Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:35, дипломная работа
Цель работы:
Изучить менеджмент на предприятиях общественного питания, исследовать организационно-экономическую деятельность ресторана «Пекинская утка» и разработать конкретные предложения по совершенствованию его деятельности
Задачи:
1) Исследовать современное положение рынка ресторанных услуг;
2) Проанализировать организационно-экономическую структуру и эффективность деятельности ресторана «Пекинская утка»;
3) Разработать предложения по повышению эффективности менеджмента в ресторане «Пекинская утка»;
3. Принцип научности,
означающий создание
4. Принцип территориально-отрасле
5. Принцип открытости
потребительского рынка как
6. Принцип единства экономики и политики. Применительно к потребительскому рынку он имеет первостепенное значение, так как потребительский рынок выполняет наряду с прочими и политическую функцию. Как социально-экономическая система он отражает политические устремления государства по удовлетворению материальных и духовных потребностей граждан. Кроме того, потребительский рынок участвует в формировании мировоззрения, политических и социальных ценностей, он является социально-экономическим индикатором «температуры» общества и т. д.
Функциональная деятельность часто идентифицируется с формами, методами, задачами управления. Применительно к социальной сфере – функция (от лат. functio – исполнение) – обязанность, круг деятельности, назначение, роль. В управленческой литературе функция управления рассматривается как «специализированные виды управленческой деятельности».
Автор статьи трактует функции государственного регулирования как целенаправленное и цельное воздействие субъекта на объект регулирования, на которое он реагирует и в результате принимает качественно новое состояние.
Функции государства по регулированию потребительского рынка
К числу функций государства по регулированию потребительского рынка, отражающих его специфику, автор относит:
1. Административную
функцию государства,
2. Законодательную
функцию, состоящую в создании
всеобъемлющего и
3. Функцию нормативно-правового регулирования. Она означает создание на основе эффективной законодательной базы системы нормативно-правовых актов, регулирующих конкретные стороны деятельности субъектов хозяйствования и других участников потребительского рынка. Необходимость централизации этой функции обусловлена потребностью обеспечения синхронности функционирования и одинаковости условий для всех агентов рынка;
4. Функцию социального
воздействия и воспитания. Она
заключается в регулировании
проблем социального характера,
5. Функцию государственного патернализма, состоящую в обеспечении льгот и послаблений секторам и элементам потребительского рынка, которые по ряду причин недостаточно ресурсообеспечены или пока имеют слабую социальную поддержку. Это может быть стимулирование некоторых экономически невыгодных, но социально необходимых производств, неразвитых региональных рынков или, например, обслуживание жителей малых населенных пунктов;
6. Функцию совместного
управления, которая означает участие
органов государственной
Таким образом, цельная система функций государства в механизме социально-экономического регулирования рынка потребительских товаров включает общие и специфические функции.
Функции государственного
регулирования и функции
С этих позиций автор утверждает, что в механизме социально-экономического регулирования потребительского рынка по ресурсному потенциалу первичны функции государства, а по функциональной значимости первичны функции потребительского рынка. Функции рынка можно рассматривать как заданный, неотъемлемый атрибут его функционирования в качестве системы, т.е. они объективны по своей природе. Функции государственного регулирования должны рассматриваться как инструмент для обеспечения функций потребительского рынка. Они существуют постольку, поскольку в этом есть необходимость, обусловленная складывающимися обстоятельствами, ибо государство вмешивается лишь тогда, когда фиксируются сбои в работе системы. Отсюда вторичность функций государственного регулирования, их субъективный характер. Лишь при появлении соответствующих сигналов о сбоях в функционировании рынка включается функциональный механизм государственного регулирования.
Под методами управленческой деятельности понимают способы и приемы оценки управленческих ситуаций, а также конкретные инструменты управленческого воздействия на основе существующих правовых, экономических, организационных, морально-этических и иных норм.
Методы государственного регулирования потребительского рынка – это способы и приемы оценки ситуации, а также управленческого воздействия государства на систему социально-экономических отношений в процессе купли-продажи товаров для личного потребления.
Из всех элементов в механизме государственного регулирования методы наиболее тесно связаны функциями управления, так как являются средством материализации последних, ибо любая деятельность (функция) предполагает определенный арсенал способов (методы) осуществления этой деятельности.
По направленности они могут быть методами прямого воздействия и методами косвенного воздействия.
По уровню демократичности методы регулирования рынка могут быть жесткими, умеренно жесткими и демократичными.
По содержанию все методы управления рынком можно классифицировать на: экономические, нормативно-правовые, административные, социальные, психологические.
По применяемому инструментарию методы регулирования рынком могут быть: балансовые, социально-нормативные, программно-целевые, прогностические, социального моделирования (имитационные), экспертные, аналоговые.
По времени воздействия на объект регулирования эти методы бывают: перманентные, парциальные, спорадические.
По социально-количественному составу субъекта воздействия –индивидуальные, коллективные, общественные.
По степени участия объекта в механизме регулирования – внешнего воздействия, саморегулирования, смешанные.
По степени
охвата объекта регулирования
По масштабности – стратегические, тактические, оперативные, текущие.
Совокупность
возможных методов
Ресторанный бизнес в Беларуси в ближайшие годы будет расти во всех сегментах, но для более высоких темпов роста необходимо упрощение условий его работы.
«Ресторанный рынок в Беларуси — растущий, и в ближайшие годы должен стать быстрорастущим, причем во всех сегментах. Рост рынка будет обусловлен, прежде всего, «ростом доходов населения, изменением культуры потребления и как следствие высоким потребительским спросом, который в настоящее время существенно превышает предложение».
«Как таковой
конкуренции на белорусском ресторанном
рынке нет — сегодня можно
открывать рестораны любых
Участники рынка говорят о росте средней покупки в ресторане — она увеличилась в 2-2,5 раза за последние 10 лет. «Наряду с этим повышается и культура посещения ресторанов: чаще это не шумные застолья с танцами большой компании по какому-то значительному событию. Люди просто приходят пообедать или поужинать с друзьями, коллегами или семьей. И на первый план для них выходит хорошая кухня, качественное обслуживание и приятная атмосфера», — отмечают эксперты.
Ресторанный рынок Беларуси становится интересным для инвесторов, в том числе иностранных ресторанных операторов. К примеру, в июне в Минске открылись новые рестораны компании «Росинтер». Начал работу первый ресторан международной сети Porto Maltese, сейчас рассматривается возможность открытия еще одного ресторана этой сети.
В то же время
эксперты полагают, что для более
высокой динамики роста сектора
общественного питания
Участники рынка
также говорят о сложности
адаптации международных
Еще одним фактором, пока препятствующим более динамичному развитию рынка, эксперты называют дефицит помещений с приемлемой арендной ставкой.
По мнению экспертов, нуждается также в изменении система подготовки персонала ресторанов, и самих рестораторов. «В силу не очень высокого уровня развития рынка, в стране пока мало профессиональных рестораторов и управляющих, которые владеют передовыми технологиями этого бизнеса. Система же их подготовки в стране, так же, как и законодательство, регулирующее эту сферу, нуждается в модернизации и адаптации к современным условиям». Помимо того, добавляют эксперты, необходимо изменение стереотипов, сложившихся еще в советское время, к профессии официанта.
«Работа официанта в стране все еще считается малопрестижной, и чаще рассматривается как один из видов временной работы для молодых людей. Это препятствует появлению широкого круга профессиональных официантов, которые обладают достаточным опытом для работы в ресторанах высокого класса». По данным министерства торговли Беларуси, товарооборот общественного питания (в сопоставимых ценах) в расчете на 1 жителя республики в 2010 году составил Br195 тыс. и вырос по сравнению с 2009 годом на 26,6% (в 2009 году по сравнению с 2008 годом рост составил 17,6%).
В 2010 году в городах республики за счет реконструкции и нового строительства открыто 353 объекта общественного питания на 12,3 тыс. мест.
В настоящее время в республике насчитывается 11,1 тыс. объектов на 707,3 тыс. мест. В том числе сеть общедоступных объектов общественного питания на 1 января 2011 года составляла 4,9 тыс. единиц на 207,4 тыс. мест, или 44,4% общего числа предприятий общепита в республике. За 2010 год количество ресторанов, кафе и баров увеличилось на 312, в том числе в Минске — на 82 объекта. Основная доля общедоступных объектов общественного питания в Беларуси — это предприятия 1 и 2 наценочных категорий.