Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:46, курсовая работа
На современном этапе возрастает потребность физических лиц в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих экономических интересов, связанных с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, сохранением определенного уровня благосостояния и здоровья.
Наиболее эффективной формой социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
1.МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛИЕНТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…. .4
1.1 Потребители (клиенты) как объект маркетинговых исследований……….. 4
1.2 Особенности клиентов страховых услуг…………………………………… .7
1.3 Методы маркетинговых исследований потребителей (клиентов)………….10
2.ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИЕНТОВ СТРАХОВЫХ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………...17
2.1. Анализ маркетинговых исследований страховых услуг на примере предприятия ОАО «Белгосстрах»……………………………………………….17
2.2 Финансово-экономические показатели предприятия ОАО «Белгосстрах»…………………………………………….............................26 3.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РБ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...48
За указанный период выплаты страхового возмещения в целом по республике составили 301,5 млрд руб. На долю «Белгосстраха» в общей сумме страховых выплат приходится 157,5 млрд руб. (58,5 %). Уровень страховых выплат в сумме собранных взносов за 2012 г. составил 36,9 %. В структуре страховых выплат за 2012 г. на долю добровольных видов страхования приходится 40,6 %, обязательных видов – 59,4 %.
За 2012 г. страховыми организациями получено балансовой прибыли на сумму 138,9 млрд руб. Общая сумма платежей, перечисленных страховыми организациями в бюджет и внебюджетные фонды, составила 132,2 млрд руб. (20,5 % от суммы собранных взносов).
На страховом рынке Республики Беларусь существует ряд проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность, но и существование в будущем. Есть и некоторые негативные для страхового рынка обстоятельства. В конце 2010 года из состава затрат были исключены страховые взносы, которые уплачивали юридические лица по договорам добровольного страхования, в результате чего страховые услуги не только утратили свою привлекательность, но и стали невыгодными для предприятий. В большинстве развитых стран средства, направляемые на страхование, исключаются из налогооблагаемой базы, и только при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг. В каждом бизнес-плане иностранного инвестора, планирующего прийти на рынок, присутствует графа «страхование», которая является затратной частью бизнес-плана. Если инвестор приходит на рынок со своим оборудованием или его инвестиции выражены в установлении какого-либо оборудования, то по бизнес-плану это оборудование должно быть застраховано. Страховщик, предлагая застраховать оборудование инвестора из прибыли, заведомо знает, что эта прибыль еще не заработана.
Вопрос о возмещении затрат на добровольные виды страхования за счет чистой прибыли пока не решен. Бухгалтеры предприятий так и не знают, куда относить затраты на страхование, – на себестоимость или на прибыль. Вполне возможно, что и в этом году страховщики будут работать в обстановке неопределенности в данном вопросе.
Очевидно, что в таких условиях страховщикам пришлось приложить немало усилий для сохранения контроля над ситуацией и частичного возобновления договоров с корпоративными клиентами по страхованию основного и оборотного капитала предприятий, грузоперевозок, строительно-монтажных работ и других рисков. Страховщики отмечают тот факт, что развитие страхования в нашей стране происходит в основном за счет внедрения все новых видов обязательного страхования. Неблагоприятной тенденцией является преобладающая доля обязательного страхования в общей сумме поступлений страховых взносов. За 2012 г. доля страховых премий по обязательным видам возросла и составила 59,1 % от общей величины брутто-премий (в 2010 г. – 56 %). Рост обязательного страхования происходит во многом за счет вытеснения добровольного страхования.
С 1 января 2004 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который обязывает всех нанимателей страховать всех своих работников в государственной страховой организации «Белгосстрах». За рубежом страхование от несчастных случаев на производстве является обязательным (workmen's compensation). Правда, гражданское законодательство других стран предусматривает ответственность нанимателя перед работником, и страхуется именно эта ответственность, а в Республике Беларусь был принят механизм страхования от несчастных случаев на производстве, который фактически снимает ответственность с нанимателя, т.е. по своей сути это то же социальное страхование. Добровольное страхование работников от несчастных случаев в структуре страхового портфеля белорусских страховщиков до сих пор занимало незначительное место, тогда как перевод этого вида страхования в разряд обязательного неизбежно приведет к существенному росту поступлений страховых взносов. Более того, реализация этого вида обязательного страхования вполне может изменить существующую структуру страхового рынка, т.к. согласно названному Декрету страхованию подлежит практически все занятое население. Говорить о результатах введения обязательного страхования от несчастных случаев очень рано. Подводить первые итоги можно будет только через год, ведь многие организации до сих пор не знают, за что они перечисляют деньги. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве увеличивает обязательную страховую нагрузку на страхователей, при этом не оставляя им права выбора страховщика и вида страхования. Сейчас этот вид страхования осуществляет только государственная компания. Можно прогнозировать еще большее укрепление финансового потенциала «Белгосстраха», для которого монопольное обязательное страхование всегда было самым прибыльным бизнесом (ожидается, что доля «Белгосстраха» в совокупном объеме взносов составит около 80 %).
Несмотря на то, что страхование позволяет привлечь в экономику значительные инвестиционные ресурсы, в нашей стране страховые капиталы пока более востребованы, чем сами страховые услуги. Деньги страховщиков привлекаются в национальную экономику различными способами – от прямого кредитования правительства через покупку государственных ценных бумаг до налоговых изъятий из прибыли и оборота страховщиков. Большой передел на рынке обязательного автогражданского страхования в пользу государственных компаний и компаний с преобладающей долей государственного капитала удовлетворит интересы государства как самого крупного акционера национального страхового рынка. Сборы страховщиков, оставшихся на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств пошли вверх.
Правительством Республики Беларусь было отмечено, что данное постановление не повлечет больших негативных последствий для негосударственных страховых компаний, поскольку существует множество других областей для их деятельности, в т.ч. и не охваченных страховыми услугами. По мнению разработчиков документа, новый порядок страхования значительно повысит гарантии получения страховых выплат владельцами транспортных средств, а также ускорит их выплату. К сожалению, никто не подумал, в какие условия при этом попадут страховые компании, учитывая то, что страховые компании с негосударственной формой собственности уже давно лишились 2 перспективных видов страхования: медицинского страхования въезжающих иностранных граждан и пограничного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В Беларуси сегодня нет других видов страхования, кроме тех, которые культивированы на рынке страховыми компаниями Республики Беларусь. Сама экономическая ситуация и политика государства четко определяют страховое поле. Могут возникать модификации страховых продуктов, но рассчитывать на то, что частные страховые компании, потеряв обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, начнут развивать новые виды страхования, не приходится, тем более рассчитывать на рост объемов за счет новых видов. Частным страховым компаниям нужно учиться выживать в сложившихся условиях, поскольку запас прочности компании определяется тем, какие сложные периоды она проживает.
По мнению страховщиков, качество услуг, оказываемых по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несомненно ухудшится, т.к. на компании, оставшиеся на рынке, теперь будет приходиться больше страховых случаев, что повлечет за собой увеличение времени на обслуживание клиентов.
Ушедшие страховщики оказались в сложных условиях еще и потому, что благодаря обязательному страхованию гражданской ответственности страховые компании получали доступ к широкому кругу физических лиц – потенциальных страхователей по другим видам страхования. Следовательно, иных тенденций, чем выживать и приспосабливаться к новым рыночным условиям, у страховщиков не намечается. Негосударственные страховые организации занимали 35-40 % рынка обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, теперь их доля на рынке страхования уменьшится.
1 марта 2009 г. Министерством финансов Республики Беларусь было утверждено постановление № 28 «Об установлении норматива расходов на ведение дела для страховых организаций», предписывающее установить норматив расходов на ведение дела для страховых организаций, осуществляющих виды страхования иные, чем страхование жизни, в размере не более 30 % от суммы поступивших страховых взносов (премий) по договорам прямого страхования и сострахования в каждом отчетном месяце. Однако средний уровень расходов на ведение дела по республике составляет около 40 %.
На фоне этих событий несколько необычным кажется рост добровольного страхования транспортных средств (авто-каско). Это обусловлено, во-первых, активностью частных страховых компаний. Авто-каско в сложившихся условиях страхового рынка – наиболее перспективный вид страхования частных страховых компаний, ориентированный в первую очередь на физических лиц.
Во-вторых, потребитель понял разницу между обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств и авто-каско и разобрался, что полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не является защитой на все случаи жизни. Обязательное страхование автогражданской ответственности привлекло внимание потребителя к страхованию, повысило страховую культуру населения, а также знания о многих страховых продуктах. Водитель, находясь за рулем, вынужден каждые 4 секунды принимать решения. Автомобиль на дороге является наиболее подверженным рискам имуществом, поэтому можно сказать что полис авто-каско стал массово востребован белорусским рынком. Теперь страхователь различает обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и страхование авто-каско.
Проблемы, касающиеся страховой деятельности, невозможно решить введением обязательных видов страхования для осуществления их государственными страховыми организациями. Известно, что страховой бизнес имеет сложное страховое поле, поэтому максимальная поддержка страховщиков со стороны государства позволила бы поэтапно решать экономические проблемы в нашей стране.
Несмотря на развитие в 2009-2011 годах видов добровольного страхования, объем спроса на страховые услуги по отношению к величине рисков, традиционно подлежащих страхованию, остается невысоким.
Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь должно быть направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.
Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики рекомендуем осуществить путем достижения следующих стратегических целей:
· развитие страхового рынка и укрепление устойчивости его функционирования;
· повышение доверия к страховым организациям со стороны национальных и иностранных инвесторов;
· максимальное приближение к международным стандартам осуществления надзора за страховыми организациями, определенным Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS).
Для достижения указанных целей мною предложено решить основные задачи, включающие:
1. Повышение капитализации
Одним из важнейших условий обеспечения устойчивого развития и функционирования страхового рынка, роста его емкости является увеличение собственного капитала страховых организаций.
Капитализацию страховых организаций рекомендуем повышать за счет внутренних и внешних источников. Внутренними источниками увеличения капитала страховых организаций является их прибыль и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь. Внешние источники увеличения капитала отечественных страховых организаций - инвестиции нерезидентов Республики Беларусь.Данную проблему можно решить путем:
- повышения статуса и привлекательности на международном уровне страховых организаций за счет стимулирования притока средств инвесторов и постепенного снятия ограничений по доступу иностранного капитала на страховой рынок республики, а также либерализации страхового законодательства Республики Беларусь.
- иностранные страховые компании могут открывать свои филиалы в Беларуси и инвестировать средства в уставной капитал уже действующих компаний. Однако данная деятельность не может осуществляться, пока у компании не будет опыта работы в течение 10 лет в сфере страхования и двух лет работы в Беларуси. Участие иностранных страховщиков на рынке Беларуси могло бы постепенно решить проблему недоверия к страховой системе. Приток иностранного капитала будет способствовать развитию рынка страхования, особенно в случае возможности оказания новых видов страховых услуг. Иностранный капитал несет с собой новые технологии, новые приемы ведения бизнеса, знания и опыт.
- создания благоприятных условий функционирования для страховых организаций всех форм собственности, в частности доступ всех страховых организаций к проведению обязательных видов страхования, равные условия инвестирования средств страховых резервов и снятие ограничений по инвестированию в определенные объекты инвестирования.
- повышения требований к минимальному размеру уставных фондов страховых организаций.
2. Обеспечение стимулирования
- рекомендовано, с одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны - страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг.
Информация о работе Маркетинговые исследования клиентов страховых услуг