Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью данной курсовой работы является практическое овладение методами и средствами маркетинга, а также исследование и прогнозирование рынка, выявление сильных и слабых сторон предприятия.
Задачами данной курсовой работы являются :
анализ внешней и внутренней сред предприятия с использованием методов экономического, финансового и маркетингового анализа;
анализ обстановки в отрасли исследуемой услуги;
комплексное исследование рынка услуги – спроса и предложения, описание структуры рынка, исследование условий конкуренции;
анализ состояния и развития предприятия, предоставляющего услугу;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. АНАЛИЗ МАКРОСРЕДЫ, В КОТОРОЙ РАБОТАЕТ ДАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. 3
2. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ ИССЛЕДУЕМОЙ УСЛУГИ 16
3. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ УСЛУГИ 18
4. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГИ 21
4.1 . Анализ спроса и предложения на товары и услуги на выбранном рынке и тенденций его развития. 21
4.2 . Описание структуры рынка, сегментация, выбор целевых сегментов. 22
4.3 Исследование условий конкурентоспособности на выбранном рынке. 24
5.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТОРГСЕРВИС» 28
6.ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ООО «ТОРГСЕРВИС» 33
7.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА 40
8. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 46
9. КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 51
10. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение 1 69
Приложение 2 76
Приложение 3 90
Приложение 4 94
Приложение 5 97
Приложение 6 98
Приложение 7 101

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Помимо собственно роста рынка происходит изменение его структуры. В России, всегда «славившейся» большим потреблением водки, увеличивается доля продаж слабоалкогольных напитков (особенно пива), которые уже опережают водку и другие крепкие напитки по объемам потребления. Однако существующая в России диспропорция цен на различные алкогольные напитки сдерживает рост потребления вина и пива. Это выражается в том, что в России чистый алкоголь, содержащийся в водке, стоит в 2 раза дешевле, чем в пиве, и в 4 раза дешевле, чем в вине. В более развитых странах такая диспропорция отсутствует и потребителю, по сути, безразлично, в каком виде потреблять алкоголь.

Алкогольный рынок РФ  находится  под давлением «непредсказуемых политических решений». Проблем на алкогольном рынке предостаточно. Для преодоления проблем на алкогольном рынке страны необходимо, прежде всего, четко заявленная позиция государства по отношению к алкоголю. Причем позиция разумная, взвешенная, экономически обоснованная. А пока ее нет – рынок находится под постоянным давлением «непредсказуемых политических решений».

Алкогольный рынок испытал серьезное влияние экономического кризиса. Объем продаж на рынке алкоголя премиум- и супер-премиум-класса упал почти на 50%». Однако изменения на рынке – не катастрофические, а скорее структурные: потребитель переходит с премиальных сегментов рынка на более дешевую продукцию. И это легко объяснимо: в условиях кризиса падает платежеспособный спрос из-за увеличения числа безработных и уменьшения зарплат.12

В условиях финансового кризиса  алкогольные компании, чтобы удержать свой статус ведущего игрока на рынке, ориентируются на минимальный уровень цен на водку. На данный момент это один из немногих напитков, популярность которого растет год от года. Растут более дешевые сегменты водки: базовый и экономический. Большинству потребителей водки непонятен продукт в сегменте суперпремиум. Потребители считают цену на водку данного сегмента необоснованно высокой, и выбирают более дешевую продукцию. Причина состоит в том, что наблюдается некий парадокс: при всей несомненной популярности и доступности водки люди знают очень мало подробностей о технологии ее производства, часто ее упрощая. На самом деле есть различные тонкости производства, очистки, обработки спирта и воды, которые как раз и отличают в конечном итоге дешевую водку от премиальной.

Так же в России за последние года существенно возросла выработка  коньяка. Коньяк, действительно, единственная категория, которая не «просела» в связи с началом финансового кризиса. Сегодня коньяк более чем на 15% опережает всех своих прямых «конкурентов» на рынке крепкого алкоголя по показателю прибыли на единицу продукции, несмотря на то, что по объему реализации в натуральном выражении коньяк занимает лишь третье место. Действительно, сегодня коньяк – самая высокомаржинальная категория на алкогольном рынке, поэтому многие компании хотят иметь коньяки в своем ассортиментном портфеле.

Таким образом, можно сделать вывод что алкогольный рынок России – средоточие всех социальных и экономических проблем нашего государства. Именно поэтому предкризисное состояние  и послекризисное восстановление стали для этого рынка  практически нормальным состоянием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГИ

 

Целью данной главы является предоставление достаточного количества фактов, которые  свидетельствуют о том, что услуги рассматриваемой Редакции имеют значительный и перспективные рынок сбыта; являются конкурентоспособными. Исследование рынка включает три основных блока: анализ спроса на услуги предприятия; описание структуры рынка (сегментирование); исследование условий конкурентоспособности на выбранном рынке.

    1. . Анализ спроса и предложения на товары и услуги на выбранном рынке и тенденций его развития.

Основным видом деятельности ООО «Торгсервис» является оптовая и розничная продажа ликероводочной продукции. Данное предприятие осуществляет свою деятельность на региональном и областном рынках.

Определим спрос на ликероводочную продукцию на примере коньяка.

Рынок коньяка (бренди) сейчас находится  на подъеме — как в стоимостном, так и физическом выражении. Это связано не только с увеличением уровня доходов населения (переход с водки на коньяк), но и с увеличением спроса в высшем сегменте рынка. В то же время его объем составляет около 3% от объема рынка водки.

Основное потребление коньяка (около 80%) приходится на крупные города России. Наиболее известные и в то же время предпочитаемые марки — «Белый аист», «Арарат», Hennessy — свидетельствуют о том, что на рынке коньяка не проводятся масштабные рекламные кампании и потребительские предпочтения остаются достаточно консервативными, как и само восприятие коньяка как продукта благородного, редко употребляемого, «статусного».

Важным моментом при анализе  рынка является определение его  емкости.

Рассчитаем емкость рынка алкогольной продукции, а именно коньяка по формуле 1:                                                             

  С=П-Э+И               (1)

В формуле 1, где:

 С - емкость рынка 

П – производство коньяка;

Э – экспорт коньяка;

И – импорт коньяка.

С= 7015483 млн.литров –4099700 млн.литров +9997021 млн.литров =7081238 млн.литров

Емкость рынка коньяка по России составляет 7081238 млн.литров

    1. . Описание структуры рынка, сегментация, выбор целевых сегментов.

Любое предприятие осознаёт, что  её товары не могут подходить сразу  всем покупателям. Покупателей слишком много, и у каждого из них свои особенные потребности, предпочтения и привычки. Предприятию лучше всего сосредоточиться на обслуживании определённых частей, или сегментов, рынка. Каждое предприятие должно выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые оно способно эффективно обслуживать.

Сегмент рынка – это группа потребителей, обладающих одним или несколькими  общими устойчивыми признаками, определяющими  поведение потребителей.

Процесс сегментации - это процесс  разбиения рынка на потенциальные сегменты. В процессе сегментации фирма классифицирует потенциальных потребителей своих товаров в соответствии с их вкусами, предпочтениями, социальным положением и экономическим состоянием. В ходе этого процесса фирма выделяет целевые сегменты, т.е. группы покупателей, которые предъявляют сходные требования к комплексу маркетинга «5Р».

Главная цель сегментирования - найти  на рынке незаполненную нишу, ту группу покупателей, интересы которых  фирма может удовлетворить наиболее эффективно.

Процесс сегментации можно разделить  на несколько крупных шагов, первым из которых является определение принципов, которые будут положены в основу сегментации.

Проведем сегментирование:

Продукция


 

 

Географический Предприятия          Конечный потребитель

    признак



регион       область          крупные   средние   мелкие

 

Рис.1. Разделение продукции на сегменты

 

Проанализировав выделенные сегменты можно сделать вывод, что целевым для ООО «Торгсервис» является предприятия. Таким образам, ООО «Торгсервис» использует в своей деятельности стратегия дифференцированного маркетинга. Выделив целевые сегменты,  построим модель потребителя (рис.2)

Данная модель поможет ООО «Торгсервис» в планировании своей маркетинговой  деятельности. При анализе данной модели ООО «Торгсервис» получит возможность выявить всех целевых потребителей и определить, как у них протекает процесс решения о пользовании услугами ООО

 

 

 

 

 

 

Побудительные факторы  маркетинга

Прочие раздражители

Продажа ликероводочной продукции по сравнительно невысоким ценам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические факторы: в результате мирового финансового  кризиса спрос на  продукцию  значительно сократился.

Политические факторы:

проблемы регулирования  алкогольного рынка.


 

«Черный ящик» сознания потребителей

Услугами оптовой торговли будут пользоваться крупные покупатели (ЧП,ИП), предприятия.

Услугами розничной  торговли -мелкие покупатели, т.е частные  лица.

Осознание проблемы:

необходимость получения  какого-либо товара.

Поиск информации:

поиск привлекательных мест для покупки данного товара

покупка товара наиболее высшего  качества по меньшей цене



 

Ответные реакции потребителей

 

Выбор товара высокого качества по наиболее низкой цене, известной  марки у оптовых или розничных  продавцов с наиболее выгодными условиями поставки и продаж.




Рис. 2. Модель потребителя

    1.  Исследование условий конкурентоспособности  на выбранном рынке.

Анализ конкуренции – важное направление маркетинговых исследований, имеющее целью уточнение вопросов привлекательности рынков и использующееся для выработки стратегии фирмы. Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития. Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности предприятия.

Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия  является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли, навыками и капиталом, которыми обладает предприятие. Оценка конкурентоспособности предприятия осуществляется по основным составляющим комплекса маркетинга: товарной политике, ценовой политике, политике товародвижения и распределения, коммуникативной политике, public relations.

В начале определим основных конкурентов  ООО «Торгсервис». Основными конкурентами ООО «Торгсервис» являются ООО «Пищевик», ООО «Дельфин».

Проведём интегральную оценку конкурентоспособности нашего предприятия, а также его основных вышеперечисленных конкурентов. Для данного анализа введем пяти бальную шкалу: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - плохо, 1 - очень плохо; шкалу важности: 1-неважно, 2-важно, 3-очень важно.(I=B*O, где I-интегральная оценка, В-важность, О-оценка).

Таблица 6

Интегральная оценка конкурентоспособности

 

Показатели

Показатель важности

ООО «Торгсервис»

ООО «Пищевик»

ООО «Дельфин»

О

I

О

I

O

I

Ассортимент

2

5

10

4

8

3

6


 

Продолжение таблицы 6

Цена

2

5

10

4

8

4

8

Реклама

3

3

9

2

6

2

6

Клиентура

3

4

12

3

9

3

9

Известность

2

5

10

4

8

3

6

Итого

51

39

35


 

По интегральной оценке конкурентоспособности ООО «Торгсервис» занимает лидирующее положение. Но при этом интегральный показатель сравнительно невысок, и нашему предприятию следует не упускать это из виду.

Ещё одним видом анализа является исследование конкурентоспособности фирмы в целом. Данный анализ выявляет сильные и слабые стороны конкурентов

Таблица 7

Сравнительная оценка конкурентов

Показатели

ООО «Торгсервис»

ООО «Пищевик»

ООО«Дельфин»

1

Имидж фирмы на рынке 

5

4

3

2

Широта ассортимента

5

4

3

3

Финансовое положение

4

4

4

4

Уровень сервиса

4

4

4

5

Эффективность сбыта

5

4

3

6

Уровень рекламы

4

3

3


 

По результатам таблицы можно  сказать, что наше предприятие занимает лидирующее положение из представленных конкурентов. На основе анализа полученных показателей построим многоугольник конкурентоспособности – многоугольник конкуренции, в котором используется столько осей, сколько показателей оценивается (рис.3). 

В результате проведенного анализа, можно  сделать вывод, что ООО «Торгсервис» имеет достаточно высокий уровень конкурентоспособности. Для повышения конкурентоспособности необходимо уделить больше внимания рекламе, сервису.

Информация о работе Маркетинговые исследования