Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.

Содержание

Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.

Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

· мотивация труда персонала;

· участие в разработке и внедрении планов социального развития организации;

· работа по профориентации;

· формирование трудового коллектива (групповые и личностные взаимоотношения, морально-психологический климат, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);

· организация профессиональной, социально-психологической трудовой адаптации;

· организация работы по оценке персонала, формированию резерва, аттестации;

· применение практической социологии в формировании и воспитании трудового коллектива, диагностика социальной ситуации;

· разработка и применение новых методов и методик управления персоналом;

· использование компьютерной техники и технологий при обработке периодической отчетности и анализе выполнения планов по работе с персоналом;

· соблюдение и применение законов о труде, решение правовых вопросов трудовых отношений;

· управление социальными и производственными конфликтами и стрессами;

· участие в обеспечении психофизиологии, эргономики и эстетики труда;

· участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;

· организация работы с увольняющимся персоналом.

В последние  годы в экономически развитых странах  наряду с традиционным руководителем –  менеджером возникла потребность в  новом типе управляющих  –инновационном менеджере. Инновационный менеджер – не начальник  в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер. Его деятельность направлена на передачу знаний, реализацию экономических решений, формирование механизмов стимулирования и т.д. Он выступает катализатором совместной деятельности, ведет к поиску новых целей, приводит в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями. Инновационный менеджер достигает цели путем развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации, постановке высоких честолюбивых целей, более быстрому социально-техническому развитию рыночной экономики. Его тактика состоит в смене находящегося на ключевых позициях персонала, опоре на успешно действующие функциональные системы в отборе, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует переход к новому состоянию организации.

При известном упрощении  можно следующим  образом определить функции служб  по управлению персоналом:

· осуществление прогнозирования, перспективного и текущего планирования потребности в персонале, его движения, подбора и расстановки;

· осуществление систематического анализа состава персонала по профессиональному, общеобразовательному, возрастному и другим признакам;

· организация рациональной системы учета персонала и его движения внутри организации;

· осуществление процедуры подбора и расстановки персонала;

· формирование и проведение политики при найме, продвижении, перемещении, вознаграждении и прочее;

· индивидуальное изучение работников номенклатуры того руководителя, которому подчинена служба по управлению персоналом (менеджера по персоналу);

· постоянный анализ структуры и состояния персонала, невыходов на работу, аварий, текучести, жалоб и претензий;

· организация планомерной оценки (аттестации и прочее) персонала представительными комиссиями;

· разработка мероприятий по повышению квалификации персонала и их переподготовке. Подбор кандидатур для направления на учебу (внутри или вне фирмы);

· формирование кадрового резерва и работа с ним;

· контроль и координация работы с персоналом во всей организации. Проведение консультаций по работе с персоналом;

· систематический анализ структуры аппарата управления, выработка рекомендаций по улучшению организационных структур;

· составление учебно-информационных пособий по программам подготовки специалистов, справочников для служащих по организационно-должностным структурам;

· организация медицинского обслуживания, пожарной и прочей охраны служебных зданий, организация работы приемных;

· организация социального обеспечения персонала (страхований и пенсий);

· осуществление расчета и выдачи заработной платы сотрудникам и контроль за этой функцией;

· проведение конкурсов на замещение вакантных мест;

· организация процесса адаптации новых работников;

· тарификация рабочих мест;

· оценка уровня безопасности, комфортабельности и условий труда;

· выработка правил оценки результатов труда;

· определение условий социального обеспечения;

· установление компенсаций и льгот;

· контроль затрат на персонал;

· содействие улучшению психологического климата в коллективе;

· управление трудовыми отношениями;

· документирование работы с персоналом. Обработка, выдача и хранение соответствующих документов. Подготовка отчетов.

Менеджер, специализирующийся на работе с персоналом, должен обладать тремя  качествами:

· должен быть организатором коллективной трудовой деятельности людей по выполнению порученной работы путем создания необходимых для этого организационных условий;

· должен быть одновременно психологом и социологом, с тем, чтобы во взаимоотношениях с персоналом полнее учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого из них и создавать благоприятную атмосферу для достижения успеха;

· должен быть экономистом, анализирующим, прогнозирующим и учитывающим затраты и достигнутые результаты для выбора решений как текущего, так и долгосрочного характера.

5. Оценка деятельности подразделений управления персоналом

Оценка  деятельности подразделений  управления персоналом базируется на определении того, насколько их деятельность способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач.

Результаты  оценки служат итоговыми  индикаторами, фокусирующими  внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполнения работы, удовлетворенность  работников, исполнительская  дисциплина, текучесть кадров.

Количественная  оценка эффективности  деятельности служб  управления персоналом предполагает обязательное определение издержек, необходимых для  реализации кадровой политики организации. При этом следует  учитывать расходы  как на содержание персонала, так и на его пополнение и обучение.

При оценке эффективности  отдельных кадровых программ определяется воздействие данной программы на результативность деятельности работников организации в  целом (повышение  производительности труда, улучшение  качества продукции, экономия ресурсов и т.д.).

Например, эффект воздействия  программы обучения работников на повышение  производительности труда и качества продукции, согласно методике американской компании “Хониуэлл”, может быть определен  по следующей формуле,

где Е – эффект воздействия;

P –  продолжительность  воздействия программы  на производительность  труда и другие  факторы результативности;

N –  число обученных  работников;

V –  стоимостная оценка  различия в результативности  труда лучших и  средних работников, выполняющих одинаковую работу;

К –  коэффициент, характеризующий  эффект обучения работников (рост результативности, выраженный в долях);

Z –  затраты на обучение  одного работника.

Эффективность работы подразделений  управления персоналом при анкетировании  работников может быть оценена на основании следующих субъективных критериев:

· степень сотрудничества различных подразделений и служб организации со службой управления персоналом;

· мнение линейных руководителей об эффективности службы управления персоналом;

· готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при решении кадровых проблем;

· доверительность взаимоотношений с работниками;

· быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, адресуемых службе управления персоналом, и услуг, оказываемых данной службой другим подразделениям;

· оценка качества информации и советов, выдаваемых службой высшему руководству.

Оценка  деятельности службы по работе с персоналом будет неполной без  оценки качества работы сотрудников данных служб по следующим показателям:

· выполнение обязательств по подбору предусмотренного штатным расписанием организации количества работников;

· выполнение обязательств по обеспечению организации руководителями, специалистами и рабочими требуемых профессий, специальностей, квалификации;

· количество случаев нарушений установленного порядка оформления кадровой документации (контрактов, пенсионных дел, трудовых книжек, отчетов и т.д.);

· степень обеспеченности полноценного резерва на выдвижение на должности руководителей и специалистов;

· своевременность и качество оформления установленной отчетности;

· количество случаев нарушения трудовой дисциплины сотрудниками службы управления персоналом, в том числе, невыполнения возложенных на них обязанностей, неправомерного использования прав;

· количество случаев нарушения графика проверки и анализа соблюдения работниками трудовой дисциплины;

· степень реализации программы формирования потребности организации в специалистах с учетом перспектив ее деятельности, программы обучения и повышения квалификации работников организации.

Оценка  деятельности менеджера  по персоналу позволяет  совершенствовать трудовые отношения в коллективе и улучшать управление персоналом организации.

6. Оценка эффективности работы персонала

Эффективность работы персонала правомерно рассматривать как часть общей эффективности общественного производства.

В настоящее  время нет единого  подхода к проблеме измерения  эффективности работы персонала. Сложность заключается в том, что процесс трудовой деятельности персонала тесно связан с производственным процессом и его конечными результатами, социальной деятельностью общества, экономическим развитием и т.д.

Анализ  научных концепций  позволяет выделить три методических подхода к оценке эффективности управления.

Сторонники первого подхода считают, что персонал предприятия является совокупным общественным работником, непосредственно воздействующим на производство, поэтому конечные результаты производства должны служить критериальными показателями эффективности персонала. В качестве таких показателей принимаются численные значения конечных результатов работы:

·  прибыль предприятия;

·  себестоимость;

·  уровень рентабельности (отношение прибыли к себестоимости);

·  объем товарной продукции;

·  выручка;

·  доход предприятия;

·  качество продукции;

·  дивиденды на 1 акцию;

·  коэффициент экономической эффективности;

·  срок окупаемости капитальных затрат.

Перечисленные показатели могут  служить основой  оценки эффективности  работы персонала, но на них оказывают  влияние и другие факторы производства:

·  средства труда;

·  предметы труда;

·  технология производства.

Поэтому появляется необходимость  оценки воздействия  трудовой деятельности персонала на конечные результаты.

Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале