Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, дипломная работа
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить деятельность маркетинговой службы предприятия и на этой основе разработать предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
-рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
-рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
-разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………………………….…………….7
1.1 Понятие и значение службы маркетинга………………………………….7
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии ………..15
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием…...…19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»………...……..22
2.1 Краткая характеристика ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура» и его продукция…………………………………………………...……………………22
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия…………….……….24
2.3 Анализ основных показателей работы предприятия………………..…..36
ГЛАВА 3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ « МК «Шатура»……………………………………………………………………...…44
3.1 Общая характеристика маркетинговой службы, оценка маркетинговой миссии ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура»……………………..……………..44
3.2 Совершенствование системы управления маркетингом на предприятии ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»……………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...………..75
По данной таблице построены соответствующие кривые, которые наглядно показывают достоинства и недостатки ЕМК с различных точек зрения. Проанализировав кривую сильные и слабые стороны, можно сделать вывод о том, что со своей стороны «ЕМК» находится на высоком уровне. У «ЕМК» есть несколько преимуществ перед своими конкурентами:
- наличие современного оборудования, позволяющего использовать технологии производства, которые не имеют многие отечественные производители;
- размещение заказов от
покупателей дает возможность
полной загрузки мощностей,
- весь разработанный
Проведя анализ внешней и
внутренней среды, можно сделать
вывод, что основными конкурентами
«ЕМК» являются предприятия «Дятьково-Мебель»,
«Столплит» и «Севзапмебель». «ЕМК»
оснащена современным
2.3 Анализ основных
показателей работы
Технико-экономический анализ
является важнейшим элементом в
системе управления производством,
действенным средством
Важнейшим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на один рубль продукции, так как он показывает взаимосвязь между себестоимостью и объемами продукции (рисунки 8 и 9).
За анализируемый период
затраты на один рубль товарной продукции
практически не изменились. Хотя в 2010
году наблюдалось резкое увеличение
данного показателя до 76,3 коп. Это
говорит о том, что темп роста
себестоимости продукции
Рисунок 7 - Динамика затрат на рубль товарной продукции
Это связано с выходом предприятия на новые рынки. В 2011 году объем выпуска по сравнению с 2009 годом снизился на 20,68% (161423 т. руб.), это связано с тем, что на складе предприятия накопилось много готовой продукции. Себестоимость товарной продукции также как объем выпуска товарной продукции в 2010 году увеличивается на 215074 т. руб. (56,51%), а в 2011 году снижается на 193278 т. руб. (32,45%).
Рисунок 8 - Динамика затрат на рубль реализованной продукции
Затраты на рубль реализованной
продукции в течение
Рисунок 9 - Динамика прибыли от реализации продукции
На протяжении рассматриваемого
периода прибыль от реализации снижается,
но незначительно. В 2010 году на 811 т. руб.
(1,36%) и в 2011году по сравнению с 2009
годом на 1985 т. руб. (3,37%). Это связано
с тем, что темп изменения себестоимости
реализованной продукции
Рисунок 10- Динамика прибыли
Данные свидетельствуют о том, что на протяжении рассматриваемого периода прибыль от реализации ежегодно снижается. В целом деятельность предприятия убыточна, так как балансовая прибыль со знаком минус и на протяжении 2009-2011 гг. ее значение практически не изменилось. Как видно из графика прибыль от реализации продукции приносит предприятию постоянный доход, но наблюдается тенденция спада на 1,36% в 2010 году по сравнению с 2009 годом и на 3,37% в 2011году по сравнению с предыдущим годом. Но предприятие на протяжении рассматриваемого периода несет большие убытки от прочих видов деятельности и внереализационные расходы, поэтому балансовая прибыль со знаком минус.
Для оценки эффективности работы предприятия служат показатели рентабельности (рисунок 11 и 12).
Рисунок 11 - Динамика рентабельности производства
В целом за рассматриваемый период рентабельность производства снизилась. В 2010 году рентабельность производства снизилась по сравнению с 2009 годом на 4,22%. Это связано с тем, что прибыль от реализации снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 1,36%, а себестоимость увеличилась на 48,63%. В 2011 году рентабельность производства по сравнению с 2010 годом увеличилась на 0,93%, но не достигла уровня 2009 года. Это вызвано снижением прибыли от реализации продукции на 3,37% и снижением себестоимости на 13,12%.
Рисунок 12 - Динамика рентабельности продаж
Рентабельность продаж также
имеет неблагоприятную
Далее рассмотрим показатели эффективности работы основных производственных фондов – фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и фондорентабельность.
Рисунок 13 - Показатели эффективности использования ОПФ
Из графика видно, что на протяжении всего рассматриваемого периода показатели эффективности работы основных производственных фондов изменились незначительно. Фондоотдача в целом повысилась.
Хотя в 2010 году по сравнению с 2009 годом фондоотдача увеличилась на 31,7%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 23,08%. Такая ситуация связана в 2010 году с ростом объемов производства на 34,48%, а в 2011 году со снижением объемов выпуска продукции на 20,68%. Предприятие очень эффективно использует основные производственные фонды. Величина фондоотдачи большая, так как темп роста среднегодовой стоимости основных фондов значительно ниже объема выпуска товарной продукции. Фондоемкость на протяжении всего рассматриваемого периода намного меньше единицы и ежегодно составляет 0,33; 0,25; 0,32 рублей. Показатель производительности труда отражает эффективность работы персонала предприятия (рисунок 14).
Рисунок 14 – Динамика производительности труда
За рассматриваемый период времени производительность труда повысилась. В 2010 году производительность труда увеличилась на 29,52% по сравнению с 2009 годом, так как из-за увеличения численности персонала в 2010 году на 3,82% по сравнению с 2009 годом, увеличился объем выпуска товарной продукции на 34,48% по сравнению с 2009 годом. Но в 2011 году снизился объем производства продукции на 20,68% из-за больших остатков на складе, и снизилась численность персонала на 9 человек. Что и отразилось на уменьшении производительности труда на 19,78% по сравнению с 2010 годом.
Таким образом, в ходе проведения технико-экономического анализа ПК «ЕМК» филиала МК «Шатура», можно выделить ряд положительных и отрицательных моментов по функционированию предприятия за период 2009-2011гг.
К положительным моментам относятся следующие:
- увеличение объемов товарной и реализованной продукции в 2010 и 2011 годах по сравнению с 2009 годом;
- уменьшение затрат на 1 рубль товарной продукции в 2011 году по сравнению с 2010;
- увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 рентабельности производства, продукции и продаж;
- ежегодное увеличение
среднегодовой стоимости
- увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 фондовооруженности и увеличение в 2010 году фондоотдачи;
Отрицательными моментами являются следующие:
- снижение в 2011 году по сравнению с 2010 объема товарной и реализованной продукции;
- увеличение затрат на 1 рубль реализованной продукции;
- снижение в 2011 году по сравнению с 2010 фондоотдачи;
- ежегодное снижение
- отсутствие чистой прибыли
на протяжении
Обобщив данные технико-экономического анализа ПК «ЕМК» за период работы 2009-2011гг., и, основываясь на выявленных положительных и отрицательных сторонах работы предприятия, можно сделать вывод, что одной из главных проблем является увеличение производительности труда на предприятии. В первую очередь этого можно достичь за счет более эффективного использования трудовых ресурсов. Самое неустойчивое положение предприятия по сравнению с другими годами наблюдается в 2010 году, когда некоторые важные показатели имеют тенденцию снижения производительность труда в том числе, 2009 же год является наиболее благоприятным по всем показателям работы. Таким образом, необходимо увеличивать производительность труда на предприятии.
ГЛАВА 3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Общая характеристика маркетинговой службы, оценка маркетинговой миссии ОАО МК «Шатура»
Маркетинговая служба ОАО МК «Шатура» подразделяется на три основные направления:
• Коммерческая служба ОАО МК "Шатура". Головной офис коммерческой службы (КС) находится в Москве; подразделения КС ведут свою деятельность в крупнейших региональных центрах России. Является основным звеном, обеспечивающим реализацию продукции, выпускаемой в производственных подразделениях, через сеть фирменных магазинов «Шатура», а также управление товаропроводящей сетью, ее развитие и совершенствование.
• Производственное объединение
"Мебель". Является историческим
производственным ядром предприятия,
расположенным в г. Шатура Московской
области. Обеспечивает основной объем
производимой "Шатурой" мебели. Поставляет
продукцию в Коммерческую службу
ОАО МК «Шатура», производит мебель
по сторонним заказам, является ядром
логистической цепочки
• Производственная компания
"Шатура-Плиты". В её состав входит
комплекс по производству ламинированных
древесно-стружечных плит стоимостью
50 млн. долларов, созданный в г. Шатура
в 2004 г. Комплекс полностью обеспечивает
потребности в
Мебельная компания имеет широкую номенклатуру товаров и реализует на достаточно большом количестве рынков, таким образом, можно сделать вывод, что организация маркетинговой службы является товарно-рыночной.
Маркетинговая миссия – обоснованное утверждение, определяющее философию, общественный смысл и предназначение организации на локальном рынке, целесообразность и объективность ее существования. Для ОАО МК «Шатура» она звучит так: «Мы предоставляем каждому лучшую возможность обустроить свое жизненное пространство». Миссия задает ориентиры конкретных целей деятельности организации, далее разрабатывают цели-миссии для стратегического плана маркетинга.
Исследование маркетинговой среды
Если в прежние времена предприятия могли планировать свою деятельность, опираясь только на внутреннюю среду (микросреду), то с переходом на рыночную экономику предприятиям приходится учитывать и внешнюю среду (макросреду).
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду факторами демографического, экономического, природного, технического, политического, правового, и культурного характера.
Взаимосвязанность факторов маркетинговой среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же как изменение любой переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Эффект изменения может быть как положительным, так и отрицательным.