Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:25, курсовая работа
Основная цель этой курсовой работы - реализация процесса маркетингового исследования на примере компании «Илмакс». Для этого потребуется решить следующие задачи:
1.Проанализировать существующие первоисточники
2.Проанализировать существующие методические материалы и литературу
3.Привест примеры расчетов по каждому этапу маркетингового исследования
Введение.....................................................................................................................3
1. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы исследования........................5
1.1.Технико-экономическое обоснование предприятия……………….....5 1.2. Оценка емкости рынка...………….……….…………………………..11
1.3. Описание конкурентов………………………………………………..12
1.4. Оценка конкурентоспособности……………………………………...14
1.5. Проведение SWOT-анализа ………………………………................18
1.6. Описание потребителей………………………………….……………22
1.7. Формулировка гипотезы методом экспертных оценок……………..25
1.7.1. Метод фокус-группы……………………………………………...17
1.7.2. Метод экспертных оценок………………………………………...19
2. Определение объема выборки………………………………………………...33
3. Разработка анкеты……………..……………………………………………….35
4. Анализ данных……………………………...………………………………….38
4.1. Результаты опроса респондентов.........................................................38
4.2. Проверка статистической гипотезы.....................................................48
5. Подготовка отчета для руководства…………………………………..………50
Заключение…………………………………………...……………………......….52
Литература.............................................................................................................. 54
Приложение 1..........................................................................................................56
Приложение 2……………………………………………………………………..57
Группа, состоящая из
6—12 человек с определенными
Основные задачи использования фокус-групп:
• генерирование проверяемых гипотез;
• генерирование информации для опросных листов;
• получение предварительной информации;
• стимулирование поиска новых идей для товарных концепций;
• интерпретация ранее полученных количественных результатов.
Успешность работы фокус–группы во многом зависит от эффективности деятельности ведущего (модератора), который на основе глубокого понимания целей и задач дискуссии без прямого вмешательства в ее ход управляет ее проведением. Он должен стремиться к балансу между естественной дискуссией среди участников и уходом от обсуждаемой темы, направлять дискуссию в нужное русло. Данные работы фокус–группы должны быть обработаны.
На основании всего вышеперечисленного должна быть сформулирована проблема и, исходя из нее, выдвинута гипотеза.
Реализация метода фокус-группы.
В качестве проблемы
была определена проблема
После анализа работы фокус–группы были получены следующие результаты. Если общее влияние факторов взять за 100%, то на каждый фактор приходится (таблица 1.6.1.):
Таблица 1.6.1. Результаты проведения фокус-группы
№ фактора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
% влияния |
35% |
28% |
17% |
11% |
9% |
После анализа полученных результатов была выдвинута гипотеза о том, что на выбор потребителями продукции «Илмакс» основное влияние оказывает качество продукции.
Выделяются следующие этапы экспертных опросов:
Определяются направления, по которым необходимо или желательно привлечь экспертов.
После проведения опроса экспертов необходимо обработать и проанализировать полученные результаты.
Главная задача проводимого экспертного опроса – определить, какие факторы влияют на стратегию разработки новых товаров.
В качестве экспертов была выбрана группа из 10 человек. В группу вошли специалисты компаний, которые предоставляют полный спектр услуг по проведению маркетинговых исследований, специалисты, имеющие опыт управления процессом маркетинговых исследований, а также другие представители рынка косметических средств и специалисты в данной области. Каждому эксперту присвоен опыт в изучаемой сфере.
В таблице 1.7.1 приведен перечень отобранных экспертов.
Таблица 1.7.1 Перечень экспертов[4-5]
№ |
Ф.И.О. |
Должность |
Компания |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Буксанова М.А. |
маркетолог |
эксперт специализируется по данному вопросу |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мельник Е.С. |
начальник отдела маркетинга |
эксперт специализируется по данному вопросу |
3 |
Ковшикова М.М. |
розничный продавец строительных материалов и смесей «Ждановичи» |
эксперт участвует в практическом решении вопроса |
4 |
Ракович М.Н. |
инженер-технолог |
эксперт участвует в практическом решении вопроса |
5 |
Жуков О.С. |
специалист по продвижению продукции |
эксперт специализируется по данному вопросу |
6 |
Корниевский А.А.
|
руководитель |
эксперт специализируется по данному вопросу |
7 |
Василевич К.А. |
гендиректор |
эксперт специализируется по данному вопросу |
8 |
Юрченко Ф.Д. |
стройтрест |
эксперт участвует в практическом решении вопроса, но он не входит в сферу его узкой специализации |
9 |
Абашина А.А. |
строитель |
эксперт специализируется по данному вопросу |
10 |
Коргичев Т.К. |
менеджер по продажам |
эксперт специализируется по данному вопросу |
Рассчитываем компетентность каждого из экспертов по формуле:
h(j)=h(j)
*h(j)
*(1/100)
где h(j) - компетентность эксперта,
h(j) - объективная оценка компетентности
h(j) - субъективная оценка компетентности
Оценка компетентности каждого опрашиваемого эксперта представлена в таблице 1.7.2. Субъективную оценку каждому из экспертов предлагается выставить самому себе в пределах от 1 до 10, объективная же оценка выставляется либо модератором, либо руководителем предприятия.
Таблица 1.7.2. Оценка компетентности экспертов
Эксперты |
h(j) |
H(j) |
h(j) |
1 |
10 |
10 |
1 |
2 |
9 |
9 |
0,81 |
3 |
7 |
7 |
0,49 |
4 |
7 |
7 |
0,49 |
5 |
8 |
9 |
0,72 |
6 |
8 |
8 |
0,64 |
7 |
10 |
10 |
1 |
8 |
7 |
8 |
0,56 |
9 |
8 |
9 |
0,72 |
10 |
10 |
10 |
1 |
Общая компетентность |
7,43 |
Каждому из экспертов предлагается назвать несколько факторов, влияющих на стратегию разработки новых товаров.
Для компании Илмакс был составлен следующий список факторов:
Далее каждый из экспертов оценил важность каждой из гипотез в соответствии со шкалой (таблица 1.7.3)
Оценка экспертами параметров производится по 10-бальной системе.
Таблица 1.7.3. Шкала бальных оценок
Характеристика состояния |
Не влияет |
Слабое |
Среднее |
Сильное |
Параметрический индекс (в баллах) |
1-3 |
4-5 |
6-8 |
9-10 |
Таблица 1.7.4. Оценка гипотез экспертами.[4]
Гипотезы
Эксперты |
Ассортимент продукции,a1 |
Система скидок,a2 |
Реклама,a3 |
Уровень цен,a4 |
Качество, а5 |
Дизайн упаковки а6 |
Доставка а7 |
Сумма баллов |
1. Буксанова М.А. |
8 |
7 |
9 |
9 |
8 |
9 |
7 |
57 |
2. Мельник Е.С. |
9 |
7 |
9 |
9 |
9 |
9 |
8 |
60 |
3. Ковшикова М.М. |
7 |
7 |
6 |
8 |
9 |
7 |
5 |
49 |
4. Ракович М.Н. |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
6 |
50 |
5. Жуков О.С. |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
61 |
6. Корниевский А.А. |
9 |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
54 |
7. Василевич К.А. |
9 |
8 |
9 |
8 |
7 |
8 |
8 |
57 |
8. Юрченко Ф.Д. |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
53 |
9. Абашина А.А. |
9 |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
8 |
60 |
10. Коргичев Т.К. |
9 |
7 |
8 |
10 |
9 |
8 |
8 |
59 |
Среднее значение общей оценки |
8,2 |
7,4 |
8,1 |
8,4 |
8,3 |
8,2 |
7,4 |
- |
Для дальнейшей оценки весомости факторов и выдвижения гипотезы необходимо определить меру согласованности мнений экспертов. Для этого необходимо рассчитать коэффициент конкордации.
На основании полученных результатов составляется матрица-таблица рангов важности, где первый ранг имеет наибольшее значение, а остальные – по убыванию значения параметра. Если же несколько значений параметра принимают одинаковое значение, то берется ранг, называемый стандартизированным, вычисляемый по формуле:
R =(n +…+n )*(1/(1+k)) (20)
где R - стандартизированный ранг,
n +…+n - места, занимаемые одинаковыми показателями.
Среднее значение ряда суммарных рангов рассчитывается по формуле:
где m-количество экспертов
n-количество объектов
xcр=10(7+1)*0,5=50
Таблица1.7.5. Стандартизированные ранги важности
Эксперты |
Гипотезы |
∑ | ||||||
a1 |
a2 |
a3 |
a4 |
а5 |
а6 |
а7 | ||
1. Буксанова М.А. |
3,5 |
1,5 |
6 |
6 |
3,5 |
6 |
1,5 |
28 |
2. Мельник Е.С. |
5 |
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
28 |
3. Ковшикова М.М. |
4 |
4 |
2 |
6 |
7 |
4 |
1 |
28 |
4. Ракович М.Н. |
1,5 |
3,5 |
3,5 |
6 |
6 |
6 |
1,5 |
28 |
5. Жуков О.С. |
1,5 |
1,5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
28 |
6. Корниевский А.А. |
7 |
5 |
5 |
2 |
2 |
5 |
2 |
28 |
7.Василевич К.А. |
6,5 |
3,5 |
6,5 |
3,5 |
1 |
3,5 |
3,5 |
28 |
8. Юрченко Ф.Д. |
5,5 |
2 |
5,5 |
2 |
5,5 |
2 |
5,5 |
28 |
9. Абашина А.А. |
5,5 |
2 |
2 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
2 |
28 |
10. Коргичев Т.К. |
5,5 |
1 |
3 |
7 |
5,5 |
3 |
3 |
28 |
Xj= |
45,5 |
25 |
43,5 |
48 |
46 |
45 |
27 |
280 |
Результирующий ранг |
3 |
7 |
5 |
1 |
2 |
4 |
6 |
- |
xj-xср |
-4,5 |
-25 |
-6,5 |
-2 |
-4 |
-5 |
-23 |
- |
(xj-xср)2 |
20,25 |
625 |
42,25 |
4 |
16 |
25 |
529 |
1261,5 |