Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:17, курсовая работа
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности Любинского молочно-консервного комбината на рынке молочной продукции Омской области и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы необходимо реализовать следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности промышленного предприятия;
определить факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятия;
Введение….…………………………...…………………………………………...….3
1. Теоретические основы конкурентоспособности промышленного предприятия
Особенности маркетинга промышленного предприятия ………….….……5
Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленного предприятия.....…….……….………….9
Методы оценки конкурентоспособности предприятия………………..…..15
2. Конкурентоспособность Любинского молочно-консервного комбината и пути ее повышения
2.1. Общая характеристика предприятия…………..……...………………………22
2.2. Анализ конкурентоспособности Любинского молочно-консервного комбината на рынке молочной продукции Омской области и определение стратегии его развития…………………..…….……………………………………25
2.3. Пути повышения конкурентоспособности Любинского молочно-консервного комбината.…………………….……...……………………………………………...38
Заключение…...………..……….....…….…………………………………………..40
Список литературы……...……..……..……….……………………………..……..46
Приложения
- структурный подход
— сущность которого заключаетс
- Функциональный подход —
4) оценка на базе качества продукции - данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции. Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре. Различают единичные, сводные и интегральные индексы.
Единичные индексы рассчитываются на основании одной характеристики качества (одного параметра). Как правило, они исчисляются как отношение величины параметра рассматриваемого товара к той величине параметра, при которой потребитель удовлетворяется на 100 % (или к величине параметра товара-аналога). В данном случае расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле (1):
gi =Пi / Пin,
где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi — величина i-ro параметра для анализируемой продукции;
Пin — величина i-ro параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.
Сводные индексы определяются по ряду параметров по формуле (2):
Ип= ∑ ai *Ипi,
где ai — удельный вес i-ro параметра (определяется экспертным путем);
Ипi - единичный параметрический индекс i-ro параметра.
В качестве интегрального показателя конкурентоспособности И. Ансоффом для оценки позиции фирмы в конкуренции предложен показатель «конкурентный статус фирмы».
Конкурентный статус фирмы представляет
собой произведение трех сомножителей:
уровня капиталовложений, стратегического
норматива и норматива
(3)
где If — уровень стратегических капиталовложений фирмы;
Ik — критическая точка объема капиталовложений, находящаяся на границе прибылей и убытков;
Iо — точка оптимального объема капиталовложений, после которой увеличение капиталовложений приводит к понижению дохода;
Sf, So — соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы;
Cf, Co — соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы.
Для определения степени соответствия действующей стратегии оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным возможностям приводятся факторы, влияние которых предлагается оценить в баллах. Выражения Sf/So, Cf/Co - являются среднеарифметическими бальной оценки [3, c. 355].
Таблица 1
Профиль требований (1 — низшая оценка, 5 — высшая оценка)
В данном случае оцениваемое предприятие сравнивается с двумя конкурентами по шести ключевым факторам успеха. При этом конкурент А оказывается относительно более сильным по уровню осведомленности о нем со стороны потребителей и организации сбыта, но слабее в отношении качества товаров. Конкурент Б относительно сильнее в отношении организации сбыта, однако слабее в плане инновационных возможностей, финансовой устойчивости и квалификации персонала [1, c. 365].
6) профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 2 приведен возможный профиль полярностей.
Таблица 2
Возможный профиль полярностей
Позитив |
Негатив |
У нас имеется четкая организационная структура |
У них более рациональная организационная структура |
У нас продумана система управления |
У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы |
У нас хорошо поставлено планирование |
У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее |
7) матричный метод — при использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением [4, c. 152].
Сущность приведенных методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность».
Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара.
Таблица 3
SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия
Внутренняя среда |
Сильные стороны: |
Слабые стороны: | |||
Внешняя среда |
узкая специализация; малые транспортные расходы |
нехватка денежных средств для расширения производства | |||
Возможности: сохранение старых позиций на завоеванном рынке |
Направленность стратегии: Повышение конкурентоспособное и предприятия |
Направленность стратегии: Использовать преимущества узкой специализации | |||
Внешние факторы: ввоз импортных продуктов |
Направленность стратегии: воздействие внешних факторов возможно нейтрализовать посредством уменьшения затрат на транспортировку |
Направленность стратегии: быстрая доставка продукции до потребителя |
Источник: [8, c. 46].
9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» — данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:
- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество, выражающееся
в соответствии продукта
- цена товара с возможной наценкой;
- финансы - как собственные, так и заемные;
- торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
- внешняя торговля
предприятия, позволяющая ему
позитивно управлять
- предпродажная подготовка,
которая свидетельствует о его
способности не только
Оценка возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности».
Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому [15, c. 289].
Необходимо отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.
Таким образом, рассмотрены все наиболее распространенные методы оценки конкурентоспособности предприятия. Сущность приведенных методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий - качество продукции.
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛЮБИНСКОГО МОЛОЧНО-КОНСЕРВНОГО КОМБИНАТА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2.1. Общая характеристика предприятия
Любинский молочноконсервный комбинат был основан в 1939 году. Сегодня ЗАО "ЛМКК" - крупнейшее предприятие по переработке молока в Западной Сибири. Предприятие расположено в р.п. Красный Яр Омской области. Возглавляет предприятие уже более 25 лет генеральный директор Шостя Евгений Григорьевич.
В настоящее время на Любинском молочно-консервном комбинате производится следующая продукция: молочные консервы, цельномолочная продукция, сливочное масло, сухое молоко. Полный ассортимент продукции приведен в приложении 2. В настоящее время комбинат выпускает молочноконсервную продукцию в жестебанке и промышленной таре весом 32,38,50 и 63 кг. Товар проходит строгий контроль качества. Вся продукция сертифицирована и соответствует ГОСТ и ТУ. В 2008 году Любинский комбинат начал выпускать молочные консервы в новой упаковке – Дой-пак. Ежегодно появляются новые виды продуктов. Продукция на комбинате производится из натурального коровьего молока, поставляемого, ежедневно, с районов Омской области. Омская область знаменита своей огромной сельскохозяйственной базой, поэтому комбинат имеет уникальную возможность производить продукцию из свежего натурального коровьего молока.
«Любимо» является зарегистрированным торговым знаком Любинского молочно-консервного комбината. Сгущенное молоко выпускается под следующими марками: ТМ «Любимое молоко», ТМ «Любавинка», ТМ «Сибирь-Великая».
Сегодня территория комбината обширна – 10,2га, на ней расположены 13 структурных подразделений. Наличие в собственности такой мощной производственной базы, даёт возможность комбинату осуществлять самостоятельно весь процесс производства молочных продуктов: от закупки сырья до выпуска готовой продукции в потребительской и промышленной упаковке.
Ежегодно предприятие тратит значительные средства (более 100 млн. рублей) на новые технологии, новое оборудование, новые продукты, ремонт своих производственных цехов и модернизацию производства. Именно поэтому на сегодняшний день, несмотря на свой почетный возраст, предприятие имеет современную, хорошо оснащённую производственную базу.
Главным направлением деятельности Любинского молочно-консервного комбината является постоянное и целенаправленное совершенствование технологических процессов, надежность и эффективность поставки. Именно это диктуется современными условиями рынка и конкуренции. В этих условиях потребителя необходимо обеспечить разнообразным ассортиментом молочной продукции, ее высоким качеством и приемлемым уровнем цен.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия