Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

     б) совокупность конкретных решений и действий государственных (муниципальных) органов, направленных на обеспечение выполнения соответствующих функций государства;

     в) направления и задачи, которые  поставлены перед конкретными государственными органами. 

     
  1. По мнению Зиновия Отенского целью государства  является:

     а) достижение царства божьего;

     б) всеобщее благо;

     в) централизация. 

     
  1. Сторонником «народного голосования» был автор  «Временика» дьяк…

     а) Иван Тимофеев;

     б) Афанасий Никитин;

     в) Онаний Смотрицкий. 

     
  1. Автором знаменитой «Книги о скудости и богатстве» является…

     а) Иван Тимофеев;

     б) Владимир Мономах;

     в) И.Т. Посошков. 

     
  1. Профессор С.Е. Десницкий предложил систему  разделения властей, состоящую из…

     а) трёх ветвей власти;

     б) пяти ветвей власти;

     в) четырёх ветвей власти. 

     
  1. В разработке Указа о придворных званиях и  о правилах производства в гражданские чины (1809 г.) принимал участие…

     а) И.С. Барков;

     б) М.М. Сперанский;

     в) П.М. Керженцев. 

     
  1. В своих  теоретических работах В.И. Ленин  развил учение о

     а) либеральной системе управления;

     б) электронной демократии;

     в) советской системе  управления. 

     
  1. СССР был образован в…

     а) 1924 году;

     б) 1917 году;

     в) 1922 году. 

     
  1. Гипотезу  о существовании универсальных  методов управления в 1920-е году выдвинул…

     а) В.И. Ленин;

     б) М. Владимирский;

     в) П.М. Керженцев.

Тема 2. Государство как управленческая среда

     Как уже было сказано в первой главе государственное управление осуществляется органами государства в интересах его населения. Государство выступает в данном случае ключевым понятием. В его отсутствие управление вообще, конечно, не исчезает: мы знаем о внутрисемейном управлении, внутриродовом или внутриплеменном управлении. Государство выступает одновременно и как субъект, и как пространство управленческой деятельности. Для того чтобы понять до конца сущность и принципы государственного управления необходимо понять, что же такое государство, чем оно отличается от иных организаций?

 

     Цель  темы - формирование у учащихся представления о сущности государства, его основных признаках и территориальном устройстве. 

     Задача  темы – изучение современных подходов к определению понятия «государство», выделяемых признаков и функций государства, рассмотрение различных видов государственно-территориального устройства (единства). 

     Вопросы:

     1. Понятие «государство» его признаки  и функции.

     2. Территориальное устройство государства. Понятие административно-территориального устройства.

     3. Федеративное устройство России.

      Вопрос  1. Понятие «государство», его признаки и функции.

 

     Понятие «государство» следует отнести к категории трудноопределимых – никто не может объять необъятное, как гласит афоризм Козьмы Пруткова. Перечислялись в разных вариациях его составляющие, фиксировались его цели. Но, ни одно определение так и не стало общепризнанным.

     Существует  два признанных подхода к определению  государства. Первый подход заключается в том, что государство представляет собой «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага»8. То есть государство призвано обеспечить удовлетворение общенародных интересов, оно действует во благо всех граждан. Конечно, такой подход идеализирует государство. Всё-таки государствами управляют определенные люди, которые в процессе реализации государственной власти не могут не забывать о своих интересах. В рамках государственного управления частные интересы власть предержащих и общенародные (общегосударственные) интересы сталкиваются, происходит их выравнивание, иногда в ущерб первым.

     В настоящее время этот подход больше востребован наукой, чем второй.

     Второй  марксистский подход определяет государство  как организацию, направленную на подавление господствующим классом остальных классов. По словам В.И. Ленина «государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и постольку классовые противоречия не могут быть примирены». Соответственно государство становится той организующей силой, которая, с одной стороны, обеспечивает (через идеологический аппарат) господство одного класса, а, с другой – сдерживает деструктивные настроения класса антагониста (главным образом через аппарат репрессивный). Главным недостатком этого подхода является его узость: сведение сущности государства к исключительно классовым противоречиям и функции репрессивного аппарата. Помимо подавления, которое, как это ни печально, всё же имеет место, государство через свои органы осуществляет множество иных функций (они будут рассмотрены ниже).

     Учитывая  изложенное будем руководствоваться  определением государства как организации, направленной на удовлетворение отдельных  общих нужд народа.

     Государство в первую очередь это сложноструктурированная  организация. Это никем не оспаривается. Данный признак позволяет отграничить государство от простых совокупностей, коими являются, например, народ (слабоорганизованная совокупность) или толпа (дезорганизованная совокупность).

     Поскольку государство состоит из индивидов, оно – организация социальная. Как указывают советские политологи Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин, государство от иных социальных организаций отличают:

  • наличие организованного управленческого аппарата;
  • монополия государственного принуждения в отношении населения;
  • монопольное право осуществления внешней и внутренней политики от имени всего общества;
  • право издания законов и иных правовых актов, обязательных для населения, и соответственно возможность делегирования этого права;
  • монопольное право на взимание налогов и сборов и формирование общегосударственного бюджета9.
 

     Из  всего перечисленного можно выделить три главных признака государства: наличие организованного управленческого  аппарата, суверенитета и право на взимание налогов и сборов с населения.

     Территория  и население, хотя и представляют очевидную материальную базу существования государства, его признаками не являются. Ими обладают и государственно-подобные образования, например, непризнанные государства (Приднестровская Молдавская Республика, Западная Сахара). 

     Знаете  ли Вы… что самое маленькое в мире по площади государство – Ватикан (0,44 км2), а самая маленькая в мире по площади республика – островное государство Науру (21,3 км2). 

     Под суверенитетом понимаются свобода  и независимость государства  при решении им вопросов внутри и внешнеполитического характера. Классическое определение этого понятия дал франц. философ Жан Боден: это «высшая, абсолютная и постоянная власть над гражданами и подданными в политическом сообществе». Суверенитет государства может быть ограничен принудительно (пример: оккупация часть территории государства, торговое эмбарго) или добровольно: путем заключения международного договора. Так суверенитет 192 государств, в том числе и России ограничен Уставом ООН – международным договором.

     Функциями государства называют основные направления его деятельности. Обычно функции государства разделяют на внешние и внутренние.

     К внутренним функциям государства обычно относят регулятивную и охранительную. Первая состоит в том, что государство упорядочивает позитивные общественные отношения, определяет права и обязанности граждан. Вторая заключается в государственной деятельности, направленной на сохранение (консервацию) этих позитивных общественных отношений. Внутренние функции государства могут быть дифференцированы по сферам их приложения на: экономические, социальные, идеологические, информационные, культурные, экологические и иные. Функции государств меняются в зависимости от исторических и политических условий. Обострившаяся общественная проблема может стать предметом пристального внимания со стороны государства, и стремления и действия по её решению могут перерасти в соответствующую государственную функцию.

     Внешние функции государства дифференцируются аналогичным образом. Выделяют также две специфичных внешних функции государства: функция поддержания мира и функция межгосударственных сношений.

      Вопрос 2. Территориальное устройство государства. Понятие административно-территориального устройства.

     Так или иначе, территория любого государства для удобства управления разделяется на части: области, регионы, штаты, департаменты и т.п. В зависимости от того, какими правами обладают граждане, проживающие на территории этих частей, все государства можно разделить на унитарные, региональные и федеративные. Унитарными называют те государства, территория которых состоит из административно-территориальных единиц. Население таких единиц не участвует в управлении своей территории и, как правило, не принимает участие в формировании органов управления. Территориальные органы управления могут принимать акты во исполнение государственных и не могут регулировать общественные отношения самостоятельно, если это не установлено центральным органами. Унитарными являются Республика Беларусь, Франция (Европа), Монголия, Туркменистан (Азия), Панама, Суринам (Латинская Америка), Лесото, Алжир (Африка), Науру, Тувалу (Океания).

     Региональным  называют унитарное государство  в составе которого, имеются политико-административные единицы – автономные образования. Такие единицы формируют собственные органы власти и управления, с которыми «приходится соседствовать» территориальным органам центральных органов управления. Органы власти субъектов регионального государства имеют право самостоятельно регулировать общественные отношения в сферах, определенных конституцией государства. Сами субъекты могут иметь свои конституции. И конституции, и законы субъектов регионального государства должны соответствовать конституции и законам государства. Региональных государств не так уж много – существуют определенные сложности с их идентификацией: Великобритания, Испания.

     Наконец, федеральное государство состоит практически из политико-административных единиц: либо исключительно из них, как Российская Федерация, либо с незначительной «примесью» несубъектов, как Соединенные Штаты Америки (территорию США образуют территории 51 штата – субъекты федерации, а также территорий округа Колумбия, ассоциированного государства Пуэрто-Рико, Виргинских о-в, о-ва Гуам). Для федеративного государства характерны два уровня государственных органов и соответственно государственной власти, бюджетный и налоговый федерализм. При этом сохраняется единые денежная единица, вооруженные силы и гражданство.

     Федеративными являются Бельгия и Германия (Европа), Индия и Малайзия (Азия), Канада и  Венесуэла (Северная и Южная Америка), ЮАР и Нигерия (Африка), Федеративные штаты Микронезии (Океания) и Австралийский Союз.

     Административно-территориальное  устройство государства или его  части – это его территориальная  организация, представляющая собой  систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры. Минимальная административно-территориальная единица – населенный пункт. В качестве административно-территориальной единицы может выступать и территория самого государства (например, Княжество Монако).

      Вопрос  3. Федеративное устройство России.

 

     Российская  Федерация состоит из 83 субъектов: 21 республики, 9 краев, 46 областей, 2-х городов федерального значения, автономной области и 4 автономных округов. Все они перечислены в статье 65 Конституции РФ.  Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности