Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и аудита продажи готовой продукции на предприятии, выявлении недостатков и разработка предложений по совершенствованию учета.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1) раскрыты теоретические основы учета движения и продажи готовой продукции;
2) охарактеризованы особенности ведения учета движения и продажи готовой продукции на ООО «Птицефабрика «Уфимская»;
3) проведен анализ продажи готовой продукции за 2008-2010 гг.;
4) проведен аудит учета движения и продажи готовой продукции ООО «Птицефабрика «Уфимская».
5) рекомендованы пути совершенствования учета продажи готовой продукции.
При заключении договора между поставщиком и покупателем в нем определяются условия поставки продукции, в соответствии с которыми распределяются обязанности и состав расходов, связанных с доставкой продукции. Эти расходы включаются в состав расходов на продажу, которые оплачиваются поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции.
В состав расходов на продажу на птицефабрике «Уфимская» включают:
- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними предприятиями);
- расходы на транспортировку продукции;
- комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим предприятием, в соответствии с договорами;
- затраты
на рекламу, включающие
- прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).
Для учета расходов на продажу используется активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:
- счет 10 «Материалы» - на стоимость израсходованной тары;
- счет 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;
- счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними предприятиеми;
- счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов. Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов. По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам предприятия или другим способом.
Корреспонденция счетов по учету выручки от продажи готовой продукции представлена в таблице 3.
Таблица 4 - Корреспонденция счетов по учету финансового результата от продажи готовой продукции
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, тыс. руб. |
Документ -основание |
Принята к учету выручка от продажи продукции |
62 |
90.1 |
25 000 |
Договор, счет-фактура, товарная накладная |
Принят к учету НДС от продажи продукции |
90.3 |
68.3 |
3 813 |
Счет-фактура |
Списана себестоимость проданной готовой продукции |
90.2 |
43 |
15 045 |
Товарная накладная |
Списаны расходы на тару |
90.2 |
44 |
850 |
Товарно-транспортная накладная |
Отражен финансовый результата от продажи готовой продукции |
90.9 |
99 |
5 290 |
Бухгалтерская справка-расчет |
На фабрике получают основную часть прибыли от продажи мяса бройлеров и продукции из него. Прибыль от продажи продукции определяют как разницу между выручкой от продажи продукции в действующих ценах без НДС и затратами на ее производство и продажу. Финансовый результат от продажи продукции определяют по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности предприятия, а также для определения финансового результата по ним. К счету 90 «Продажи» открыты следующие субсчета:
90.1 «Выручка»;
90.2 «Себестоимость продаж»;
90.3 «Налог на добавленную стоимость»;
90.9 «Прибыль/убыток от продаж».
Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту субсчета 1 «Выручка» счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных продукции, товаров, работ и услуг списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция, 44 «Расходы на продажу» в дебет субсчета 2 «Себестоимость продаж» счета 90 «Продажи». Начисленные по проданной продукции (товарам, работам, услугам) суммы НДС отражают по дебету субсчета 3 «Налог на добавленную стоимость» счета 90 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 1-3 счета 90 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 2, 3 и кредитового оборота по субсчету 1 счета 90 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают со счета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 9), закрываются внутренними записями на счет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции.
Порядок синтетического учета продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. В бухгалтерском учете ООО «Птицефабрика «Уфимская» продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом нрава собственности на продукцию к покупателю). Именно поэтому для целей налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам продажи (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи». Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция». С суммы выручки предприятия исчисляют НДС.
Сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 90 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этой проводкой отражается задолженность предприятия перед бюджетом по НДС, которая потом погашается перечислением денежных средств бюджету (дебет счета 68, кредит счетов денежных средств).
В целом учет продажи готовой продукции осуществляется согласно общепринятым правилам ведения учета и рабочего плана счетов предприятия. Списание готовой продукции при продаже осуществляется с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета по учету финансовых результатов.
В ООО «Птицефабрика «Уфимская» отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется на основании соответствующих первичных учетных документов – накладных. В качестве типовой формы накладной используется форма ТОРГ-12 «Товарная накладная» (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132).
Также на предприятии могут применять специализированные формы (модификации) накладных и других первичных учетных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции. При этом указанные документы содержат обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
Кроме обязательных реквизитов накладная содержит дополнительные показатели, такие как основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в том числе код продукции (товара), сорт, размер, марку и т.д., наименование структурного подразделения предприятия, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска.
Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, в отдельных случаях непосредственно в подразделениях (при отгрузке крупногабаритных грузов, а также грузов, требующих особые условия транспортировки, по другим причинам) является распоряжение руководителя предприятия или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).
Рисунок 3 - Схема процесса оформления и передачи накладных на отпуск готовой продукции
Накладная (либо иной аналогичный первичный учетный документ) выписываются в количестве 4 экземпляров для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции. Для этой цели используется следующая схема (рисунок 3) движения указанных первичных учетных документов:
- на складе готовой продукции или в отделе сбыта (другом аналогичном подразделении предприятия) выписывается 4 экземпляра накладной;
- все 4 экземпляра накладной
передаются в бухгалтерскую
- бухгалтерской службой
- при вывозе
готовой продукции через
- служба
охраны регистрирует накладные
на вывозимую готовую
- бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями предприятия (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции с данными об их фактическом вывозе путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными. На основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов предприятие (как правило, отдел сбыта) выписывает счета - фактуры в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у предприятия - поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.
По итогам месяца все накладные за период подшиваются в одну папку, страницы нумеруются, затем все сдается в архив.
Также продажа готовой продукции сопровождается заполнением счета - фактуры. В соответствии со ст.169 Налогового кодекса РФ (часть 2) счетом - фактурой признается документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или по возмещению. Данный документ заполняется в двух экземплярах, один из которых на предприятии, а другой следует вместе с реализуемой продукцией. В счете - фактуре обязательно указывают адрес, идентификационный номер продавца и покупателя, приводятся сведения о грузоотправителе и грузополучателе. Также указываются данные о количестве реализуемого товара, единица измерения, цена, сумма налога и стоимость товара всего. Документ подписывают руководитель организации, главный бухгалтер и ответственное лицо от продавца.
В целях поощрения либо отсутствия спроса со стороны различных покупателей сельскохозяйственная продукция подлежит продаже своим работникам в счет заработной платы либо за наличный расчет. Такой вид хозяйственных операций сопровождается составлением накладной. До сих пор речь шла о документах, на основе которых делают записи по дебету счета 90 «Продажи».
При покупке (продаже) продукции заполняют договор, в котором указывается: предмет договора, стоимость товара и порядок уплаты, порядок передачи товара, обязанности сторон, ответственность сторон, разрешение споров, срок действия договора, прочие условия, адреса и реквизиты сторон.
Отправка продукции на заготовительные пункты осуществляется по товарно-транспортной накладной, в которой указывают: наименование товара, код, единицу измерения, вид упаковки, массу брутто, массу нетто, цену, сумму без учета НДС, НДС.
На основе изученного материала можно сделать вывод о том, что организация первичного учета не соответствует необходимым требованиям. То есть во многих документах не заполняются соответствующие реквизиты, не приводятся сведения о корреспонденции счетов, что влечет за собой частичную потерю информации о процессе продажи на предприятии.
Важной частью процесса управления продажей готовой продукции является анализ, в ходе которого сопоставляются данные за прошлые периоды с данными отчетного.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и продажи продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (таблица 4).
Таблица 5 - Динамика производства и продажи товарной продукции