Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, дипломная работа
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить деятельность маркетинговой службы предприятия и на этой основе разработать предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
-рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
-рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
-разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………………………….…………….7
1.1 Понятие и значение службы маркетинга………………………………….7
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии ………..15
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием…...…19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»………...……..22
2.1 Краткая характеристика ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура» и его продукция…………………………………………………...……………………22
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия…………….……….24
2.3 Анализ основных показателей работы предприятия………………..…..36
ГЛАВА 3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ « МК «Шатура»……………………………………………………………………...…44
3.1 Общая характеристика маркетинговой службы, оценка маркетинговой миссии ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура»……………………..……………..44
3.2 Совершенствование системы управления маркетингом на предприятии ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»……………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...………..75
Под сложностью маркетинговой среды понимается число факторов, на которые предприятие обязано реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.
Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы. Многие исследователи отмечают, что окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью. Хотя эта тенденция является общей, вместе с тем, маркетинговая среда одних фирм может быть более подвижна, а других – менее подвижна. Кроме того, внутри самого предприятия степень подвижности может быть различной в зависимости от особенностей структурного подразделения.
Учитывая сложность
Неопределенность
Окружающую среду предприятия можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Факторы, определяющие взаимоотношения во внутренней среде, могут регулироваться фирмой, поэтому они относятся к числу контролируемых. Изменения, происходящие во внешней по отношению к предприятию среде, относятся к числу неконтролируемых факторов. Если принятие решений в рамках внутренней среды – вопросы, управляемые специалистами предприятия, то взаимоотношения, складывающиеся в рамках внешней среды, практически не могут контролироваться фирмой. Поэтому решения, принимаемые в рамках внешней среды, носят вероятностный характер и для повышения результативности в бизнесе необходим сбор и анализ достоверной и объективной информации. Внешняя среда может оказывать на деятельность предприятия различное влияние: некоторые факторы непосредственно воздействуют на предприятие, влияние других факторов проявляется косвенно. Поэтому ученые выделяют среду – прямого и косвенного воздействия или микро- и макросреду предприятия.
Основными субъектами микросреды предприятия являются поставщики, посредники, потребители, конкуренты, контактные аудитории.
Поставщики - это хозяйствующие субъекты и предприниматели, обеспечивающие предприятие и его конкурентов ресурсами, необходимыми для производства определенного вида продукции (услуг).
Посредники. Помимо поставщиков предприятие тесно контактирует с посредниками, способствующими его бесперебойной работе. К ним относятся:
-торговые посредники (оптовая и розничная торговля);
-фирмы, занимающиеся
-кредитно-финансовые
-маркетинговые посредники
(рекламные агентства, фирмы,
К помощи посредников предприятия
обращаются в том случае, если последние
могут выполнить указанные
Потребители.
Для того чтобы проверить, удовлетворяет ли предприятие потребности своих клиентов, понадобятся время и тщательный анализ, а именно маркетинговые исследования потребителей. Полученная информация должна помочь провести сегментацию рынка и выбор целевого сегмента, что в свою очередь позволит лучше прогнозировать потребности клиента и пути их удовлетворения.
Сегментация рынка – разделение
определенной совокупности потребителей
на отдельные группы, характеризующиеся
набором определенных признаков. Сегментация
по географическому положению
Продукция и услуги, производимые
и оказываемые предприятием, предназначены
непосредственно для
Предприятие может выступать на следующих типах клиентурных рынков:
-рынок конечных потребителей
– отдельные лица и семьи,
приобретающие продукцию и
-рынок производителей
– фирмы, приобретающие
-рынок промежуточных
продавцов – фирмы и
-рынок государственных
учреждений – организации
-международный рынок,
включающий конечных
Каждый тип рынка предъявляет определенные требования к основным характеристикам продукции (качеству и цене) и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в деятельности предприятия.
Конкуренты – это предприятия,
способные удовлетворить
Большинство современных
рынков характеризуются как
Основными конкурентами ОАО «Шатура» являются следующие фирмы производящие и продающие мебель:
- Дом мебели «Георг»
- производство корпусной и
- Производственная фирма «Добрый стиль» - производство корпусной мебели;
- ООО «Идеал мебель» - производство корпусной мебели;
- ПКФ «Модерн» - производство мягкой и корпусной мебели;
- Мебельная фабрика «12 стульев» - производство корпусной и мягкой мебели;
- ООО «Универсал мебель» - производство корпусной мебели.
- «Командор»;
- «Армада мебель»;
- «Ярмарка мебели» и др.
Большинство современных
рынков характеризуются как
Число и мощность фирм, конкурирующих
на рынке, в набольшей мере определяет
уровень конкуренции. В принципе
интенсивность конкуренции
Предварительным, но обязательным этапом исследований конкуренции на рынке является сбор и анализ информации, необходимой в конечном итоге для выбора конкурентных стратегий. Полнота и качество собранной информации во многом определяет эффективность дальнейшего анализа.
Основным этапом анализа конкуренции на рынке является оценка на базе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции, степени подверженности рынка процессам конкуренции.
Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке учитывается группа следующих факторов:
•соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов («центральный ринг») – ситуация в отрасли;
•конкуренция со стороны товаров являющихся заменителями – влияние товаров-заменителей;
•угроза появления новых
конкурентов – влияние
•позиции поставщиков, их экономические возможности – влияние поставщиков;
•позиция потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей.
Проведем краткий анализ конкуренции:
Платежеспособный спрос
на рынке мебели явно не насыщен. Он
растет, но незначительно, поэтому фирмы
не склонны к проведению агрессивных
стратегий, а появление на рынке
новых конкурентов в ближайшее
время не ожидается. Это обусловлено
высокими барьерами проникновения
на рынок (т.е. тех трудностей и издержек,
которые приходится преодолевать «новичку»
по сравнению с действующими предприятиями
– это высокие затраты на достижение
эффективного масштаба производства,
противодействия фирм отрасли). Уровень
конкуренции на смежных товарных
рынках невысок. Набор сервисных
услуг фирм-конкурентов в
Контактные аудитории - это
группы, которые проявляют реальный
или потенциальный интерес к
предприятию или оказывают
Фирма и субъекты ее микросреды – поставщики, посредники, потребители, конкуренты, контактные аудитории – действуют в рамках более обширной макросреды. Основными факторами макросреды являются демографические, экономические, научно-технические, природные, социально-культурные и политические.
Оценка используемых элементов комплекса маркетинга
Комплекс маркетинга представляет
собой совокупность практических мер
воздействия на рынок или приспособления
деятельности компании к ситуации на
рынке, а также своевременного и
гибкого реагирования на её изменения.
Составляющими комплекса
- товарная политика;
- коммуникационная политика (продвижение товара на рынок);
- сбытовая (дистрибьюторная) политика;
- ценовая политика.
Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций.
Товарная политика
Товар- продукт труда, произведенный на продажу, основа всего комплекса маркетинга.
Вся совокупность мер, связанных
с товаром, от процесса его создания,
производства и совершенствования,
реализации на рынке до сервисного
и послепродажного
Товарная политика предполагает
определенный набор методов (или
заранее обдуманных действий) и принципов
деятельности организации, благодаря
которым организацией обеспечивается
преемственность и
Предприятия ОАО «Шатура» производит различные виды мебели (бытовая, детская, мебель для учебных учреждений, некоторые виды офисной мебели)