Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 04:52, шпаргалка
Маркетинг – это система организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, социально-ориентированная на конечного потребителя товаров и услуг. Он определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров от производителя к потребителю. В современных условиях маркетинг выступает как наука, занимающаяся прогнозированием спроса на товары и услуги и его удовлетворением более эффективными способами, нежели у конкурентов.
Маркетинг – это система
организации производственно-
Задача маркетинга – не только увеличивать спрос, но и попытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Суть рыночной экономики – производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.
Рыночный способ основан
на системе экономических стимулов
и санкций, которые исходят от
самого потребителя. Именно потребитель
«голосует» своим рублем «за» или
«против» данного товара, тем самым
признавая или отрицая
Исходными идеями маркетинга
являются такие понятия, как нужда,
потребность, спрос. Нужда – чувство
нехватки чего-либо, ощущаемое человеком.
Она бывает физиологической (пища, одежда,
тепло), социальной (духовная близость,
самовыражение). Потребность – нужда,
скорректированная с учетом культурного
уровня, личности индивида. Потребности
людей практически
Спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Спрос является эластичным, если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение спроса и, наоборот, неэластичным, когда значительное изменение цены незначительно изменяет спрос.
Согласно Э. Долану, на уровень спроса оказывают воздействие: 1) изменение цены другого подобного товара; 2) изменение доходов потребителей; 3) изменение ожиданий (когда потребитель предполагает повышение цен на товар); 4) изменение вкусов (снижение объемов продуктов, содержащих холестерин). Аналогично на уровень предложения влияют: 1) изменение технологии (стремление к широкомасштабности производства); 2) изменение цен на ресурсы; 3) изменение цен на другие товары; 4) изменение ожиданий (корректировка, ассортимента).
Величина коэффициента использования рынка, выбранного тем или иным предприятием, представляет собой результат труда всех функциональных служб предприятия, поскольку, имеется прямая связь между этим трудом, свойствами продукта и его ценой - основными
внутренними факторами продаж. Сюда можно включить работу производственного сектора, взаимодействие служб связи со смежниками, финансовой службы, службы персонала и т. д.
Каждое предприятие
обладает определенными ресурсами
- финансовыми,
Предприятиям, применяющим концепцию маркетинга, следует исходить из следующего:
1) Меры, которые
предприятие принимает ради
наилучшего использования существующего
рыночного потенциала, должны быть
двоякого характера. С одной
стороны, предприятие
должно предложить
потребителям продукты, удовлетворяющие
их потребностям и желаниям
и по цене, которую они
хотят и могут за эти
продукты заплатить. С другой
стороны, оно должно предпринимать
продуманные акции
2) Финансовый эффект должен быть основным критерием принятия хозяйственных решений. Объем продаж, обеспеченный правильной ориентацией на удовлетворение потребностей потребителя, и все остальные меры по наибольшему использованию рыночного потенциала - не самоцель. Не важен и объем производства, как таковой. Важен финансовый эффект. Конечная цель маркетинга состоит в осуществлении удовлетворительного финансового эффекта, делающим возможным аккумуляцию средств, дающую возможность предприятию жить и развиваться. Отсюда увеличение объема производства и объема продаж имеет смысл постольку, поскольку просматривается удовлетворительный финансовый результат хозяйствования.
Общая цель службы маркетинга
состоит в оптимизации
- сегментация рынка;
- сбор информации о рынке, структуре, динамике его изменений;
- прогнозирование состояния рынка, динамики его изменений;
- анализ конкурентной
ситуации и выработка
- организация подготовки
и рассылки потенциальным
- участие в работах
по организации
- разработка долгосрочных,
среднесрочных и текущих
- формирование спроса и стимулирование сбыта товаров (ФОССТИС).
Исходя из задач, функциями предприятий, работающих на принципах маркетинга являются:
- сбор, изучение, оценка, анализ и обобщение отечественных и зарубежных материалов о состоянии рынков сбыта;
- сбор и анализ деятельности конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию;
- анализ контингента и
групп потребителей данного
- подготовка и проведение
опросов, экспертных оценок, требований
потребителей в отношении
- выявление и учет
- организация подготовки рекламных проспектов, буклетов, информационных листков и других рекламных материалов;
- отбор и подготовка
образцов продукции
- изучение и использование передового отечественного и зарубежного опыта в области анализа рыночной ситуации, маркетинга, рекламы, работы с потребителями.
Приведенный перечень функций
служб маркетинга может изменяться,
дополняться в соответствии с
преобладанием определенного
Для предприятий, занимающихся оптовой и мелкооптовой сбытовой деятельностью, оптимальным вариантом является создание службы маркетинга по функциям. При этом штат сотрудников службы маркетинга может достигать 20-25 человек. Возглавляет отдел маркетинга маркетинг-директор, в подчинении которого находятся маркетологи отделов (секторов) ФОССТИС, отдела маркетинговых исследований и, при необходимости, отделов сервисного обслуживания и внешнеэкономической деятельности.
Вид маркетинга определяется состоянием спроса. С этой точки зрения выделяют следующие виды спроса: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, падающий спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос, чрезмерный спрос, нерациональный спрос.
Отрицательный спрос характеризует состояние рынка, когда значительная его часть не принимает продукт и может даже заплатить определенную цену за отказ от его использования.
При отсутствии спроса используют стимулирующий маркетинг. Стимулирующий маркетинг - вид маркетинга, задачей которого является в условиях отсутствия спроса отыскание способов увязки присущих продукту выгод с потребностями и интересами потенциальных потребителей, чтобы изменить их безразличное отношение к продукту. Стимулирующий маркетинг направлен на преодоление возможных причин такой ситуации: полное незнание потребителями возможностей продукта, устранение препятствий к его распространению и т. п. Основные инструменты стимулирующего маркетинга - резкое снижение цен, усиление рекламы, других методов продвижения продукта.
Скрытый спрос характеризует состояние рынка, когда многие потребители не удовлетворены существующими продуктами. Например, скрытый спрос на безвредные сигареты, на более экономичные автомобили. В данном случае необходимо измерить величину потенциального спроса и разработать новый продукт, его удовлетворяющий. При скрытом, потенциальном спросе используется развивающий маркетинг. Развивающий маркетинг - это вид маркетинга, который используется в условиях скрытого, потенциального спроса и задачей которого является оценка размера потенциального рынка и разработка эффективных продуктов, способных превратить спрос в реальный. Инструментами развивающего маркетинга являются разработка продуктов, отвечающих возникшим новым потребностям, переход на новый качественный уровень их удовлетворения, использование рекламы, создание специфического, ориентированного на конкретные потребительские группы имиджа продукта.
Нерегулярный спрос
При полноценном спросе,
т. е. когда организация
При чрезмерном спросе, т. е.
спросе, величина которого превышает
возможности и желание
Нерациональный или
Макросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями.