Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:44, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение состояния розничной торговой сети Лидского РАЙПО.
Задачами, которые необходимо решить для достижения цели работы, являются:
- определение роли и значения розничной торговли потребительской кооперации, задач ее развития в современных условиях;
- изучение состояния и размещения розничной торговой сети Лидского РАЙПО;
выявление проблем, связанных с торговым обслуживанием населения и предложение конкретных путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 5
1.1 Содержание коммерческой деятельности в розничной торговле 5
1.2 Проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле 9
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДСКОГО РАЙПО 16
3 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22
3.1 Формирование ассортимента товаров в розничной торговой сети 22
3.2 Коммерческая деятельность по выбору форм, методов продажи и её стимулированию 29
3.3 Эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле 32
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
В соответствии с действующими в Республике Беларусь нормативными документами к формам организации торговли относят мелкорозничную, развозную, посылочную, фирменную и комиссионную торговлю, а также продажу по телефону, продажу уцененных товаров, продажу по подписке, распродажи, сезонные базары и ярмарки, выставки-продажи.
Продажа уцененных товаров - форма организации розничной торговли, характеризующаяся уценкой стоимости находящихся в продаже товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, устаревших моделей, фасонов (но пригодных к использованию) и последующей продажей их по более низким ценам.
Уценка производится за счет средств, предусмотренных в договорах поставки, фонда риска или за счет прибыли торговых организаций. Сумма уценки товаров, потерявших качество по вине торговых работников, относится за их счет.
Под магазинной формой организации розничной торговли понимают организацию всего цикла торгово - технологических функций по розничной продаже товаров и услуг в стационарном здании с торговым залом.
Уцененные товары реализуют в специализированных магазинах или секциях, в автомагазинах. Распродаже уцененных товаров содействуют рекламно-информационные мероприятия.
Не следует отождествлять продажу уцененных товаров с сезонными распродажами товаров по сниженным ценам, которые характеризуются реализацией товаров к определенным датам (праздникам, началу или окончанию сезона) на льготных условиях в течение ограниченного срока.
В
системе потребительской
Комиссионная торговля имеет как экономическое, так и социальное значение. Во-первых, это дополнительный источник товарных ресурсов и, следовательно, расширения ассортимента, и выбора товара для покупателей. В результате при правильном коммерческом расчете эти преимущества будут выражены в конечных результатах работы магазина. С другой стороны, комиссионная торговля оптимизирует систему торгового обслуживания в данном районе, служит возможным источником дополнительных доходов населения и предоставляет возможность осуществления покупок малообеспеченными слоями населения.
Для увеличения объемов продаж торговые организации стремятся приблизиться к покупателю, избавить его от необходимости идти в магазин, чтобы выбрать, приобрести и доставить домой товар. Именно такому стремлению и отвечают различные формы распределения, с помощью которых организуется продажа товаров на большой территории, минуя магазины, - это методы вне магазинной торговли.
Внемагазинная
продажа товаров дополняет
Таблица 3.7 - Структура розничной торговой сети Лидского райпо на 01.01.2011 гг.
Показатели | всего | Из них расположенных в сельской местности | ||
Количество единиц в год | Торговая площадь, м² в год | Количество единиц в год | Торговая площадь, м² в год | |
1 Всего розничных организаций | 90 | 7788 | 70 | 6740 |
в том числе | ||||
1.1 Стационарной торговли: | 85 | 7788 | 70 | 6740 |
магазинов | 85 | 7788 | 70 | 6740 |
Палатки, киоски | 5 | - | - | - |
1.2 Передвижная торговля (автомагазинов ) | 4 | - | 4 | - |
2 Торговые места на рынке | 10 | - | - | - |
Удельный вес, % | ||||
1 Всего розничных организаций | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе | ||||
1.1 Стационарной торговли: | 94,4 | 100 | 100 | 100 |
магазинов | 94,4 | 100 | 100 | 100 |
Палатки, киоски | 5,6 | - | - | - |
1.2 Передвижная торговля (автомагазинов ) | 4,4 | - | 5,7 | - |
2 Торговые места на рынке | 11,1 | - | - | - |
Анализируя данные таблицы 3.7 можно сделать вывод о том, что в общем количестве розничных торговых единиц большинство составляют магазины.
Далее проанализируем типы магазинов Лидского РАЙПО на 01.01.2011г. (табл. 3.8).
Таблица 3.8 – Типы магазинов Лидское РАЙПО на 01.01.2009 г.
Показатели | Количество | Торговая площадь | Товарооборот | |||
ед. | % | м² | % | сумма, млн р. | % | |
Магазины всего | 85 | 100 | 7788 | 100 | 45557 | 100 |
продовольственные | 24 | 28,23 | 1754 | 22,52 | 10532 | 23,12 |
непродовольственные | 10 | 11,76 | 1343 | 17,24 | 5321 | 11,68 |
смешанные | 51 | 60 | 4691 | 60,24 | 29704 | 65,20 |
Анализируя
данные табл. 3.8, отметим, что наибольший
удельный вес занимают смешанные
магазины, как по количеству 60,0%, по торговой
площади 60,24%, так и по товарообороту –
65,20%. Наименьший удельный вес занимают
непродовольственные магазины.
3.3
Эффективность коммерческой
деятельности в
розничной торговле
Для
эффективной деятельности торговой
организации необходимо развитие торговой
сети, проанализируем структуру розничной
торговой сети Лидского РАЙПО за 2009 –
2010 гг. (табл. 3.9).
Таблица 3.9 – Динамика экономических показателей деятельности
Лидского РАЙПО за 2009-2010 гг.
Показатели | Ед. измер. | Годы | Отклонение (+;-) | Темп роста, % | |
2009 | 2010 | ||||
1.Розничный товарооборот: | |||||
- в действующих ценах | млн р. | 35934 | 45557 | 9623 | 126,8 |
-в сопоставимых ценах | млн р. | 35934 | 40676 | 4742 | 113,2 |
2.Товарные запасы | млн р. | 3454 | 4139 | 685 | 119,8 |
3.Товарооборачиваемость | дни. | 35 | 33 | - 2 | 94,5 |
4. Доходы от реализации: | |||||
-в сумме | млн р. | 6500 | 8118 | 1618 | 124,9 |
-в % к товарообороту | % | 18,1 | 17,8 | - 0,3 | - |
5. Расходы на реализацию: | |||||
-в сумме | млн р. | 6211 | 7714 | 1503 | 124,2 |
-в % к товарообороту | % | 17,3 | 16,9 | - 0,4 | - |
6. Прибыль от реализации: | млн р. | ||||
-в сумме | 289 | 404 | 115 | 139,8 | |
-в % к товарообороту | 0,80 | 0,89 | 0,08 | - | |
7. Среднесписочная численность работников | чел. | 493 | 513 | 20 | 104,1 |
8.Производительность труда | млн р./чел. | ||||
- в действующих ценах | 72,9 | 88,8 | 15,92 | 121,8 | |
-в сопоставимых ценах | 72,9 | 79,3 | 6,40 | 108,8 | |
9 Рентабельность продаж | % | 0,8 | 0,9 | 0,08 | - |
10. Индекс цен | 1 | 1,12 |
Как видно из таблицы 3.9, розничный товарооборот в действующих ценах в 2010 году по сравнению с 2009 годом возрос на 26,8%, в сопоставимых ценах на 13,2%, товарные запасы увеличились на 19,8% , ускорение по товарным запасам на 2 дня, доходы от реализации возросли в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 24,9%, однако снизилась их доля в розничном товарообороте на 0,3 п.п.
Расходы на реализацию в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросли на 24,2%, доля расходов в товарообороте снизилась на 0,4 п.п. По Лидскому райпо за 2009-2010 гг. наблюдается прибыль от реализации в 2009 году в сумме 289 млн. р., в 2010 году прибыль от реализации возросла на 115 млн. р. и составила 404 млн. р.
Численность работников торговли за анализируемый период увеличилась на 20 чел., при этом производительность труда в действующих и сопоставимых ценах возрастает на 21,8% и 8,8%. За анализируемый период наблюдается рост рентабельности на 0,08 пункта.
Изучим
показатель эффективности хозяйственной
деятельности - использование основных
средств по Лидскому РАЙПО за 2009-2010 гг.
(табл. 3.10).
Таблица 3.10 - Эффективность использования основных средств торговли Лидского РАЙПО за 2009-2010 гг.
Показатели | Годы | Отклонение, (+;-) | Темп роста, % | |
2007 | 2008 | |||
Розничный товарооборот, млн.р. | ||||
в действующих ценах | 35934 | 45557 | 9623 | 126,8 |
в сопоставимых ценах | 35934 | 40676 | 4742 | 113,2 |
Количество торговых предприятий, ед. | 108 | 108 | 0 | 100,0 |
Торговая площадь магазинов, м² | 8457 | 8505 | 48 | 100,6 |
Численность обслуживаемого населения, чел. | 38210 | 38117 | -93 | 99,8 |
Прибыль от реализации, млн.р. | 289 | 404 | 115 | 139,8 |
Товарооборот на 1 магазин, млн.р. | 332,7 | 421,8 | 89,1 | 126,8 |
Прибыль на 1 магазин, млн р. | 2,7 | 3,7 | 1,1 | 139,8 |
Товарооборот на 1 м² торговой площади, млн.р. | 4,2 | 5,4 | 1,1 | 126,1 |
Прибыль на 1 м² торговой площади, млн р. | 0,03 | 0,05 | 0,01 | 139,0 |
Торговая площадь на 1 магазин, м² | 78,3 | 78,8 | 0,4 | 100,6 |
Число жителей на 1 магазин, чел. | 353,8 | 352,9 | - 0,9 | 99,8 |
Торговая площадь на 1000 жителей, м² | 221,3 | 223,1 | 1,8 | 100,8 |