Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с Федеральным законом  от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

     Система государственной службы включает в  себя следующие виды:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.
 

     Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

     Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной  службы.

     Федеральная государственная служба - по законодательству Российской Федерации, «профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации».

     Государственная гражданская служба - по законодательству Российской Федерации, «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).»

     Государственные должности Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы устанавливается указом Президента, а государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Категория должности связана  со спецификой служебных обязанностей государственного гражданского служащего. Всего существует 4 категории должностей государственной гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Существует 5 групп должностей государственной гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.

     В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О  государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский  служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

     Выводы  к главе 2.

     Одно  из важнейших предназначений Конституции Российской Федерации состоит в организации системы органов государственной власти в Российской Федерации. При этом именно через органы государственной власти государство осуществляет свои функции. Становление государственности страны, структуры государственных органов, взаимодействия и полномочия уровней государственной власти находятся в динамике и идет систематический процесс совершенствования функционирования всей системы государственного управления. Следует отметить, что орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. При этом государство устанавливает порядок организации и функционирования государственных органов, наделяет их кругом полномочий, за который они, в свою очередь, не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения. Государственные органы имеет конкретные задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства. При этом орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

     Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Органы государственной власти создается в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, законами или другими нормативными правовыми актами. При этом Конституция РФ определяет способ и порядок образования органов государственной власти. Так, статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

     В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны: Президент Российской Федерации (глава Российского государства); Федеральное Собрание  (верхняя палата - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации); Правительство Российской Федерации; Суды Российской Федерации.

     Государственная власть в субъекте Российской Федерации осуществляется на основе: государственной и территориальной целостности Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенства Конституции Российской Федерации на всей ее территории и единства системы государственной власти; разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица и др.

      

     Ключевые  понятия: государственная власть, Президент РФ,   Совет Федерации; Государственная Дума; роспуск; федеральные министерства; федеральные агентства; федеральная служба; территориальные органы; Администрация Президента РФ; государственная служба.

      Практические  задания:

 

     Задание 1. Правильно укажите термины, соответствующие приведенным в таблице 1 понятиям: 

     Таблица 1. 

Судебный  орган Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации
Парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России Правительство

Российской Федерации

 
Исполнительная  власть Российской Федерации
Высший  Арбитражный Суд  Российской Федерации
 

     Задание 2. Дайте определение государственной гражданской службы и на основе перечисленных в этом определении признаков назовите, какие из приведенных ниже лиц не являются государственными гражданскими служащими:

     1. Директор государственного предприятия.

     2. Заместитель начальника отдела в управлении федеральной службы.

     3. Адвокат.

     4. Заведующий отделом торговли  городской администрации.

     5. Заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

     6. Ведущий специалист-эксперт.

     7. Ректор государственного университета.

     8. Руководитель департамента федерального  министерства.

      Контрольные вопросы:

  1. Какова система федеральных органов государственной власти?
  2. Перечислите полномочия Правительства РФ?
  3. Полномочия и деятельность Президента РФ.
  4. Кто возглавляет исполнительную власть в РФ?
  5. Перечислите виды федеральных органов исполнительной власти?
  6. Назовите виды государственной службы.
  7. Приведите определения понятий «государственная служба РФ», «государственная должность РФ»?

      Перечень  литературы:

     1. Конституция Российской Федерации.  М.: Юридическая  литература, 1993.

     2. Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/.

     3. Федеральный  закон от 31 декабря 1996 г. № 4-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/.

     4. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». URL: http://www.consultant.ru/.

     5. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». URL: http://www.consultant.ru/.

     6. Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ.2003. № 22. Ст.2063.

     7. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/.

     8. Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе  Российской Федерации» // СЗ РФ.2004. № 35. Ст.3506.

     9. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». URL: http://www.consultant.ru/.

     10. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст.2290.

     11.Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. Спб.,2005.254 с.

     12. Столярова В.А. Нормативное регулирование и стимулирование труда государственных гражданских служащих. М.: Финакадемия, 2008. 160 с. 

Тема 4. Система местного самоуправления в РФ

 

     Местное самоуправление, повышая активность населения в  решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы  самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса. Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как  самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. 

Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности