Прохождении квалификационная практика на ОАО "Криоггенмаш"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:59, отчет по практике

Краткое описание

Цель дипломной работы - разработать рекомендации по управлению расчетами с дебиторами и кредиторами для повышения платежеспособности предприятия. Цель дипломной работы определила ее задачи:
Определить основные принципы и задачи учета и аудита дебиторской задолженности;
Изучить теоретические основы учета дебиторской задолженности, определить ее место в общей системе расчетов предприятия;
Исследовать организацию учёта дебиторской задолженности в ОАО «Криогенмаш»
Дать рекомендации по управлению дебиторской задолженности для повышения платежеспособности ОАО «Криогенмаш».
Провести аудиторскую проверку учета дебиторской задолженности в ОАО «Криогенмаш.

Содержание

1.Теоретические основы учета ии аудита дебиторской задолженности
1.1.Методологические основы учета и аудита дебиторской задолженности.
1.2.Нормативное регулированеи учета и аудита дебиторской задолженности
2.Состояние и пути совершенствования учета дебиторской задолженности.
2.1.Краткая экономическая характеристика организации ОАО «Криогенмаш»
2.2.Первичный учет дебиторской задолженности
2.3.Синтетический и аналитический учет дебиторской задолженности
2.4.Совершенствование учета дебиторской задолженности
3.Аудит дебиторской задолженности в ОАО «Криогенмаш»
3.1.Планирование аудита
3.2.Проведение аудита
3.3.Аудитоское заключение
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 140.82 Кб (Скачать файл)

      Основным  источником информации на данном этапе  выступает письменно зафиксированная  учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов. Аудитору следует осмыслить  и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень  проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения  бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет  проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

      Этап  предварительного планирования следует  завершить изучением отчетов  службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

      Изучение  системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

      На  этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

      Установление  уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите».

      Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

      Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана (Приложение № 9) и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

      Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или  мало контролировались бухгалтерией.

      Составляя программу, аудитор определяет, какие  приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и покупателями можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

      Программа аудита расчетов с поставщиками и  покупателями, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора  аудиторских доказательств.

      При проверке необходимо установить:

  • заключены ли договора поставки продукции;
  • реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60 и 62;
  • соответствие записей аналитического учета по счетам 60 и 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

      По  выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные  причины возникновения отклонений.

      Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения  в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы  аудита - собрать достаточный объем  аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям  действующего законодательства и достоверности  во всех существенных аспектах бухгалтерской  отчетности в части отраженных в  ней операций.

      Важным  шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей  группы в зависимости от целей  проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой  проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов  предлагается разделить на отдельные  подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться  из аудиторов, специализирующихся на проверках  данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей  группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере  торговли). Аудиторы должны иметь достаточную  теоретическую подготовку в области  правовых и экономических основ  операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма  их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых  случаях к выполнению отдельных  этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

      Общее руководство проверкой, координация  деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

Программа аудиторской проверки дебиторской  и кредиторской  задолженностей включает следующие этапы:  
проверка организации документооборота, отражающего образование дебиторской и кредиторской задолженности;  
проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета операций по формированию дебиторской и кредиторской задолженности;  
проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета по погашению дебиторской и кредиторской задолженности.  
Проверка организации документооборота, отражающего образование дебиторской и кредиторской задолженностей  
Проверка документооборота организации в части аудита дебиторской и кредиторской задолженности начинается с анализа договоров на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Данная процедура необходима для выявления слабых мест в содержании договора, что может косвенно послужить поводом для ненадлежащего исполнения обязательств контрагентами. В качестве типичных ошибок ведения договоров, влияющих на возможность погашения дебиторской и кредиторской задолженности, можно выделить: отсутствие самого договора, что ведет к возникновению серьезных проблем в случае судебного урегулирования споров между сторонами ввиду отсутствия условий надлежащего исполнения сделки;  
отсутствие в тексте договора расшифровки предмета договора, т.е. нет четкого указания, что следует осуществить по данному договору;  
наличие в договоре форс-мажорных обстоятельств, в действительности таковыми не являющихся (например, реорганизация фирмы и т.п.).

Следует также выяснить, существует ли в  организации юридическая служба, отвечающая за качество составления  договоров. Также имеет значение информация о том, в каких случаях  заключение договоров не осуществляется. В частности, если организация одалживает другим организациям денежные средства в рамках договора займа и на суммы  до 10 000 руб., то письменный договор в  этом случае желателен, но необязателен.

Следующим по значимости документом, связанным  с учетом дебиторской задолженности, является книга продаж. При проверке операций по реализации продукции следует обратить внимание, все ли отражения по счетам реализации подтверждены счетами-фактурами (ст. 169 НК РФ) и ведется ли журнал регистрации счетов-фактур.

Кроме того, в счетах-фактурах не допускаются никакие исправления, все страницы книги продаж должны быть пронумерованы и надежно скреплены. Порядок оформления счетов-фактур регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.  
Выявленные нарушения в оформлении счетов-фактур удобно аккумулировать в таблице со столбцами: N счета-фактуры; дата; замечания к документу.

Проверка  правильности оформления счетов-фактур необходима прежде всего потому, что счет-фактура является основным документом при расчете величины обязательств организации перед бюджетом по уплате НДС. В связи с этим факт получения счета-фактуры покупателем продукции представляет собой необходимое условие для оплаты товаров и услуг, а его неправильное оформление может привести к отказу в оплате по формальному признаку. Кроме того, с нормативно-правовой точки зрения, применение неунифицированных форм документов, а также иные погрешности в их оформлении могут быть приравнены налоговыми органами к отсутствию первичного документа, что может стать причиной применения налоговыми органами штрафа (5000 руб. или 15 000 руб.) по ст. 120 НК РФ.

На данном этапе проверки следует также  выяснить, имеются ли у организации-продавца покупатели, на которых приходятся сравнительно большие объемы задолженности. Именно таким покупателям надо уделить  повышенное внимание при анализе  расчетов за приобретенную продукцию. Для каждой конкретной организации  необходимо установить, что считать "большим" объемом дебиторской  задолженности. Если таковые дебиторы есть, то следует выявить наличие  у них просроченной, сомнительной или безнадежной задолженности, что обусловливает проведение инвентаризации дебиторской задолженности, а также  установить, когда в последний  раз осуществлялась инвентаризация дебиторской задолженности (Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49).

В рамках проверки соблюдения установленного порядка  следует выяснить, соблюдалось ли требование действующего законодательства о ежегодной инвентаризации расчетов, а также какими документами оформлялись  результаты инвентаризации. Такими документами  являются:  
форма ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88);  
акты-сверки по конкретным покупателям и заказчикам;  
письменные распоряжения руководителя о назначении членов инвентаризационной комиссии.

Во всех перечисленных документах проверяются  наличие и подлинность подписей должностных лиц, а также отсутствие подчисток и исправлений.

В ходе проведения инвентаризации дебиторской  задолженности можно оценить  правильность формирования резерва  по сомнительным долгам, в первую очередь, отражена ли данная операция в учетной  политике организации. Целесообразно  при этом получить ответы на следующие  вопросы, связанные с формированием  данного резерва:  
правильно ли отражены в бухгалтерском учете операции по формированию резерва;  
соответствует ли резерв по сомнительным долгам требованиям НК РФ (ст. 266);  
в каком объеме сформирован резерв относительно выручки и какие группы по срокам задолженности в него включены;  
в каком объеме сформирован резерв до даты проведения инвентаризации, использован ли он до даты проведения инвентаризации и каков остаток на дату проведения инвентаризации (расчетные и фактические данные);  
подлежат ли суммы резерва списанию на финансовые результаты либо его надо доначислить в соответствии со п. 5 ст. 266 НК РФ.  
Несмотря на то что отсутствие инвентаризации расчетов еще не позволяет сделать вывод о достоверности данных бухгалтерской отчетности, применение неунифицированных форм документов, а также иные погрешности их оформления могут быть приравнены налоговыми органами к отсутствию первичного документа(27).  
Проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета операций по формированию дебиторской  и кредиторской задолженностей  
Проверка правильности ведения бухгалтерского учета дебиторской задолженности. Дебиторская и кредиторская задолженность, возникающая по расчетам с покупателями, отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции с субсчетом 90-1 "Выручка". Впоследствии при частичном или полном погашении кредитуется счет 62 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Информация о работе Прохождении квалификационная практика на ОАО "Криоггенмаш"