Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:18, курсовая работа
Цель дипломной работы – разработка основных направлений по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Основными задачами, решаемыми в ходе работы, являются:
- рассмотреть теоретические и методические основы маркетинговой деятельности;
- определить современное состояние маркетинговой деятельности предприятия на примере ЗАО «РОМАНА »;
- выявить основные направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ__________________6
1.1 Сущность, содержание, роль маркетинговой деятельности______________6
1.2 Организация маркетинговой деятельности___________________________12
1.3 Эффективность маркетинговой деятельности в условиях конкуренции___16
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАО «РОМАНА____________________________________________________28
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «РОМАНА»________________28
2.2 Исследование системы управления ЗАО «РОМАНА»_________________41
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности ЗАО «РОМАНА»___47
2.4 Экономико-математическое моделирование__________________________61
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ_________________73
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование
маркетинговой деятельности предприятия______________________________73
3.2. Обоснование эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «РОМАНА»______90
4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ____________95
4.1. Безопасность проектных решений__________________________________95
4.2. Экологическое обоснование проектных решений____________________102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________________116
Необходимо отметить, что в 2010 г. прибыль по сравнению с 2009 г. увеличилась в 9,4 раза за счет продажи продукции.
2.2 Исследование системы управления ЗАО «РОМАНА»
Позиция управления внутри организации в основном определяются тем предназначением и той ролью, которые призвана реализовать данная организация.
Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей.
Важным элементом в решении задач по совершенствованию управления и повышению его эффективности является оптимизация структуры управления, упорядочение и уточнение содержания работы управленческих служб и отделов.
Структура управления организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое
Делая анализ структуры управления ЗАО «РОМАНА» можно сделать вывод, что структура классическая с линейным и функциональным управлением. Это наиболее распространенная схема управления. В данной модели линейное управление подкрепляется специальными функциональными службами.
Среди недостатков линейного и функционального построения – разногласия между линейными и функциональными работниками.
Для решения основной цели деятельности ЗАО «РОМАНА» получение прибыли, объединяются материальные, трудовые, интеллектуальные и финансовые ресурсы его участников.
Так же целями организации являются:
- адаптация хозяйственной деятельности и системы управления акционерным обществом к изменяющимся внешним и внутренним экономическим условиям;
- сохранение коллектива специалистов и руководящих работников, имеющихся на предприятии и привлечение лучших кадров;
- обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе;
- обеспечение стабильного положения предприятия на рынке;
- сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов;
- обеспечение качества товара по хорошей цене;
- выполнение требований экологического законодательства.
Для решения вышеперечисленных целей требуется от всего управленческого персонала предприятия максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно – экономических и социально – психологических факторов соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело
Ведение бухгалтерского учёта в организации осуществляется главным бухгалтером предприятия.
Для обеспечения сохранности имущества, соблюдения законности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организации администрацией осуществляется внутрихозяйственный контроль. Определен и утвержден график инвентаризации.
В ЗАО «РОМАНА» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета, программа 1:С Предприятие, версия 8.2.
Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией организации, возглавляемой главным бухгалтером.
Предприятие осуществляет налоговые платежи в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Российский фонд обязательного медицинского страхования.
Учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета.
Анализ системы управления финансами ЗАО «РОМАНА» проведем по следующим показателям:
1. Анализ организационной структуры предприятия.
Распределение и содержание функций управления на предприятии отображено в таблице 9.
Таблица 9 – Функции управления ЗАО «РОМАНА»
Функции управления |
Описание функций |
Планирование |
Стратегический план деятельности организации (на 1 год) разрабатывается генеральным директором на основании сбытового плана, разрабатываемого коммерческим директором. Оперативное планирование осуществляется начальником административно-хозяйственного отдела, коммерческим директором и главным бухгалтером. |
Организация |
Положение об организационной структуре разрабатывается и утверждается генеральным директором. |
Мотивация |
Сотрудники предприятия получают ежемесячно фиксированные оклады и квартальные премии по итогам работы предприятия. У менеджеров по сбыту оклады отсутствуют, система оплаты труда – процент от продаж. |
Контроль |
Осуществляется на уровне отделов – начальником административно-хозяйственного отдела, коммерческим директором и главным бухгалтером, на уровне предприятия – генеральным директором. |
Развитие человеческих ресурсов |
Отбор персонала осуществляется начальником административно-хозяйственного отдела, коммерческим директором и главным бухгалтером, утверждается генеральным директором. Ежегодно проводится аттестация персонала. |
Проведенный анализ выявил следующие недостатки в системе управления предприятием (таблица 10.)
Таблица 10 – Отрицательные стороны системы управления ЗАО «РОМАНА»
Проблема |
Возможные позитивные моменты |
Негативные моменты |
Огромное число связей, замкнутых непосредственно на коммерческого директора и начальника административно-хозяйственного отдела. |
«Доступность» менеджеров среднего звена предприятия. Экономия фонда оплаты труда. Возможность менеджеров среднего звена вникать в детали. |
Перегрузка менеджеров среднего звена. В случае расстановки приоритетов, невозможность у остальных посоветоваться с непосредственным начальником. Недостаток времени для решения неотложных и стратегических вопросов. |
Отсутствие полномочий для принятия оперативных решений (положения о структуре отделов, утверждение или не утверждение в должности сотрудников) у руководителей среднего звена. |
Экономия фонда оплаты труда. |
Подавление инициативы Лишний расход времени Не оперативность решения вопросов |
Слабые горизонтальные связи между подразделениями. |
Способность четко распланировать свою деятельность и минимизировать внешние вмешательства. |
Возможно дублирование действий и усилий. Нет ориентации на интегрированный конечный результат. Большие сроки и низкое качество прохождения информации. |
Коммерческий директор, начальник административно-хозяйственного отдела и главный бухгалтер имеют равный статус. |
Можно выслушивать различные точки зрения на проблемы управления предприятием. |
Отсутствие финансового планирования приводит, как правило, не менее чем к 5% потерь. Нет оперативной информации для принятия управленческих решений. Бесконтрольность финансов и бюджета. Нет корреляции бухгалтерии и экономических отделов. |
Система мотивации труда слабо коррелирует с деятельностью конкретных сотрудников |
Отсутствие у сотрудников зависти к высокой оплате труда коллег по работе |
«Уравниловка», отсутствие у сотрудников стимула показывать высокие результаты в труде. Высокая текучесть кадров в отделе сбыта из-за невыгодной системы оплаты труда. |
Отсутствует система планирования карьеры сотрудников. |
Экономия фонда оплаты труда. |
Слабая нематериальная мотивация. Высокая текучесть кадров. |
При составлении стратегического плана используется необходимая информация из следующих внутренних и внешних источников:
- бухгалтерские отчеты (баланс, отчет о прибылях и убытках);
- внутренняя статистика (счета, договора, личная статистика менеджеров);
- информация, собранная при общении с клиентами (по телефону, на выставках и т.д.);
- специализированные газеты, журналы;
- издаваемые законы и акты, указы Президента;
- отраслевая статистика.
Стратегический план предоставляется на утверждение генеральному директору предприятия, который при необходимости вносит в него коррективы.
На каждое рабочее место на ЗАО «РОМАНА» разработана и утверждена должностная инструкция согласно единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника должностей руководителей.
Качественный состав штата ЗАО «РОМАНА» по уровню образования представлен на диаграмме рисунке 6.
Рисунок – 6 Качественный состав персонала ЗАО «РОМАНА» по уровню персонала
Уровень образования в ЗАО «РОМАНА» высокий. Весь управленческий персонал и специалисты, а также руководители имеют высшее образование (48,72 %).
Оценка персонала в ЗАО «РОМАНА» осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) и выполняется с помощью аттестации кадров.
Программа социального развития в ЗАО «РОМАНА» включает социальный пакет, в который входит, помимо отчислений на социальное страхование и пенсионное обеспечение, пособия в связи с несчастными случаями. В таблице 11 представлен перечень стимулирующих средств, применяемых в организации.
Таблица 11 – Система стимулирования персонала в ЗАО «РОМАНА»
№ |
Форма стимулирования |
Основное содержание |
1. |
Заработная плата |
Оплата труда, включающая основную и дополнительную заработную плату |
2. |
Бонусы |
Разовая выплата из прибыли предприятия (новогоднее вознаграждение, связанное с размером получаемой зарплаты и стажем) |
3. |
Свободное время |
Предоставление работнику дополнительных выходных отпуска; гибкого графика |
4. |
Трудовое стимулирование |
Командировки |
5. |
Программы выплат |
Покрытие расходов по временной нетрудоспособности |
6. |
Медицинские мероприятия |
Страхование работников компании, профилактические вакцинации. |
7. |
Корпоративные мероприятия |
Проведение новогоднего вечера, поздравление с 8 мартом. |
В системе развития персонала выделяются три основных составляющих: профессиональное обучение, формирование кадрового резерва и управление карьерой.
Для технического и обслуживающего персонала проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности на рабочем месте.
Система развития персонала в основном основана на внутрифирменном обучении с целью овладения профессиональными навыками и знаниями и направлена на приведение требований и потребностей административной структуры в соответствие с индивидуальными ожиданиями, потребностями, способностями и интересами работающих.
В следующем разделе проведем оценку эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия ЗАО «РОМАНА»
Функции по управлению маркетинга выполняет маркетинговый отдел основными задачами, которых являются:
Структура маркетингового процесса завода зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, от особенностей выпускаемой продукции, от характера и условий работы предприятия.
Рисунок 7 – Структура маркетингового процесса ЗАО «РОМАНА »
Маркетинговая деятельность ЗАО «РОМАНА» опирается на работу следующих структур (группы, секторы): заказов, изучения спроса, плановое, товарное (оперативное), договорно-претензионное, экспортное, рекламное, технического обслуживания поставляемой продукции.
В ЗАО «РОМАНА» действует довольно развитая служба, занимающаяся сбытом готовой продукции. В её состав входят отдел по продажам и отдел по логистическим цепям, которые подчиняются начальнику службы сбыта.
В распоряжении начальника отдела продаж находятся менеджер по продажам и специалисты отдела продаж. Эта группа заключает договоры на продажу своей продукции, следит за их выполнением и расчётами с потребителями продукции.
Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности