Маркетинговые исследования потребительского рынка на примере ОАО «Сбербанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является проведение маркетингового исследования потребительского рынка для ОАО «Сбербанк».
Задачи курсовой работы сводятся к следующему:
- изложить теоретические аспекты организации и проведения маркетинговых исследований;
- провести маркетинговое исследование потребительского рынка для ОАО «Сбербанк»;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы изучения потребительского рынка при помощи маркетинговых исследований
1.1 Сущность, задачи, направления маркетинговых исследований
1.2 Характеристика методов маркетинговых исследований
1.3 Этапы проведения маркетинговых исследований
2 Характеристика деятельности Краснодарского филиала
Сбербанка России
2.1 Общие сведения о банке
2.2 Организационная структура управления
2.3 Описание услуг, предоставляемых физическим лицам
2.4 Динамика основных экономических показателей
деятельности Банка за период 2009–2011 гг
3 Маркетинговое исследование потребительского рынка для ОАО «Сбербанк»
3.1 Концептуальная часть маркетингового исследования
потребительского рынка
3.2 Результаты исследования потребительского рынка
4 Разработка рекомендаций по результатам исследования для ОАО «Сбербанк»
4.1 Описание и обоснование предложений
4.2 Оценка затрат на предложенные мероприятия
4.3 Оценка экономической эффективности
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Adamyan.doc

— 785.00 Кб (Скачать файл)

- гарантиями/поручительствами государства или собственников бизнеса;

- повышение уровня и качества контроля со стороны Сбербанка России за ответственным поведением собственников и менеджмента путем введения дополнительных условий и ограничений на деятельность заемщика, в том числе:

- снижение лимита максимальной долговой нагрузки;

- введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;

- расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование задолженности Банком;

- более четкое определение критериев кросс-дефолта по обязательствам клиента перед другими кредиторами.

Для этого Сбербанк России усиливает внимание:

- к источникам погашения и их надежности;

- к уровню текущей ликвидности клиента;

- к уровню долговой нагрузки;

- к качеству и ликвидности обеспечения;

- к адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий;

- к консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;

- к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.

Кредитование  физических лиц

В отношении физических лиц Сбербанк России будет следовать следующим приоритетам:

- мы повышаем доступность кредитов, предлагая различные способы их погашения — равными ежемесячными (аннуитетными) или дифференцированными платежами, с обязательным разъяснением клиентам всех возможностей и ограничений того или иного вида платежей;

- мы помогаем клиентам избежать принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки, усилив внимание к индивидуальной платежеспособности при выдаче новых кредитов;

- мы сохраняем всю линейку розничных кредитных продуктов и будем продолжать оптимизировать ее, учитывая необходимость сохранения качества кредитного портфеля;

- мы обеспечиваем повышение финансовой грамотности населения, консультации и разъяснения по всем продуктам и услугам Банка;

- мы усиливаем работу по сохранению и повышению качества кредитного портфеля, тщательно оценивая финансовые возможности заемщиков и предлагаемое обеспечение.

Гарантии Банка

Сбербанк России работает исключительно в соответствии с  действующим законодательством. Мы усиливаем борьбу с коррупционным и иным незаконным давлением на наших сотрудников и непримиримы к недобросовестности в наших рядах. Для этого Банк открывает круглосуточную телефонную линию для получения информации, которая поможет нам обеспечить полное соблюдение прозрачных и справедливых правил предоставления кредитов клиентам Сбербанка России.

 

2.2 Организационная структура управления

 

Банк разрабатывает  и использует гибкие схемы кредитования (в том числе вексельное кредитование, проведение лизинговых сделок) в зависимости от потребностей клиента.

Структура управления ОАО  «Сбербанк» является линейной и представлена на рисунке 2.1.

 






 


 


 


 





 

 

 

Рисунок 2.1 − Структура  управления ОАО «Сбербанк»

 

Кредитное Управление не является самостоятельным подразделением банка, в его состав входят должностные лица других отделов банка. Функции Кредитного Управления:

− разработка кредитной  политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения;

− подготовка заключений по предоставлению ссуд;

− рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием и трастовыми операциями.

Клиентское Управление  занимается  планированием и прогнозированием - призвано реализовать управленческие функции банка с целью обеспечения основных принципов его деятельности - ликвидности, рентабельности и надежности. В рамках данного блока решаются такие вопросы как назначение и характер обеспечения выдаваемых кредитов, механизм предоставления и сроки кредитования, сфера использования и другие факторы.

Управление обслуживания клиентов по телефону выполняет следующие функции:

− звонки в организации, презентация услуг;

− планирование встреч с  заинтересованными лицами, которые  имеют право принимать решение  о покупке (бухгалтеры, юристы, руководители компании);

− работа с ключевыми  клиентами, а именно: предоставление необходимой информации, опрос по заранее подготовленной клиентской базе, ведение статистики по результатам переговоров;

− поиск потенциальных  клиентов (расширение клиентской базы).

Необходимо отметить, что руководство банком имеет формальный характер управления. В основном все управление строиться на приказ, распоряжениях, указаниях и т.д. Это приводит к бюрократизму. Хотелось бы сказать, что в современных рыночных условиях руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива.  То есть вместе с формальным управлением должно проводиться и неформальное управление – как стимул к повышению производительности труда.

     2.3 Описание услуг, предоставляемых физическим лицам

Банк привлекает клиентов не только своим устойчивым и надежным финансовым состоянием, но и тем, что основа проводимой им клиентской политики базируется на необходимости обеспечения высокого качества обслуживания всех категорий клиентов, предоставления им широкого спектра банковских услуг, использования гибких тарифов и процентных ставок. В настоящее время банк имеет возможность предложить клиентам более восьмидесяти видов современных банковских услуг (таблица 2.1):

Таблица 2.1 - Характеристика услуг банка для физических лиц

Услуга

Характеристика

Услуги банка для  физических лиц

Вклады

Относительно низкий процент по вкладам при очень  жестких условиях.

1. Денежные переводы

Услуга универсального характера. Широкий выбор видов  переводов по одному тарифу. Гибкая система переводов: возможность переводов в другие кредитные организации, без открытия счета с текстовым сообщением, истребование в другом структурном подразделении Сбербанка России. Наиболее используемая услуга.

2. Безналичные операции по вкладам

Банк предоставляет  клиентам полный спектр конверсионных  операций на конкурентоспособных условиях, учитывая региональную покупательную способность. Необходима гибкость регулирования курсов покупки-продажи и конверсии иностранной валюты с учетом особенностей регионального рынка.

3. Расчетные чеки Сбербанка  России

Данная услуга обеспечивает безопасный способ хранения средств  и выгодный способ расчета. Но наименование  услуги не всегда понятно. Поэтому данная услуга теряет достаточное количество своих потенциальных клиентов. Для устранения этой неопределенности Банку необходимо подробно описать свойства данной услуги в информационной листовке – «Спектр услуг».

Продолжение таблицы 2.1

4. Выплата предварительной компенсации по вкладам, открытым в бывшем Чеченском банке Сбербанке России до 20 июня 1991 г.

Эта услуга повлечет за собой  формирование долгосрочных предпочтений в использовании услуг Сбербанка.

Банк придерживается принципов своей корпоративной политики – учитывая социальную значимость своей деятельности и рассматривает социальный фактор наряду с экономическим.

5. Привлечение во вклады  и размещение драгоценных металлов.

Возможность приобретения уникальной монеты для дорого подарка. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию системы обезличенных «Металлических счетов», что будет содействовать развитию долгосрочных отношений с юридическими и физическими лицам, предприятиями-потребителями драгоценных металлов.  Это услуга новая и недостаточно востребована на данном региональном рынке, поэтому необходимо создать спрос посредством мероприятий маркетинга: создание системы сбыта и рекламы.

6. Операции с неэмиссионными ценными бумагами (вексель Сбербанка России)

В целях оптимизации  расходов по обслуживанию кредитных  ресурсов применятся векселя. Услуга вытребована не в полной мере, необходимы стимулирующие методы.

7. Размещение лотерей. 

Приятная услуга совместительного характера. Хорошо востребована, четко организованна.

8. Кредиты

Кредиты отвечают местным  запросам крупных предприятий, что  способствует закреплению в Банке  крупных клиентов. Но в то же время  переход к крупным клиентам  может привести к значительному увеличению доли крупных кредитов в структуре активов, что повышает суммарный риск банка. Данные услуги удовлетворяют потребности широкого спектра клиентов.

9. Оформление доверенности по вкладу.

Удобная услуга. Хорошо востребована. Предоставляется бесплатно.

10. Оформление завещательного распоряжения по вкладу.

Необходимая услуга. Предоставляется  бесплатно.

Окончание   таблицы 2.1

11. Розыск вклад по  действующим и закрытым счетам.

Услуга, учитывающая конкретный запрос клиента. Свидетельство внимательного отношения к клиенту и желания удержать его в своем банке. Это способствует уверенности клиента в этом Банке и дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству.

Услуга предоставляется  бесплатно.

12. Снятие ксерокопий  с документов клиента, связанных  с деятельностью банка.

Для клиента это удобно и комфортно. Услуга совместительного характера. Свидетельствует о высоком уровне сервиса.

13. Предоставление микропроцессорной карты СБЕРКАРТ.

Это Массовый продукт  в будущем, он обеспечит увеличение денежных потоков. Современный сервис, дополнительное удобство в пользовании. Предоставление пенсий, зарплат, социальных выплат.

Услуги банка для  юридических лиц

Услуги юридическим лицам

Наиболее динамично  растущая составляющая пассивов Банка.

Необходимо сформировать и тиражировать стандартный портфель банковских продуктов для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса.

 

Отсутствует система  комплексного обслуживания средних  и крупных предприятий с учтем  их потребностей, для этого банк должен предусмотреть максимальную адаптацию технологических возможностей Банка к требованиям клиента


 

Работник банка, предлагая  услугу или банковский продукт, должен учитывать, что клиенты покупают не услуги (банковские продукты), а выгоды, которые могут получить от этого. В связи с этим одна из основных его задач заключается в том, чтобы заинтересовать клиента услугой, раскрывая ее преимущества и ценности, и постепенно подтолкнуть его к совершению покупки, задавая вопросы, помогающие увидеть выгоду, которую клиент может извлечь. При этом работники банка должны быть нацелены на то, чтобы каждому вкладчику активно предлагались услуги банка, а каждый клиент, пришедший в структурное подразделение за услугой, получил предложение воспользоваться другими услугами и продуктами банка из числа тех, которые могут представлять для него наибольший интерес.

Преимущества и ценность отдельных банковских продуктов  и услуг приведены в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 - Преимущества и ценность отдельных банковских продуктов и услуг

Банковский  продукт (услуга)

Преимущества  банковского продукта (услуги)

Ценность банковского продукта (услуги) для клиента

Вклады

Универсальный Сбербанка России, Зарплатный Сбербанка России

Длительный  срок вклада, низкая сумма первоначального взноса, возможность совершения любых операций, предусмотренных по вкладу до востребования, возможность

Регулярное  получение дохода, возможность оперативного решения финансовых вопросов, отсутствие потерь при досрочном расторжении договора вклада, возможность

 

совершать операции по переводу денежных средств и осуществлять безналичные расчеты, в том числе разовые или длительные списания средств для расчетов с различными организациями, частое начисление процентов (каждый трехмесячный период), фиксированная процентная ставка, пролонгация на новый срок

 

 

 

 

 

 

планировать свои доходы на длительный срок, доступность

Продолжение таблицы2.2

Пенсионный-плюс Сбербанка России

Длительный  срок вклада, низкая сумма первоначального взноса, возможность совершения любых операций, предусмотренных по вкладу до востребования,

возможность совершать операции по переводу денежных средств и осуществлять безналичные расчеты, в том числе разовые или длительные списания средств для расчетов с различными организациями, частое начисление процентов (каждый трехмесячный период)

Регулярное  получение дохода, возможность оперативного решения финансовых вопросов,  возможность планировать свои доходы на длительный срок, экономия времени, доступность

Особый Сбербанка России

Фиксированная процентная ставка срочного вклада, устанавливаемая в зависимости от суммы неснижаемого остатка, возможность совершения расходных и приходных операций в пределах установленного неснижаемого остатка, небольшая сумма дополнительных взносов, частое начисление процентов (каждый трехмесячный период)

Возможность планировать свои доходы на длительный срок

Услуги

Получение пенсий через Сбербанк России

По сравнению  с получением средств на почте  – отсутствие проблем с наличными  деньгами, нет необходимости ждать почтальона, возможность получения повышенных процентов по вкладу “Пенсионный-плюс Сбербанка.

Упрощение и ускорение получения причитающихся средств, повышение доходов за счет возможности их хранения на вкладе с повышенными процентными ставками

Продолжение таблицы 2.2

Получение заработной платы через Сбербанк России

Для руководителя предприятия (организации):

нет необходимости  работы с денежной наличностью, оборудования и содержания кассы, службы охраны, использования услуг инкассации.

 

Для руководителя предприятия (организации): упрощение и удешевление процесса выдачи денежных средств, сохранность денежной наличности

Денежные  переводы

Перевод денежных средств

Возможность передать денежные средства на расстояние родственникам, друзьям и т.д.

Срочные денежные переводы

Возможность быстрого перевода денежных средств (до 24 часов)

Возможность быстрого получения денежных средств

Уведомление отправителя и получателя о поступлении перевода

Отправитель и получатель имеют информацию о  переведенных средствах

Возможность оперативного  востребования поступивших средств, отправителю ненужно тратить время и деньги на личное информирование   получателя об отправленных средствах.

Расчетные чеки

По сравнению  с перевозкой наличных денег отсутствуют риски утраты средств, даже в случае утраты чека

Повышение безопасности перемещения средств

Списание  со счетов по вкладам за жилищно-коммунальные и другие услуги на основании разовых и длительных поручений клиентов

Денежные  средства списываются в срок, с учетом изменения тарифов, без явки вкладчиков (при их согласии)

Экономия  времени, не надо следить за изменениями тарифов, отсутствие конфликтов с оганизациями-получателями платежа из-за их просрочки


 

При продаже услуг  и банковских продуктов работник банка должен учитывать, что немаловажную роль в этом процессе играет правильное построение вопросов, задаваемых клиенту. Их основная цель - нарисовать в сознании клиента такой образ услуги (банковского продукта), который поможет ему ее купить. Если у работника банка есть идея, которая может помочь клиенту в решении его проблемы, то ему необходимо задавать вопросы, подвигающие клиента к принятию этой идеи. Не следует задавать вопросы, на которые клиент не может ответить, так как в этом случае работник банка попадает в неудобное положение.

 

2.4

Динамика основных экономических показателей  

деятельности  Банка за  период 2009–2011 гг


 

Согласно рейтингу агентства  «РБК», по итогам 2011 г «Сбербанк» занимает 2-е место по объему выданных кредитов. Кредитный портфель Группы в 2010 г продемонстрировал феноменальный рост. По итогам 2010 г его объем составил 31,9 млрд руб. По оценкам «Сбербанка» активы выросли более чем в 5 раз – со 160 млн долл на начало 2010 г до 837 млн долл к началу 2011 г. Анализ экономических показателей представлена в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3– Динамика экономических показателей деятельности Банка за период с 2009–2011 гг (по филиалу в г. Краснодаре)

Показатели

2009 г

2010 г

2011 г

Абсолютное отклонение, +\-

Темп 

роста, %

Чистые процентные и  аналогичные доходы, тыс. руб 

51712,0

47749,0

126465,0

74753,0

244,5

Чистые доходы от операций с 

ценными бумагами, тыс. руб

687,0

731,0

267,0

-420,0

38,9

Чистые доходы от операций с

иностранной валютой, тыс. руб

3467,0

4874,0

-6932,0

- 10399,0

-

Чистые доходы  от переоценки

иностранной валюты, тыс. руб

188,0

1215,0

5019,0

4831,0

2669,7

Комиссионные доходы, тыс. руб

96112,0

235749,0

420090,0

323978,0

437,1

Прочие чистые операционные

доходы, тыс. руб

9413,0

6069,0

34676,0

25263,0

368,4

ИТОГО ДОХОДЫ

161579,0

269387,0

579585,0

418006,0

358,7

Административно-управленческие

расходы, тыс. руб

28764,0

62543,0

103562,0

74798,0

360,1

Операционные расходы, тыс. руб

52728,0

104108,0

123410,0

70682,0

234,1

ИТОГО РАСХОДЫ, тыс. руб

81492,0

166651,0

226972,0

145480,0

278,5

Прибыль до налогообложения, тыс. руб

28419,0

65538,0

83688,0

55269,0

294,5

Прибыль (убыток)  за отчетный

период, тыс. руб

14814,0

44862,0

53081,0

38267,0

358,3

Среднесписочная численность

персонала, чел

544

570

696

152

127,9

Среднемесячная заработная плата, руб

24400,0

28500,0

35500,0

11100,0

145,5

Фонд оплаты труда, тыс. руб

13273,6

16245,0

21158,0

7884,4

159,4

Производительность труда, тыс. руб/чел

297,0

427,7

832,7

535,7

280,1

Рентабельность услуг, %

34,8

39,3

36,8

2,0

105,7

Затраты на 1 руб оказанных  услуг, руб/руб

0,5

0,62

0,39

-0,11

78,0

Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. руб

72342,0

86734,0

96998,0

24656,0

134,1

Фондоотдача, руб/руб

2,2

3,1

5,9

3,7

268,2

Фондоемкость, руб/руб

0,45

0,32

0,16

-0,28

35,5

Информация о работе Маркетинговые исследования потребительского рынка на примере ОАО «Сбербанк»