Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:38, курсовая работа
Показана специфика страхового рынка и страхового маркетинга. Проведен анализ рынка страховых услуг в Республике Беларусь. Выявлены проблемы страхового маркетинга в Республике Беларусь. Рассмотрены возможности и разработаны пути совершенствования страхового маркетинга в Республике Беларусь.
Введение...................................................................................................................4
1 Исследование специфики страхового рынка и страховой маркетинг.............6
1.1 Характеристика страхового рынка, особенности его организации..............6
1.2 Особенности страхового маркетинга............................................................11
1.3 Методы сбора рыночной информации..........................................................13
2 Анализ рынка страховых услуг в Республике Беларусь................................16
2.1 Развитие страхового рынка в Республике Беларусь....................................16
2.2 Состояние страхового рынка Беларуси.........................................................23
3 Проблемы и пути совершенствования страхового маркетинга в Республике Беларусь..................................................................................................................27
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа
На тему: Исследование специфики страхового рынка и страховой маркетинг в Республике Беларусь.
Студентки 5 курса
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 35 с., 2 табл., 8 рис.,15 источников.
Страховой рынок, рынок страховых услуг, Страхование, Страховой маркетинг.
Объект исследования: рынок страховых услуг в Республике Беларусь.
Предмет исследования: специфика страхового рынка и страхового маркетинга в Республике Беларусь
Цель исследования: изучить специфику страхового рынка и страхового маркетинга в Республике Беларусь.
Методы исследования: статистического, графического, логического и сравнительного анализа.
Исследования и разработки: Показана специфика страхового рынка и страхового маркетинга. Проведен анализ рынка страховых услуг в Республике Беларусь. Выявлены проблемы страхового маркетинга в Республике Беларусь. Рассмотрены возможности и разработаны пути совершенствования страхового маркетинга в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
(подпись студента)
Содержание
Введение......................
1 Исследование специфики
1.1 Характеристика страхового рынка, особенности его организации..............6
1.2 Особенности страхового
1.3 Методы сбора рыночной
2 Анализ рынка страховых
услуг в Республике Беларусь...
2.1 Развитие страхового рынка
в Республике Беларусь.........
2.2 Состояние страхового
рынка Беларуси................
3 Проблемы и пути
совершенствования страхового
Заключение....................
Список использованных
источников....................
введение
Актуальность темы: Рынок страхования играет важную роль в экономическом развитии. Страхование представляет собой наиболее оптимальный способ сокращения убытков посредством управления рисками. С его помощью неопределенно большие финансовые потери в будущем можно заместить на заранее определенные и невысокие расходы сегодня в виде страховой премии. Можно выделить две основные характеристики, присущие страхованию: а) передача личного риска группе; б) распределение потерь на некоторой справедливой основе. Страхование - неотъемлемая часть финансового рынка. Уровень капитализации и концентрации страховых организаций сравним с аналогичными показателями финансовых корпораций в развитых странах. Их высокий инвестиционный потенциал служит постоянным источником внутренних инвестиций. Как правило, именно страховой сектор является одной из главных предпосылок для формирования финансового рынка в странах с переходной экономикой, который в долгосрочной перспективе обеспечивает устойчивый экономический рост.
Главное предназначение страхования – обеспечить защиту интересов организаций и физических лиц при наступлении различных событий за счет средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов.
Развитие страхования в значительной степени зависит от действующего законодательства, регулирующего страховую деятельность, эффективности проводимой государством денежно-кредитной, налоговой политики, уровня доходов населения, результативности государственного надзора за страховой деятельностью.
Современный этап развития экономики страны ставит перед национальной страховой отраслью новые цели и задачи. В связи с проведением мероприятий по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию одним из важнейших направлений развития страхового дела является своевременное определение приоритетов развития страхового рынка и путей их реализации на предстоящий период.
Усиление конкуренции на страховом рынке влечет за собой все более активное использование маркетинговых инструментов в управлении страховым бизнесом. Одним из наиболее эффективных современных способов развития страхового рынка является применение методов маркетинга в деятельности страховщиков. Его возможности очень велики, так как он представляет собой новую продуктивную философию бизнеса. Ее внедрение в повседневную жизнь компаний чрезвычайно благоприятно отразится как на результатах их деятельности, так и на состоянии рынка как такового. Расширение использования маркетинга является одним из наиболее перспективных направлений развития белорусского страхования в ближайшем будущем.
Цель исследования: изучить специфику страхового рынка и страхового маркетинга в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- показать специфику страхового рынка и страхового маркетинга;
- провести анализ рынка страховых услуг в Республике Беларусь;
- выявить проблемы страхового маркетинга в Республике Беларусь;
- рассмотреть возможности и пути совершенствования страхового маркетинга в Республике Беларусь.
Объект исследования: рынок страховых услуг в Республике Беларусь.
Предмет исследования: специфика страхового рынка и страхового маркетинга в Республике Беларусь
Методы исследования: статистического, графического, логического и сравнительного анализа.
1 Исследование специфики
1.1 Характеристика страхового рынка, особенности его организации
Страхование как экономическая категория отражает процесс формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при возникновении непредвиденных неблагоприятных явлений различного рода, а также на оказание материальной помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
Страхование отражает движение денежных потоков, но за некоторым исключением. Еще в глубокой древности страховые фонды формировались и в натуральном выражении. Натуральные резервы существуют и в настоящее время, прежде всего, это семенной и фуражный фонды, создаваемые в аграрном секторе Беларуси. На промышленных предприятиях создаются резервы сырья, запасных частей, топлива и т.п. Функционирование системы страхования обусловлено существованием государства прежде всего в тех отраслях страхования, которые носят обязательный характер, например, пенсионном страховании, страховании от несчастных случаев военнослужащих, пассажиров и др. В добровольных видах страхования нет такой жесткой зависимости. Но поскольку профессиональные страховые организации осуществляют одну из важнейших функций государства — материальную защиту граждан и юридических лиц, а также самого государства от неожиданных негативных событий, то оно жестко регламентирует и всесторонне контролирует деятельность страховщиков через систему государственного страхового надзора. В нашей стране ее возглавляет Департамент страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь [1, c. 219].
Страхованию свойственны замкнутые денежные перераспределительные отношения. Основная идея страхования, как было отмечено, заключается в солидарном распределении ущерба между страхователями. Соответствующий страховой фонд, имеющий целевое назначение, образуется из взносов клиентов страховой организации и расходуется на покрытие убытков только пострадавшим участникам данного вида страхования.
Перераспределительные отношения в страховании выходят за границы календарного года. Некоторые страховые случаи, такие как стихийные бедствия, автогенные катастрофы, эпидемии могут происходить не каждый год. И так как предсказать их наступление невозможно, то необходимо создавать специальные резервы для покрытия экстраординарных ущербов. Страхованию свойственна возвратность платежей. Размеры взносов, зачисляемых в страховой фонд, рассчитываются таким образом, чтобы все средства, за исключением расходов на проведение страхования, были возвращены страхователям в качестве компенсационных выплат.
Страхование является гарантом компенсации ущербов, нанесенных имущественным интересам государства, хозяйствующих субъектов и населения. Оно во многом освобождает бюджет от бремени расходов по возмещению убытков, наступивших вследствие разрушительных природных катаклизмов, техногенных катастроф, эпидемий и других несчастных случаев, защищает предпринимателей от имущественных и коммерческих потерь, обеспечивает поддержку уровня жизни граждан.
Предпринимательство и страхование находятся в неразрывной связи. Наличие рыночных отношений, обусловливающих необходимость действия самостоятельных производителей на свой страх и риск, усиливает значение страховых услуг. Для предпринимательства характерны освоение современных высокоэффективных технологий, выпуск усовершенствованной и новой продукции, готовность рисковать на рынке, что чревато образованием убытков. Таким образом, у предпринимателей возникает страховой интерес [21, c. 202].
Таким образом, можно выделить две основные задачи страхования:
- возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, пострадавшим при возникновении неблагоприятных событий различного рода;
- сбережение, суть которого заключается в создании каким-либо человеком капитала, предназначенного для осуществления намеченной им цели. Например, сделать подарок к совершеннолетию сына или дочери, поддержать на должном уровне благосостояние семьи в случае потери кормильца, позволить себе сделать дорогое приобретение и т.п.
Страхование является эффективным средством реализации социальной политики государства, осуществляя материальную защиту граждан путем выплат пенсий и пособий через систему государственного социального страхования.
Страхование — стабильный источник инвестиционных ресурсов государства. Вкладывая средства страховых резервов, в основном по долгосрочным договорам личного страхования, в приоритетные отрасли, государство способно решать глобальные экономические задачи. Страхование имеет стратегическое значение в укреплении и развитии национальной экономики.
В организационно-правовом аспекте страховые рынки подразделяются на акционерные, корпоративные, взаимные, государственные и смешанные.
В территориальном аспекте страховые рынки подразделяются на внутренний, внешний и мировой (глобальный).
Внутренним страховым рынком называется местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на определенные страховые услуги (страхование имущества граждан, туристских баз, кемпингов и т. п.).
Внешним страховым рынком считается рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страховым компаниям как в данном регионе, так и за его пределами (экологическое страхование, страхование финансовых рисков, гражданской ответственности владельцев автотранспорта и т. п.).
Под мировым страховым рынком понимается его действие в мировом масштабе (страхование интернациональных космических кораблей, туристов и путешественников за пределами своих стран и др.).
По отраслевому признаку выделяют страховой рынок личного, имущественного страхования и страхования ответственности.
В свою очередь каждый из этих рынков подразделяется на обособленные подотрасли (сегменты) и виды (страхование дополнительной пенсии, «на дожитие», от несчастных случаев, страхование домашнего имущества, дач, страхование инвестиционных вложений и т. п.).
Страхование в каждой стране осуществляется в двух основных формах: обязательной и добровольной. Целью обязательного страхования является объединение населения для организации эффективной защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов. Таким образом, обязательное страхование выполняет роль государственного регулятора в процессе общественного воспроизводства. В Республике Беларусь законодательно предусмотрено два способа проведения обязательного страхования: обязательное страхование и обязательное государственное страхование. И в том, и в другом случаях страховые объекты, риски и минимальные размеры страховых сумм регламентированы соответствующим законодательством [24, c. 111].
Обязательным называется страхование, при котором на определенный круг лиц возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество, свое или третьих лиц и риски своей гражданской ответственности. В Республике Беларусь законодательно предусмотрены такие виды страхования как обязательное страхование пассажиров воздушного, железнодорожного и др. транспорта, обязательное страхование гражданами принадлежащего им имущества (строений и сельскохозяйственных животных) и другие. К обязательному относится также страхование юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении и являющегося государственной или муниципальной собственностью. Основными признаками обязательного страхования являются, во-первых, наличие заключенного договора страхователя со страховщиком и, во-вторых, то, что плательщиком премии обычно выступает сам страхователь, т.е. эта форма страхования осуществляется, в основном, на коммерческой основе [11, c. 145].