Сущность конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования работы является изучение и анализ рынков строительных материалов, как с позиции их экономического развития, так и с точки зрения товароведной характеристики ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки на примере торговой фирмы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности и роли оценки конкурентоспособности товаров;
- анализ состояния и тенденций развития промышленности строительных материалов России;
- характеристика ситуации на рынке строительных материалов Ростовской области с учётом промышленного потенциала области и покупательской способности населения;
- для более точного и углублённого исследования произвести подробную классификацию строительных материалов с делением на группы и подгруппы, и с учётом требований классификации строительных материалов в международной торговле;
- детальное рассмотрение ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки разных производителей на примере специализированного торгового предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность конкурентоспособности товаров…………………………………..4
1.1 Сущность и роль понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» товаров……………………………………………………………………………..4
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…………………...10
1.3 Принципы оценки и порядок оценки………………………………………18
2Сравнительная характеристика ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки отечественного и зарубежного производства……………………………………………………………………..26
2.1 Сравнительная характеристика ассортимента плитки керамической отечественного и зарубежного производства………………………………….26
2.2 Контроль качества керамической плитки, поступающей в продажу…….33
2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………………..38
Заключение…………………………………………………………………….....45
Список использованных источников…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Кокурентоспособность товаров (1).doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Сущность конкурентоспособности  товаров…………………………………..4

1.1 Сущность и роль  понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность»  товаров……………………………………………………………………………..4

1.2 Критерии и факторы  конкурентоспособности товаров…………………...10

1.3 Принципы оценки  и порядок оценки………………………………………18

2Сравнительная характеристика ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки отечественного и зарубежного производства……………………………………………………………………..26

2.1 Сравнительная характеристика ассортимента плитки керамической отечественного и зарубежного производства………………………………….26

2.2 Контроль качества  керамической плитки, поступающей в продажу…….33

2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………………..38

Заключение…………………………………………………………………….....45

Список использованных источников…………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Промышленность строительных материалов является одной из базовых  отраслей народного хозяйства. В  состав отрасли входит 23 подотрасли, которые объединяют в настоящее время около 10 тыс. предприятий, из них около 2 тыс. крупных и средних с общей численностью работников около 800 тыс. человек. В Российской Федерации производятся все основные СМ, изделий и конструкций. Больше стало производиться отечественной продукции, удовлетворяющей современным требованиям и соответствующей по качеству мировым аналогам.

Сегодня на промышленном и потребительском рынках строительных материалов произошли значительные изменения: изменилась номенклатура и качеств предлагаемых товаров, покупательский спрос стал более избирательным, изменилась ситуация так же на региональном потребительском рынке Ростовской области. В своей работе мы попытались отобразить все эти преобразования и дать анализ сложившейся ситуации на рынке строительных материалов, в частности рынке керамической плитки.

Целью исследования работы является изучение и анализ рынков строительных материалов, как с позиции  их экономического развития, так и  с точки зрения товароведной характеристики ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки на примере торговой фирмы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- раскрытие сущности  и роли оценки конкурентоспособности  товаров;

- анализ состояния  и тенденций развития промышленности строительных материалов России;

- характеристика ситуации  на рынке строительных материалов  Ростовской области с учётом  промышленного потенциала области  и покупательской способности  населения;

- для более точного  и углублённого исследования произвести подробную классификацию строительных материалов с делением на группы и подгруппы, и с учётом требований классификации строительных материалов в международной торговле;

- детальное рассмотрение  ассортимента, качества и конкурентоспособности  керамической плитки разных производителей на примере специализированного торгового предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность  конкурентоспособности товаров

 

1.1 Сущность  и роль понятий «конкуренция»  и «конкурентоспособность» товаров

 

Конкурентоспособность товаров и услуг — основной фактор качества жизни.

По мнению комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни, понятие «качество жизни» включает в себя следующее:

1)здоровье;

2) образование;

3) рациональное (адекватное) питание;

4) стабильную, экологически  чистую окружающую среду, включая жилище;

5) безопасность;

6)здравоохранение;

7) участие в жизни  общества, создание необходимых  услуг для его развития;

8) справедливость;

9) равенство мужчин  и женщин.

Выполнение первых семи условий непосредственно зависит  от конкурентоспособности товаров и услуг [23].

Конкуренция в переводе с латинского означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества  субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции - это товары и услуги, с помощью которых соперничающие  фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами — фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно представить в виде модели.

Действие множества  субъектов направлено исключительно  на один объект. В модели обозначены зоны, которые выполняют роль отборочных уровней.

Зону тотальной конкуренции  достигают только субъекты, товар (услуга) которых полностью удовлетворяют потребности данного сегмента рынка. Товары, не отвечающие требованиям этой группы потребителей, отсеиваются.

Отсюда можно сделать  вывод о том, что проблема конкурентоспособности  наиболее актуальна для модели совершенной  конкуренции, в которой присутствует элемент жесткой состязательности, и не актуальна для монопольного, дефицитного рынка.

Можно согласиться с  выводами, приведенными в работе, что  конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей. Ее можно представить как систему векторов, образуемых действием указанных процессов. Вектор удовлетворения потребности

(а) определяется потребительной стоимостью товара, а вектор соперничества

(b) — числом производителей товаров-аналогов (услугодателей) и характеристикой конкурентной среды. Векторы а и b дают совокупный вектор — вектор конкурентоспособности (К)

При конкурентном анализе  очень важно правильно расставить акценты на этих процессах. В маркетинге существует опасность «маркетинговой близорукости», когда предприятие чрезмерно ориентируется на конкурентов и при этом может упустить потребности потребителей, т.е. фактически пренебрегает принципом маркетинга  — фокусом на потребителя.

В соответствии с содержанием  конкурентного анализа предлагается выделять два его направления: 1) анализ положения объектов; 2) анализ преимущества объектов.

Конкурентный анализ положения объектов позволяет выявлять ближайших конкурентов — группу соперничающих объектов, имеющих сходство (по географии, сегментам, рыночным позициям и пр.).

Конкурентная оценка преимуществ — это сравнение конкурентов по принципу «лучшего-худшего» удовлетворения требований потребителя.

По нашему мнению, две  составляющие анализа реализуются  не параллельно, а последовательно  — от анализа положения к анализу  преимуществ.

Конкуренция обязывает  фирмы создавать конкурентоспособный  товар или предоставлять конкурентоспособную  услугу. Существует диалектическая связь  конкуренции и конкурентоспособности  — одно вытекает из другого.

Естественно, что категории  «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

Терминология в области  конкурентоспособности объектов не стандартизирована. Предпосылкой к  определению понятий в любой  области является систематизация. В  данном случае ее главным признаком служит объект оценки конкурентоспособности [10]:

— продукция (товар, услуга);

— организация;

— отрасль;

— страна.

В соответствии с указанными четырьмя объектами можно рассматривать  конкурентоспособность на четырех  уровнях. Справедливо обращается внимание на существование тесной внутренней и внешней зависимости между ними. Синтетическим показателем, который объединяет характеристики конкурентоспособности этих объектов и определяет положение страны на мировом рынке, является конкурентоспособность страны.

Но страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном счете зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособный товар.

Конкурентоспособность продукции — это способность  продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами.

В этом определении заложены три отличительных признака:

1) пространство — конкретный  рынок (страна, сегмент рынка);

2) период — фиксированный  отрезок времени; 

3) познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время — пространство».

Оценкой конкурентоспособности  товаров и услуг занимаются различные  субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Но, как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям.

Поэтому можно согласиться  и с таким вариантом определения: конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.

Для универсальности  приведенного определения конкурентоспособности  с позиции субъекта хозяйственной  деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя, продавца) — коммерческий успех продукции на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход (издержки). Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, т.е. при получении прибыли.

Предлагается оценивать  конкурентоспособность по финансовому  показателю «рентабельность продаж»  и маркетинговому показателю «рыночная  доля товара».

Таким образом, можно  согласиться и со следующей трактовкой термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара — это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Конкурентоспособность нами рассматривается как свойство продукции. Ее количественной характеристикой  являются различные показатели конкурентоспособности продукции. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности — это интегральный показатель качества.

Он был предложен  сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х  гг., а затем стандартизирован [14].

Интегральный показатель качества продукции (I) представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е.

I=ПэЗп+Зэ.                                                                                                   (1)

 

Например, в шинной промышленности интегральный показатель определяется как отношение показателя пробега («ходимости») к себестоимости или  цене шины.

Для стиральной машины он рассматривается как отношение количества выстиранного белья за весь срок службы к суммарным затратам, складывающимся из себестоимости и затрат на ремонт и оплату потребляемой электрической энергии.

В дальнейшем мы придадим интегральному показателю более  широкий смысл, понимая под ним относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества (U), отражающего полезность продукции, к цене потребления (СΣ), складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации:

 

I=UСΣ                                                                                                           (2)

 

Именно таким сравнением руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров-аналогов. Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров исходя из их конкурентоспособности.

«Качество»  и «конкурентоспособность», безусловно, термины не тождественные. Термин «интегральный показатель»— это «мостик» между ними.

Расширительное толкование качества принято и за рубежом. Так, в работе А.В. Гличева приводится формулировка качества, данная Дж.Харрингтоном: «качество — это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую  он себе может позволить, когда у него возникает потребность; высокое качество — превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.

Поскольку сущность понятия  ≪конкуренция≫ — это соперничество, то

возникает необходимость  в использовании относительного показателя конкурентоспособности — уровня конкурентоспособности.

Уровень конкурентоспособности продукции — это относительная количественная характеристика.

В основу определения  термина можно положить формулировку, которая была предложена А. Н. Литвиненко и А. М. Татьянченко, которые в начале 1980-х гг. провели глубокое исследование конкурентоспособности машино-технической продукции и предложили понимать под конкурентоспособностью «характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение».

Информация о работе Сущность конкурентоспособности товаров