Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций
Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.
Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.
Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151
Увеличение же распределяемого дохода осуществляется не за счет роста производительности труда, сокращения затрат на производства и роста его объемов, а за счет повышения цен на реализуемую продукцию и услуги.
Говоря об управлении персоналом, нельзя рассматривать оплату труда изолированно от остальных составляющих. Предприятие, в рамках своей кадровой стратегии, должно согласовывать структуру оплаты труда с другими факторами с тем, чтобы избежать дисфункциональных воздействий и взаимных ограничений в использовании различных механизмов.
Элементы организации оплаты труда могут использоваться менеджером в разнообразных комбинациях – в зависимости от целей, которые ставятся перед системой стимулирования или стратегического.
В контексте названных целей менеджером по персоналу должны быть установлены наиболее эффективные соотношения между постоянной и переменной частями заработной платы, между экономическим риском и величиной вознаграждения; критерии и показатели стимулирования, четкие временные горизонты.
Рассмотрение вопросов оплаты труда в рамках кадровой стратегии должно исключить завышенную оценку возможностей управления поведением персонала в этом плане. Необходимо изучать другие механизмы с точки зрения их всестороннего использования для управления людьми в организации, т.е. нельзя переоценивать роль заработной платы.
ЛЕКЦИЯ 11
Тема: Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
В российском обществе произошли за последние годы кардинальные перемены, сформировались новые социальные группы и слои, резко усилилась дифференциация общества по доходам, обострились многие социальные проблемы, которые привели к усилению социально-политической напряженности. Все это отразилось на персонале и на методах управления.
В связи с ослаблением роли государства как гаранта социальной защищенности, предприятиям и организациям необходимо самим проводить социальную политику и учитывать все социальные факторы в управлении персоналом.
Так, организация должна предоставлять определенный набор социальных услуг персоналу, работающему на нем. Эти услуги предоставляются организацией на основе закона, тарифного соглашения или добровольно.
В связи с существенным увеличением объема и сложности работы по управлению персоналом правомерно ввести такое понятие, как аудит управления персоналом. Это своеобразный инструмент управления, подобный финансовому или бухгалтерскому аудиту. Его суть сводится к диагностике причин возникающих в организации проблем в управлении персоналом, оценке их важности, возможностей решения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства организацией.
Аудит в управлении персоналом включает в себя следующие этапы.
STEP-анализ.
Данный анализ был рассмотрен в теме 1, он состоит в изучении влияния факторов бизнес-среды на управление персоналом и функционирование организации. Рассматриваемые факторы следующие: социо-культурные, технологические, экономические, политические.
Организация.
При изучении организации рассматриваются следующие аспекты:
· структура и культура организации;
· соответствие структуры организации положению предприятия на рынке и в бизнесе;
· необходимость внесения изменений в департаменты, отделы, подразделения, в их структуру в связи с трансформацией рынка;
· степень гибкости структуры;
· соответствие культуры организации и ее структуры;
· наличие проблем, связанных с размером организации, подразделений, возрастом, месторасположением подразделений; пути решения этих проблем;
· наличие менеджеров, которые успешно выполняют задания, но не справляются с управляемым подразделением. Выход из такой ситуации.
Политика в сфере управления персоналом:
· политика и стратегия организации;
· наличие общей политики в управлении персоналом в организации, степень ее разработанности, ясности для персонала, применимости и соответствия настоящей ситуации;
· выявление сфер политики, нуждающихся в пересмотре, совершенствовании;
· определение необходимости формирования новой политики, ее основных направлений.
Управление рабочей силой:
· рынок труда;
· трудовой потенциал. Изучение ситуации на рынках труда;
· планирование трудовых ресурсов. Определение основ планирования – стратегия управления персоналом, общие цели менеджмента или корпоративные планы?
· формы найма на работу, существующие в организации;
· применимость альтернативных форм набора и отбора персонала;
· система контроля над безопасностью и охраной труда;
· контроль над болезнями, прогулами, опозданиями;
· принцип равных возможностей и дискриминация;
· системы контроля и дисциплинарных взысканий.
Обучение и развитие:
· политика и стратегия обучения и развития персонала;
· соответствие персонала предъявляемым требованиям;
· формы обучения, доступные сотрудникам;
· оценка результатов обучения;
· мотивация работников к обучению, повышению квалификации, развитию способностей и навыков.
Оплата труда:
· система оплаты труда;
· степень мотивации через оплату труда работников;
· выплаты, доплаты, компенсации;
· пенсионное обеспечение, пенсионные выплаты и выплаты по болезни.
Коммуникации:
· система коммуникаций;
· эффективность систем коммуникации;
· компьютерные системы;
· достижение баланса между личным общением и дистанционным общением (через бумагу, электронные носители).
Межличностные отношения:
· морально-психологический климат в коллективе;
· конфликты и конфликтные ситуации, рекомендуемые пути их разрешения (предотвращения);
· властные структуры и их отношения с работниками.
SWOT- анализ.
Данный
анализ – это анализ
состояния и
· сильные стороны организации;
· слабые стороны организации;
· возможности для развития и улучшения положения;
· опасности.
Другое:
· административная работа;
· маркетинговый анализ.
Маркетинговый анализ может быть выполнен с помощью Матрицы Бостонской консалтинговой группы. Пример показан на рисунке.
Завершается проведение аудита составлением отчета, в котором анализируется эффективность управления персоналом, определяется ответственность каждой из групп персонала, предлагаются меры по совершенствованию.
В отчете могут быть рассмотрены различные пути совершенствования управления персоналом, включая внедрение новых технологий; сформулированы предложения, касающиеся модификации существующих процедур и методов, документации и т. д.
1. Управленческое консультирование
Для решения встающих перед предприятием проблем, связанных с необходимостью повышения экономической эффективности его деятельности, совершенствования системы управления, применяется управленческое консультирование. Управленческое консультирование получило широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Его осуществляют либо отдельные специалисты-консультанты по управлению, либо специализированные предприятия – консалтинговые фирмы, в штат которых на постоянной или временной основе входят специалисты по различным аспектам деятельности предприятий: организационным, финансовым, управленческим и т. д. Управленческое консультирование необходимо рассмотреть как с позиции особенностей управления специфической группой персонала - консультантами, так и с позиции способа совершенствования системы управления персоналом.
Различаются “внешние” консультанты, которые приглашаются заинтересованными организациями для выполнения конкретного заказа, и “внутренние”, то есть штатные работники организаций, осуществляющих управленческое консультирование по месту основной работы. В свою очередь, они делятся на тех, кто занимается общими проблемами и принципами управления, и тех, кто занимается узкими специальными проблемами.
Основные направления управленческого консультирования:
1. Услуги по вопросам организационной структуры и распределения труда в сфере управления, разработка процедур управления, совершенствование деловых совещаний, организация делопроизводства, совершенствование труда руководителей, внедрение нововведений, анализ состояния предприятия и прогноз его стратегического развития, диагностика организации и управления;
2. Услуги по совершенствованию кадровой политики. Профориентация, набор кадров, адаптация, диагностика персонала, анализ межличностных отношений, создание и развитие резерва руководителей, подбор и расстановка кадров, психодиагностика здоровья и повышения трудоспособности, повышения мотивации, оценка и аттестация персонала;
3. Услуги по совершенствованию организации труда и производства. Совершенствование системы оплаты труда и премирования, организация повышения качества продукции и расширение ее ассортимента, оперативного управления, сотрудничества между основным и обслуживающим персоналом, организация, управление производительностью труда;
4. Услуги по формированию и совершенствованию организационной культуры. Определение ценностных ориентаций, создание имиджа предприятия;
5. Услуги по профилактике, преодолению и способам урегулирования конфликтов. Выявление факторов и зон, организация переговоров, методы предупреждения;
6. Услуги по вопросам стратегии систем обработки информации.
Выбор техники, планирование и проектирование систем.
2. Службы управления персоналом
Управление персоналом находит свое конкретное выражение в деятельности соответствующих служб на предприятиях и учреждениях, которые являются необходимым элементом административного и хозяйственного управления.
За последнее время ситуация в управлении персоналом значительно усложнилась, все в большей степени заявляет о себе новая управленческая парадигма. Изменения в некоторой степени обусловлены следующим:
· приходится работать в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех ее проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы;
· условия деятельности любой организации все настойчивее диктуются рынком, а конъюнктура рынка предъявляет персоналу много новых требований, среди которых быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий трудоустройства;
· высокий динамизм коммерческой деятельности заставляет каждого работника постоянно заботиться о повышении своей квалификации, а учеба персонала в условиях рыночной экономики существенно отличается от подготовки персонала в бывших отраслевых институтах повышения квалификации;
· значительно усложнилась система мотивации и стимулирования работников, прежде всего, в связи с приемом на работу по краткосрочным контрактам, выдвижением различных предварительных условий (в том числе испытательного срока), жесткой увязкой материального поощрения с получаемой прибылью и другими факторами;
· все проблемы приходится решать на фоне политической нестабильности и масштабной безработицы, которые оказывают всевозрастающее давление на трудовые коллективы.
Можно однозначно утверждать, что без специальной службы управления персоналом администрация предприятия не справится с этими задачами.
В сложной социальной обстановке служба по персоналу призвана объединить трудящихся с администрацией предприятий и учреждений.
Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале