Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетного процесса
2. Бюджетный процесс в Липецкой области
3. Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 297.35 Кб (Скачать файл)

Распорядитель бюджетных  средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между  бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных  ассигнованиях, утверждает сметы доходов  и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных  средств. [1]

Бюджетополучатель (бюджетное  учреждение) — это организация, созданная  органом исполнительной власти для  осуществления функций некоммерческого  характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая  в сметном порядке из бюджета  или внебюджетных фондов. [1]

Контрольно-счетные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний  аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов. [1]

Можно выделить несколько  стадий бюджетного процесса, которые  представлены на рисунке 2 [6].

Рисунок 2 – Стадии бюджетного процесса.

Составление проекта бюджета  — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие  вопросы, как объем бюджета, налоговая  и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления  использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве  стран осуществляется аналогичным  образом. [8]

Работа по составлению  проекта государственного бюджета  начинается задолго до начала нового бюджетного года, например (в ФРГ  — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции  — за 14, США — за 18, Италии —  за 11 месяцев) [8]. Проект бюджета разрабатывается  органами исполнительной власти, как  правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом  — Административно-бюджетным управлением  при президенте.

Вначале в течение первых трех месяцев составляется прогноз  социально-экономического развития, сводный  баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры  проекта бюджета на соответствующий  период. [8]

Работа по составлению  проекта бюджета продолжается подготовкой  министерством финансов (или специальным  органом в США) директивных указаний руководителям министерств и  ведомств с предложением представить  к определенной дате расчет сметы  расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных  ассигнований. Разработанные проекты  смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются  в проект бюджета. [8]

Полномочия министра финансов в отношении сметных предложений  министерств (ведомств) варьируются. В  некоторых странах 6н имеет право  лишь принять их к сведению и включить в целом без изменений в  проект бюджета, вносить же изменения  может кабинет министров. В других государствах (Великобритания, Канада) министр финансов наделен полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-либо изменения в их сметные  предложения. [8]

При составлении проекта  бюджета ставятся задачи: активного  его воздействия на повышение  эффективности экономики; обеспечение  согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими  и социальными программами правительства; установление необходимых пропорций  и приоритетов в расходовании средств.[8]

После одобрения проекта  бюджета высшим исполнительным органом  проект бюджета поступает в законодательный  орган, который рассматривает и  утверждает его. Бюджет после утверждения  законодательным органом поступает  на подпись главы государства  и становится законом. [8]

В других странах при возникновении  разногласий по бюджету между  законодательным органом и правительством может быть поставлен вопрос о  доверии правительству и предоставлении ему "чрезвычайных полномочий" по финансовым вопросам, дающих право  утвердить бюджет без парламента. В противном случае правительство, бюджет которого парламент отклонил, уходит в отставку. Глава правительства  формирует новый кабинет министров, который составляет новый бюджет. Наконец, возможны роспуск законодательного органа и новые выборы. Тогда бюджет вторично рассматривается новым  составом законодательного органа (данный вариант зависит от прочности  положения правительства в стране). [8]

Если законодательный  орган не успевает принять бюджет до нового года, правительство получает право производить расходы на установленный срок (в днях, неделях, месяцах) на уровне прошлого бюджета.[8]

Составление и исполнение бюджета — две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета, получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают: усиление работы по наиболее полному выявлению и  использованию резервов для повышения  темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства; мобилизацию  денежных средств для обеспечения  мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение эффективного контроля за правильным расходованием государственных средств. [8]

Данная стадия бюджетного процесса охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и осуществление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными  ассигнованиями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его осуществлением возлагается  на министерство финансов. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. [8]

Важным элементом третьей  стадии является кассовое исполнение бюджета — организация сбора  бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также  ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового  исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе  кассовое исполнение бюджета возложено  на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при  смешанной — на казначейские кассы  и банки. [8]

В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные  на территории страны доходы поступают  на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в  соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства. Единство кассы дает возможность сосредоточить средства каждого бюджета в одном центре, создавая, таким образом необходимые  условия для планомерного распоряжения ими соответствующим органом  государственного управления, исходя из общих задач и с учетом его  финансовых возможностей. Концентрация бюджетных ресурсов в банке способствует также укреплению денежного обращения, поскольку исключает возможность  распыления денежных средств по многочисленным каналам и облегчает маневрирование этими средствами. [8]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что весь бюджетный период делится  на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения  бюджета, стадия исполнения бюджета  и стадия составления и утверждения  отчета об исполнении бюджета, которые  периодически сменяют друг друга. [8]

Составлению проекта бюджета  предшествует разработка планов и прогнозов  развития территорий и целевых программ. Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных  расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных  ассигнований.[8]

Исполнение бюджета совпадает  с бюджетным годом и длится 1 год. Исполнение возложено на соответствующие  органы исполнительной власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении  полного и своевременного поступления  предусмотренных в бюджетах доходов  и финансировании соответствующих  расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим  финансовым органом. Исполнение бюджета  завершается 31 декабря. [8]

Рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет  об исполнении федерального бюджета  должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении  федерального закона о федеральном  бюджете на отчетный год. [8]

После окончания финансового  года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством  финансов и утверждение его парламентом. На этом заканчивается общий цикл бюджетного процесса. [8]

Таким образом, бюджетный  процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления  и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а  также контроль за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими  правила и порядок их осуществления, прописанные в бюджетном кодексе, законе о бюджетном процессе.

 

2. Бюджетный процесс в Липецкой области 

 

Областной бюджет - форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  области. [2] Бюджетная система области - совокупность областного бюджета, местных  бюджетов и бюджета областного фонда  обязательного медицинского страхования. [2]

Бюджетный процесс области - регламентируемая законодательством  Российской Федерации и настоящим  Законом деятельность органов государственной  власти области и иных участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов областного бюджета и бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования, утверждению и исполнению областного бюджета и бюджета  областного фонда обязательного  медицинского страхования, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной  отчетности. [2]

В структуру бюджетной  системы области входят:

областной бюджет и бюджет областного фонда обязательного  медицинского страхования;

местные бюджеты, в том  числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов; бюджеты  городских и сельских поселений. [2]

К стадиям бюджетного процесса в Липецкой области относятся: составление  проектов бюджетов;

рассмотрение, утверждение  бюджетов;

исполнение бюджетов;

составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной  отчетности;

государственный финансовый контроль. [2]

 

 

Рисунок 3– Структура бюджетной  системы области

К стадиям бюджетного процесса в Липецкой области относятся: составление  проектов бюджетов; рассмотрение, утверждение  бюджетов; исполнение бюджетов; составление, внешняя проверка, рассмотрение и  утверждение бюджетной отчетности; государственный финансовый контроль. [2]

 

Рисунок 4 – Стадии бюджетного процесса Липецкой области

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, исполнению бюджета, осуществлению  контроля за его исполнением и  утверждению отчета об исполнении бюджета, рисунок 5. [2]

 

Рисунок 5 – Участники  бюджетного процесса

Полномочия участников бюджетного процесса заключаются в следующем:

– Областной Совет депутатов: устанавливает порядок рассмотрения проектов областного бюджета и бюджета  областного фонда обязательного  медицинского страхования; определяет порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении областного бюджета; рассматривает  проекты законов об областном  бюджете и о бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования, об исполнении областного бюджета и бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования, других законов, регулирующих бюджетные правоотношения на территории области; вводит региональные налоги и  сборы, устанавливает налоговые  ставки по ним и предоставляет  налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации; устанавливает нормативы  отчислений доходов в местные  бюджеты от федеральных налогов  и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством  о налогах и сборах в областной  бюджет; формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением областного бюджета; осуществляет государственный финансовый контроль. [2]

– Глава администрации  области: представляет в областной  Совет депутатов проекты законов  об областном бюджете, о бюджете  областного фонда обязательного  медицинского страхования, о внесении изменений в указанные выше законы, об исполнении областного бюджета, бюджета  областного фонда обязательного  медицинского страхования, проекты  других законов, регулирующих бюджетные  правоотношения на территории области; назначает представителей от администрации  области в согласительную комиссию для рассмотрения разногласий по проекту областного бюджета; определяет представителя в областном Совете депутатов по проектам законов, указанных  в абзаце втором настоящей статьи; осуществляет иные полномочия, предусмотренные  Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Липецкой области и настоящим  Законом. [2]

Информация о работе Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области