в   действительность,  открывает присущие ей закономерности.

    Мышление  -  процесс  опосредованного  отражения действительности.  При  помощи  живого  созерцания  мы  познаем лишь то, что непосредственно воздействует на наши органы чувств. Мы  видим  березовую  рощу, слышим  пение птиц,  вдыхаем аромат цветов.  благодаря  абстрактному  мышлению  мы  получаем  новые знания не  непосредственно, а  через посредство  других знаний, т. е. опосредованно. Так, например, по  показанию термометра можно  судить  о  погоде,  не  выходя  на  улицу.  Не  наблюдая самого  факта  преступления,  можно  на  основании   прямых  и косвенных улик установить преступника.

    Знание,  полученное  из  уже  имеющихся знаний,  без обращения в данном конкретном случае к опыту, к  практике, называется выводным,  а сам  процесс его  получения -  выведением. Получение  новых  знаний путем  выведения находит  широкое применение в познавательной деятельности человека

    Особенность   абстрактного   мышления   -   его  неразрывная связь с языком. Какая бы мысль ни возникла в  голове человека, она  может  возникнуть  и существовать  лишь на  базе языкового материала.  Выражаем  ли  мы  свою  мысль устно  или письменно, думаем  “про  себя”  или  “вслух”  -   в  любом   случае  мысль выражается  в  словах  и   предложениях.  Язык есть непосредственная  действительность   мысли.  При помощи  языка  люди  выражают  и  закрепляют  результаты  своей мыслительной    работы,   обмениваются    мыслями,   добиваются взаимного понимания.

Информация о работе Лекции по "Логике"