Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО ТЯЖМАШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных экономических условиях проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится важнейшей для государства и главная задача состоит в том, чтобы расширить список конкурентоспособных предприятий.
Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 11 – SWOT-анализ предприятия ОАО «ТЯЖМАШ»

 

Возможности

Угрозы

 

- Расширение производственной  линии;

- Совершенствование технологии  производства;

- Получение прав на  технические решения, вошедшие в разработанные проекты, и изготовленные по этим проектам изделия, с целью исключения возможности получения конкурентами прав на тождественные технические решения;

- Снижение цен на сырье;

- Вливание новых инвестиций;

- Реклама в заинтересованных  промышленных кругах;

- Снижение налогов и  пошлин;

- Появление новых поставщиков;

- Выход на новые рынки  или сегменты рынка;

- Ослабление позиций конкурентов;

- Банкротство конкурента.

- Потеря договора на  крупную поставку продукции;

- Поставка некачественного  сырья;

- Возрастающее конкурентное  давление;

- Рост курса доллара  по отношению к рублю;

- Улучшение качества продукции  возможных основных конкурентов;

- Рост ставки по налогам;

- Изменение уровня цен;

- Возможность появления  новых конкурентов;

- Несовершенство законодательной базы;

- Неблагоприятная политика  правительства;

- Уровень инфляции;

- Рост цен на электроэнергию;

- Увеличение количества  потребляемой энергии.

Сильные стороны

- Постоянные инновационные  разработки;

- Продукция высокого качества  признанная на международном уровне;

- Развитая сеть представительств  как в России так и в странах  ближнего и дальнего зарубежья;

- адекватные финансовые  ресурсы;

- высокая квалификация  персонала;

- хорошая репутация у покупателей;

- известный лидер рынка;

- возможность получения экономии от роста объема производства;

- подходящая технология  производства;

- преимущества в области  конкуренции;

- наличие инновационных  способностей и возможности их  реализации.

«Сила и возможности»

Благодаря тому, что у компании «ТЯЖМАШ» уже есть опыт работы на международном рынке и на этом рынке сформировался положительный имидж компании, «ТЯЖМАШ» может осваивать новые для себя рынки, а также завоевывать большую долю рынков тех стран, в которых он уже присутствует. Кроме того, успешному продвижению продукции компании на новых рынках может способствовать и такие ее сильные стороны, как крупная производственная база и конкурентные цены.

Выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит высокая квалификация персонала и достаточная известность.

Квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов дадут возможность успеть за ростом рынка.

«Сила и угрозы»

Для предотвращения появившихся угроз предприятие ОАО «ТЯЖМАШ» использует свои сильные стороны:

- продукция высокого качества  добавляет преимущества в конкуренции.

Для того чтобы нестабильность цен на сырье не могла оказывать сильного влияния на ценовую политику компании, можно предпринять следующие меры: проанализировав рынок сырья и составив прогноз уровня цен на сырье на несколько месяцев вперед, за счет доступа к дополнительным финансовым ресурсам можно осуществить закупку сырья по наиболее выгодным ценам и на более длительный период. Таким образом, компания может предотвратить для себя резкое изменение цен на выпускаемую продукцию за счет имеющихся запасов сырья, закупленного в более благоприятный период.

Слабые стороны

- Высокие финансовые потери  от брака;

- Недостаточно высокотехнологичного  оборудования для реализации  инновационных проектов и их апробации;

- Высокие издержки на  производство продукции и их  постоянный рост, связанный с  агрессивной ценовой политикой  основных поставщиков сырья;

- Недостаток внутрифирменных  коммуникаций, отсутствие регулярного  информирования сотрудников о результатах их труда, слабая обратная связь, являющиеся демотивирующими факторами;

- Низкий уровень подержания  баз данных компании, отсутствие  их анализа.

«Слабость и возможности»

Проблему плохого обмена информацией между сотрудниками фирмы можно решить скорее не за счет возможностей, которые есть у компании, а за счет более корректной организации работы отделов компании. Так основными способами устранения данной проблемы являются:

- организация пятиминуток  как вначале дня, так и вечером. На таких пятиминутках работники отдела могут составить план основных видов работы на день, обсудить возникшие проблемы, рассмотреть различные способы их решения, обсудить сложные задачи, которые перед ними стоят, вместе найти решение сложных ситуаций и т.д.

- проводить собрания по пятницам на 30 минут. На таких собраниях могут анализироваться успехи работников в течение недели, решаться наболевшие проблемы, просто происходить обмен информацией, полезной и интересной для всех сотрудников отдела.

«Слабость и угрозы»

Наличие сильных конкурентов ставит компанию в очень уязвимое положение. Компании необходимо создать из своих работников единую команду, работающую на благо общей цели. В противном случае компании сложно будет выбраться в лидеры в своей отрасли и удерживать свое положение на достойном уровне.


 

2.2 Оценка  конкурентоспособности предприятия  ОАО «ТЯЖМШ»

По прогнозам в ближайшие годы российский и мировой рынки тяжелого машиностроения будут расти на 8-10% в год, уже к 2015-2018 годам объем мирового рынка может превысить 290-320 млрд. долларов.

Перспективный спрос на оборудование в 2010 году предъявила атомная энергетика. Сейчас в России строится 10 энергоблоков. В конце 2010 года состоялась отгрузка реактора для Нововоронежской АЭС-2 – первой за последние два десятилетия действительно «новой» АЭС.

Заключенные в 2009-2010 годах договора на строительство АЭС в Индии, Вьетнаме, Китае позволяют рассчитывать на стабильную загрузку российского атомного машиностроения на несколько лет вперед.

В 2010 году началась реализация и первого «экспортного» проекта – Балтийской АЭС (БалтАЭС) в Калининградской области. Она не только сможет полностью обеспечить потребности анклава, но и укрепит российские позиции на рынке стран Балтии, Скандинавии и Польши.

Именно, принимая во внимание текущие тенденции развития отрасли, ОАО «ТЯЖМАШ» выбрало для себя производство оборудования для атомной энергетики как одно из приоритетных направлений. В рамках этой стратегии заключены договора на поставку оборудования для Балтийской, Нововоронежской, Ростовской и других АЭС.

Конкурентные преимущества продукции ОАО «ТЯЖМАШ»

К преимуществам конструкций рудоразмольных мельниц производства ОАО «ТЯЖМАШ» относится:

– барабан изготавливается из стали повышенной прочности;

– применяется крепеж из высоколегированной стали. Легирующие добавки повышают прочность, коррозийную стойкость стали, снижают опасность хрупкого разрушения;

– комплектные станции циркулярной смазки имеют собственные автономные системы автоматизированного контроля и управления, работающие по алгоритму полного резервирования (патент РФ № 2239496);

– оригинальные конструктивные решения системы подвода и отвода смазки механизмов  в комплексе с лабиринтными уплотнителями полностью исключают протечки и воздействия извне на рабочую зону подшипников и зубчатых передач;

– мельницы поставляются в крупноблочном исполнении, что позволяет резко сократить затраты на монтаже и сроки ввода в эксплуатацию.

Преимущества автоматизированной системы управления (АСУ):

– запуск мельницы по «жесткому» алгоритму;

– постоянная диагностика линий связи;

– гибкость, «живучесть», надежность, адаптивность;

– система сохраняет работоспособность при кратковременных перерывах в электроснабжении и при выходе из строя цифровой линии;

– конфигурация АСУ может быть изменена (добавление новых компонентов системы), при незначительной переработке шкафа автоматического управления (ШАУ);

– при выходе из строя автоматического рабочего места (АРМ), работа может осуществляться со шкафа автоматического управления или пультов местного правления.

В процессе исследования конкурентоспособности ОАО «ТЯЖМАШ» выявлены основные конкуренты по каждому направлению оборудования на внутреннем и внешнем рынке, их сильные и слабые стороны, так же какую долю рынка занимает каждый из конкурентов, преимущества и недостатки продукции рассматриваемого предприятия по сравнению с продукцией конкурентов. Для удобства сравнения и наглядности конкурентных преимуществ рассчитан и построен многоугольник конкуренции, на основе бального сравнительного анализа конкурентов внутреннего и внешнего рынка с деятельностью анализируемого предприятия.

В ходе исследования были выявлены основные конкуренты по каждому направлению на внутреннем и внешнем рынке, их сильные и слабые стороны, какую долю рынка занимает каждый конкурент, преимущества и недостатки продукции ОАО «Тяжмаш» по сравнению с продукцией конкурентов, причины снижения конкурентоспособности продукции.

Совмещая, путем наложения на одном рисунке «многоугольники конкурентоспособности» для разных предприятий, анализируем уровень их конкурентоспособности по таким факторам, как:

− географическое положение;

− имидж;

− сроки;

− качество;

− цена;

− маркетинг.

По факторам конкурентоспособности, которые представлены в таблицах 12 и 13 построен «многоугольник конкурентоспособности» внутреннего и внешнего рынка для каждого предприятия (рис.4, 5).

Таблица 12 – Матрица сравнения конкурентов внутреннего рынка ОАО «ТЯЖМАШ»

 

Вес

ОАО «ТЯЖМАШ»

ОАО «ОЗММ»

Белохолуницкий машиностроительный завод

Новокраматорский машиностроительный завод

ОАО «Силовые машины»

Географическое положение

1

8*1=8

7*1=7

7*1=7

5*1=5

8*1=8

Имидж

1,5

7*1,5=

10,5

6*1,5=9

7*1,5=10

8*1,5=12

8*1,5=12

Сроки

1,5

4*1,5=

6

4*1,5=6

6*1,5=9

5*1,5=7,5

6*1,5=9

Качество

2

8*2=16

7*2=14

5*2=10

6*2=12

9*2=

18

Цена

2

5*2=10

4*2=8

8*2=16

6*2=12

5*2=

10

Маркетинг

2

4*2=8

3*2=6

7*2=14

7*2=14

6*2=

12

Всего:

Max 10

58,5

41

66,5

62,5

69


По результатам графического метода, ОАО «Тяжмаш» на внутреннем рынке занимает лидирующую позицию среди конкурентов, проигрывая лишь, ОАО «Силовые машины», которое практически по всем показателям превосходит ОАО «Тяжмаш».

Рисунок 4 – Многоугольник конкурентоспособности внутреннего рынка

 

Таблица 13 – Матрица сравнения конкурентов внешнего рынка ОАО «ТЯЖМАШ»

 

Вес

ОАО «ТЯЖМАШ»

Babcock Borsing Service GmbH

Metso Minerals

Шэньянская корпорация тяжелого машиностроения

VATECH

Географическое положение

1

8*1=8

9*1=9

9*1=9

4*1=4

8*1=8

Имидж

1,5

7*1,5=10,5

9*1,5=13,5

9*1,5=13,5

5*1,5=7,5

9*1,5=13,5

Сроки

1,5

4*1,5=6

6*1,5=9

5*1,5=7,5

5*1,5=7,5

8*1,5=12

Качество

2

8*2=16

8*2=16

8*2=16

3*2=6

9*2=18

Цена

2

5*2=10

3*2=6

6*2=12

7*2=14

7*2=14

Маркетинг

2

4*2=8

7*2=14

6*2=12

5*2=10

7*2=14

Всего:

Max 10

58,5

67,5

70

49

79,5


На внешнем рынке наблюдается совершенно иная ситуация. ОАО «Тяжмаш» практически по всем показателям проигрывает своим конкурентам. В целом влияние конкурентов можно назвать положительным, так как оно стимулирует развитие ОАО «Тяжмаш» и позволяет сделать свой рынок предложения более конкурентоспособным.

Рисунок 5 – Многоугольник конкурентоспособности внешнего рынка

На внутреннем рынке можно выделить следующие факторы отраслевых рисков:

− агрессивная ценовая политика основных конкурентов. Вероятность данного фактора весьма незначительна, так как ценообразование в отрасли основано на затратном подходе, а структура себестоимости имеет четкие пропорции, которые складывались годами.

− агрессивная ценовая политика основных поставщиков сырья. В связи с тем, что отрасль является материалоемкой, а основные материалы, используемые в производстве – это металлопрокат различных видов, существует довольно серьезная зависимость от основных поставщиков сырья. Серьезный рост цен на металл в краткосрочном периоде может привести к ухудшению показателей рентабельности. Однако в среднесрочном и долгосрочном периодах данный фактор нивелируется ростом цен на продукцию отрасли.

На внешнем рынке можно выделить следующие факторы отраслевых рисков:

− уменьшение объемов реализации и доли на зарубежных рынках.

Для ОАО «Тяжмаш», производство которого существенно ориентировано на экспорт, это может означать снижение объемов реализации в краткосрочном и среднесрочном периодах, однако в среднесрочном и долгосрочном периоде эмитент в состоянии обеспечить загрузку мощностей, ориентируясь, в большей степени, на российские заказы.

 

  1. Основные пути совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия

Одним из способов обеспечения конкурентоспособности компании является снижение издержек, что в свою очередь позволяет как увеличивать доходы компании, что является стимулом для расширения бизнеса, так и позволяет эффективно осуществлять ценовую конкуренцию.

Товарный ассортимент завода постоянно меняется, отражая состояние потребностей на данный момент времени. Вследствие изменения некоторых видов продукции у завода возникли излишки запасов сырья, материалов и выявлены ненужные материалы.

По отчетным данным на конец 2011 г. выявлено неликвидных материалов на сумму 395,2 тыс. руб. Однако, учитывая тот факт, что неликвиды – это обычно сырьё и материалы, не пользующиеся спросом и, соответственно, за реальную стоимость их практически невозможно реализовать, рекомендуется следующее: реализация неликвидных сырья и материалов за 80% от их реальной стоимости. Данные действия, т.е. продажа сырья и материалов по заниженным ценам вызовут заинтересованность у потенциальных покупателей и помогут с большей уверенностью реализовать предложенное мероприятие.

Информация о работе Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО ТЯЖМАШ