Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) определить ключевые преимущества и недостатки, присущие системе франчайзинга;
3) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы франчайзинга 5
1.1. Основные понятия франчайзинга 5
1.2. Виды франчайзинга 8
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 12
2.Современное состояние франчайзинга на российском рынке 17
3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в экономике России 25
3.1. Проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе 25
3.2. Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России 28
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу_итог.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

Производственный  франчайзинг9

Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта,  продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Мелкая фирма здесь  не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной  деятельности крупной корпорации,   выполняя равные с ней требования технологического  процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности.  Эта форма предусматривает тесный контакт  франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия.

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных  заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков,   а в России  уступающая  только своему  конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке в России в 1995 г. Путем разработки программы создания нескольких  заводов по выпуску фирменных напитков Coca-Cola в крупных городах России. Общая сумма инвестиций в 2 проекта в Башкирии и Екатеринбурге оценивается в 30 млн. долл. При этом программа организации выпуска напитков Coca-Cola построена не совсем обычно.  Инвестирует не сама Coca-Cola, а ее партнер  - Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингово договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию  и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями  Inchape и партнерами из России. Таким  образом,  несмотря  на то, что Coca-Cola не инвестирует  сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий.  Деловой франчайзинг10

Деловой франчайзинг  называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает  лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия  магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов  и услуг под именем франчайзо ра.

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал  постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.

В настоящее время  в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:

- франшиза  -  рабочее  место —  рабочая  франшиза  (Job  franchise), где франчайзор создает хорошо  подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;

- франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая  более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;

- инвестиционная  франшиза (Investment franchise), основная  цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.11

Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого  обслуживания мировой франчайзинговой системы  МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

Следует выделить еще  одну компанию,  занимающуюся деловым  франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское  предприятие «Росинтер».  Под  его ведением находится  такие  рестораны как:  Комбис, Ростикс,  Патио Пицца, Артистико,  Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца

Хотя существует много  вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются.  Это: региональный франчайзинг; субфранчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества,  которые  обычно связаны с франчайзингом: использование  торговой марки и логотипа  франчайзора, системы  его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д.

Корпоративный франчайзинг - современная форма организации  фран- шизного бизнеса, при которой  франшизополучатель оперирует не отдельным  предприятием,  а сетью франшизных предприятий  с использованием наемных менеджеров.12

Конверсионный  франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при  котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга  и присоединяется  к системе франшизных  предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.13

1.3.  Преимущества и недостатки франчайзинга

Накопленный опыт международного франчайзинга показывает, что франчайзинг  является одним из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже  добившихся успеха и желающих развивать свой бизнес дальше. Часто франчайзинг представляет собой наилучшую возможность организовать собственный бизнес для начинающего бизнесмена, индивидуального предпринимателя или даже для человека, никогда ранее не занимавшегося коммерцией.

 

Преимущества, которые дает франчайзинг для франшизодателей:

 

1) Развитие сети франшизных предприятий — франшизополучателей позволяет франшизодателю как владельцу франшизной системы не расширять сеть собственных франшизных предприятий, значительно экономить собственный капитал, а также свои трудовые ресурсы.

2) Владелец каждого франшизного предприятия — франшизополучателя в рамках франшизной системы франшизодателя более заинтересован в положительных результатах ведения бизнеса, в том, чтобы максимально увеличить свои продажи и минимизировать свои затраты по сравнению с наемным руководителем предприятия.

3) Риск, сопутствующий каждому бизнесу, уменьшается для франшизодателя, так как его собственный капитал участвует в расширении франшизного бизнеса в минимальной степени.

4) Франшизодатель не занимается текущими управленческими проблемами на уровне отдельно взятого франшизного предприятия — франшизополучателя, и поэтому не имеет проблем с персоналом владельца франшизы.

5) Благодаря возможности использования сторонних ресурсов франшизополучателя (как финансовых, так и управленческих), франчайзинговый бизнес франшизодателя может развиваться значительно быстрее в своей стране или на международном уровне.

6) Развитие крупной национальной франчайзинговой сети франшизодателя неразрывно связано с развитием национальной экономики в целом, поскольку каждое предприятие — франшизополучатель обеспечивает потребителя качественными услугами в национальном масштабе от имени франчайзинговой системы франшизодателя.

7) Франшизодателю всегда легче осваивать новые территории регионов с помощью франчайзинговых предприятий — франшизополучателей, у которых есть хорошие знания местных условий и региональные интересы.

8) Превращение обычного действующего предприятия в предприятие — франшизополучателя может превратить его из малоприбыльного в прибыльное франшизное предприятие в рамках франчайзинговой системы франшизодателя.

9) Предлагая франшизу будущему франшизополучателю для принятия им решения о покупке, франшизодатель может быть уверен в том, что без его предварительного согласия никто не получит право на использование товарного знака с целью получения прибыли, поскольку имя франшизы защищено как товарный знак и знак обслуживания франшизодателя.

 

Недостатки, существующие для франшизодателя:

 

1) Определенное снижение прибыли с франшизного предприятия — франшизополучателя за счет того, что франшизодатель получает лишь определенный процент от валовой прибыли франшизополучателя, что существенно меньше, чем, если бы это франшизное предприятие принадлежало самому франшизодателю.

2) Определенная проблема с отчетностью предприятий — франшизополучателей в сети, поэтому франшизодатель не может быть уверен в том, что все франшизополучатели предоставляют ему правдивый отчет о своей франшизной деятельности в регионе.

3) Обучая франшизополучателя тонкостям франшизного бизнеса, передавая ему свой накопленный успешный опыт, франшизодатель фактически готовит себе потенциального конкурента, особенно если с течением времени, набравшись опыта, франшизополучатель выйдет из франшизной системы франшизодателя и станет уже реальным конкурентом.

4) Определенные трудности сохранения коммерческой тайны франшизодателя, поскольку франшизополучатель имеет доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по франшизной программе франшизодателя на действующих франшизных предприятиях.14

 

Преимущества, которые дает франчайзинг для франшизополучателей:

 

1) Покупая франшизу у франшизодателя, франшизополучатель имеет возможность управлять небольшим собственным франшизным предприятием в рамках франшизной системы, пользуясь преимуществами, которые доступны только крупным предприятиям.

2) Франшизополучатель покупает надежный готовый франшизный бизнес, завоевавший определенную нишу в определенном сегменте рынка, зарекомендовавший себя с положительной стороны и всесторонне опробованный франшизодателем на практике в течение определенного времени.

3) Покупая франшизу, франшизополучатель фактически получает право ведения франшизного бизнеса под общепризнанным товарным знаком франшизодателя, что приводит к мгновенному приобретению репутации среди потребителей еще одной франшизной точки франшизополучателя.

4) При продаже франшизы франшизодатель передает франшизополучателю стандартный пакет франшизной документации в виде четких инструкций по материалам, сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения бизнеса и проводит курс обучения, для того чтобы владелец франшизы мог в кратчайшие сроки начать свой новый франшизный бизнес, причем в процессе работы франшизодатель обеспечивает франшизополучателю необходимые консультации и находит вместе с ним решение возникающих проблем.

5) Франшизный бизнес во всем мире считается более надежным по сравнению с бизнесом обычных малых предприятий. Франшизодатель, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредита или финансового лизинга, поэтому банки, лизинговые компании и другие финансовые институты более охотно работают с франшизополучателями.

6) Обычно франшизодатель в рамках франшизной системы предоставляет франшизополучателю возможность приобретения по льготным ценам расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании-франшизодателя, либо у определенных поставщиков, причем такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной для владельца франшизы.

7) Франшизополучатель, находясь во франчайзинговой сети, всегда получает выгоду от постоянных исследований франшизодателя, направленных на совершенствование бизнеса, связанного с технологическими изменениями и постоянным изучением рынка потребительского спроса в региональной франчайзинговой сети.

8) Предприятие-франшизополучатель меньше подвержено риску банкротства, чем обычное малое предприятие, поскольку владелец франшизы получает помощь со стороны франшизодателя в рамках договора о предоставлении франшизы.

9) Предприятие-франшизополучатель является самостоятельным юридическим лицом и не теряет свою независимость при принятии решений.15

 

Основные недостатки, которые существуют для франшизополучателя:

 

1) Для того чтобы купить франшизу и начать работать, франшизополучателю необходимо иметь определенный начальный капитал, величина которого значительно изменяется в зависимости от вида деятельности франшизы. Так, чтобы открыть мини-гостиницу, необходима сумма от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов долларов, а чтобы открыть свой бизнес, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал $10-20 тыс.).

2) Франшизополучатель, приобретая франшизу у франшизодателя, должен помнить, что он работает в своем франшизном предприятии не один, а в рамках франшизной системы. Он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы и должен соблюдать все правила франчайзингового сотрудничества, предписанные для него франшизодателем в договоре о предоставлении франшизы.

3) Франшизополучатель перед подписанием франшизного договора должен помнить, что договор франчайзинга обычно заключается с франшизодателем на относительно большой срок (от нескольких лет до нескольких десятков лет), что не дает возможности владельцу франшизы «попробовать» этот бизнес и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь.

4) Франшизодатель может продать весь свой действующий франшизный бизнес, в результате чего управление перейдет к новому франшизодателю, причем политика компании и франшизные процедуры могут радикально измениться и не обязательно в благоприятную для франшизополучателя сторону.16

2. Современное состояние франчайзинга на российском рынке

В России наблюдается  возрастающий интерес к развитию бизнеса с использованием концепций  франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2004 г. почти до 750 в 2011 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2011 г. количество франшиз по сравнению с 2010 г. возросло более чем на 40 % (см. рис. 1).

Информация о работе Роль и место франчайзинга в коммерческой деятельности современных организаций