Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 00:29, курсовая работа
Актуальность исследования, которое станет проводиться в дипломной работе, очевидна: российские общественно-политические эксперты и специалисты занялись проблемами «public relations» технологий лишь только с 1991 года, после появления возможности альтернативных выборов. Серьезные и отчетливо сформированные школы «public relations» в РФ еще лишь начали организовываться, но уже достаточно долго по времени изучается и разрабатывается целая система важных проблем общественно-политической науки в поле деятельности «public relations». Глубокое исследование проблем самодостаточности
На установление электорального решения основной массой россиян неизмеримо наибольшее воздействие оказывают собственные качества общественно-политических деятелей, нежели знакомство с их общественно-политическими программами. Определение позитивного образа общественно-политического лидера заслуживает интереса и изучения, так как это имеет возможность внести значимый взнос в процесс конструирования стиля общественно-политического деятеля, в исследование стратегий и тактик общественно-политических кампаний, а еще разъяснить причины прихода к власти конкретных общественно-политических сил и лиц.
Понятно, что прототип общественно-политического лидера складывается из набора черт, описывающих, по воззрению масс, образцового общественно-политического деятеля. Источником формирования прототипов считается деятельность более заметных общественно-политических деятелей прошлого и реального, а еще общественные и финансовые ценности сообщества, традиции общественно-политической культуры, средства глобальной информации.
При исследовании положительных прототипов общественно-политического лидера, имеющихся у российских избирателей, исследовательским центром "Никколо М" было выявлено, что в прототипе презентованы 3 нюанса: портретный, отражающий воспринятие личности, характера и действия политического деятеля; профессиональный; общественный.
Внедрение сложного подхода в общественно-политическом мифотворчестве. За длительное время преобладания тоталитарного режима наш народ привык к управлению "твёрдой руки" - это одна из его основных особенностей. Потому в момент правления Б. Ельцина русскому народу не хватало спасителя-героя, способного позаботиться и защитить.
В российском глобальном сознании образ героя нередко соединяется с образом царя. Как замечает А. Мигранян, «общественно-политическая система РФ обычно тяготела к отличному лидеру и имела необходимость в нем. Правитель символизировал целостность нации. Дистанция между простым народом и царем делали его характер и занимаемое место в общественно-политической системе полубожественным»
С приходом к власти В. Путина данные черты лица менталитета народа, глобальные ожидания сохранились неизменными, надобность в сильном правителе по-прежнему была важной. Более соответственным в тот момент для общественно-политического лидера считался миф о герое-победителе. Так как герой возникает в переломной ситуации для дозволения неразрешимых противоречий, у него нет реального прошлого, его предшествующая жизнедеятельность покрыта мраком тайны, пространство личной истории занимает ее мифический вариант. Потому образ В. Путина и основной массы общественно-политических лидеров тех лет строился на базе мифа о герое. Актуализирование мифа о герое была определена неустойчивой обстановкой в РФ. Проведенные исследования позволяют утверждать, что мифы о герое считались основными в формировании имиджа кандидатов в российских селективных кампаниях тех лет. Анализ биографий продемонстрировал, что структура мифа о герое практически полностью воспроизводилась в биографиях кандидатов. А существовавшая власть преподносилась имиджмейкерами с точки зрения мифа об антигерое (то есть общественно-политические лидеры, оказавшиеся у власти, имели негативный имидж среди избирателей) как антагонистичность мифу о герое.
В данный момент при теории общественно-политического имиджа в связи с наметившейся условной стабильностью в жизни сообщества и вырабатыванием общественно-политического консалтинга имиджмейкеры пришли к решению, что имидж должен выстраиваться на базе не 1-го, а некоторых образов-мифов. Так, даже обычный политик имеет возможность быть одновременно, к примеру, мужчиной, руководителем, специалистом, другом, отцом и так далее. Потому общественно-политический лидер должен играть несколько ролей и соответственно народ должен знать о его позитивном разностороннем характере: сегодня он "герой", на следующий день "отец", послезавтра "отец нации" и так далее, за счет этого его образ в любой ситуации станет важным, он не станет казаться одинаковым и скучным.
Однако наиболее последним нововведением в области мифотворчества считается миф, который спроектировали специалисты ЦП К "Никколо-М" - это миф о дочке.
По словам политтехнологов "Никколо-М", в наиблежайшее время наше народонаселение подготовится к тому, чтобы женщины принимали участие в управлении государством и занимали высокие должности (губернатор и т. д.). Вот тогда и будет использоваться этот миф. Образ формируется на базе дочерних обязанностей: жители ареала - это родители женщины-кандидата, которых нужно почитать, а еще заботиться о них, помогать им. Основной упор станет делаться именно на стареющий электорат, на те ареалы, где доминируют люди в возрасте от 50 лет и старше.
Однако в последнее время отмечается модифицирование акцентов в преподнесении стиля политического деятеля. В РФ богатых не любили и осуждали и ранее, не любят и в данный момент, так как почти все люди в нашей стране живут за чертой бедности. Однако во времена Б. Ельцина данный фактор никак не предусматривался при теории общественно-политического стиля в связи с неимением опыта в общественно-политическом имиджмейкинге.
Напротив, в 90-е годы имиджмейкеры пытались рисовать лидеров в прекрасных дорогих интерьерах, поддерживая тем самым их респектабельность и необыкновенность. Телепередачи, приуроченные к личной жизни политических деятелей, снимались в их дорогих квартирах либо домах, "кричащих" о высоком достатке собственных хозяев. Успеха это, как правило никак не давало, тем более в «голодные» 90-е года.
Сейчас в имидже общественно-политических лидеров предусматриваются настроения избирателей, их потребности. Стиль меньше нацелен на материальный доход политических деятелей. Лидеров часто позиционируют как политических деятелей, которые в прошлом принадлежали к людям с невысоким социальным статусом и достигнули всего собственным тяжелым трудом. В последнее время в предвыборной агитации в том числе и при съемках видеороликов, сюжетов не употребляются дорогие экстерьеры, машины. Напротив - политтехнологи стараются приблизить собственных клиентов к народу, демонстрируя поездки кандидатов по регионам, своеобразно преподнося их биографии и так далее.
Повышение значения внешней привлекательности лидеров. В государствах с развитой демократией люди голосуют (часто, однако не постоянно), исходя из собственных социальных интересов. Состоятельные - за понижение налогов, бедные - за повышение пособий. В РФ, по словам начальника аналитического отделения ВЦИОМа Л. Бызова, устойчивая социальная структура сообщества еще никак не сформировалась, следовательно, огромную часть собственных интересов люди не понимают и чаще всего выбирают того политического деятеля, который им нравится чисто внешне. Именно потому в последние несколько лет общественно-политические имиджмейкеры большое значение придают внешнему варианту политиков (их одежде, физиологической форме и так далее).
В 2005 году были изданы 2 указа президента Российской Федерации о внесении изменений в порядок рассмотрения кандидатур на должность губернатора, абсолютно поменявшие способы формирования их стиля. Теперь губернаторов устанавливает президент и необходимости в привлекательном для электората стиле у них нет, как в принципе и в самом стиле.
Потому образы современных губернаторов стали одинаковыми, излишне служебными и в том числе и серыми: в одежде они отдают предпочтение серо-сине-черной политре костюмов, светлым рубашкам и неярким галстукам, никак не приемлют модных тенденций, к примеру полосатых галстуков, хотя это и актуально.
В настоящий момент основным средством борьбы кандидатов в губернаторы за пост выступает лоббизм. Специалисты в данной области продвигают претендентов с помощью собственных связей с госструктурами.
Рост профессионализма общественно-политических имиджмейкеров. Начиная с 2005 г. в РФ стала выслеживаться тенденция подъема профессионализма общественно-политических имиджмейкеров. Ныне построением стиля политических деятелей занимаются высокопрофессиональные эксперты, владеющие огромным опытом и связями, выжившие в условиях жесткой конкурентной борьбе.
Это обуславливается тем, что общественно-политический имиджмейкинг и консультирование претерпел сегодня некое уменьшение. Основная фактор - в уменьшении числа выборных постов в государстве, а еще централизация власти, при которой в огромной степени необходимы не "связи с общественностью", а "связи с верхами" (так именуемый GR). Административный источник в сложившейся ситуации сыграл главную значимость. Все это содействовало уходу с рынка линии средних агентств, занимавшихся формированием общественно-политического стиля, часто малоэффективно и недобросовестно исполнявших свою работу. В критериях конкурентной борьбы уцелели только большие группы фирм (холдинги, консорциумы, центры общественно-политического консультирования), которые имеют неизменный поток заявок и налаженные связи в "верхах" .
На базе проведённого, автор работы сделал последующий вывод: на практике недочет правового регулирования имеет возможность проявиться не только в облике проблем для вырабатывания стиля общественно-политического лидера, однако и для сообщества в целом. В особенности это касается применения «грязных» PR технологий, которые имеют все шансы оказывать манипулятивное действие на общество, обращая «чёрное» в «белое», а «белое» делая «темным». О том, каким образом можно попытаться исправить обстановку, речь пойдёт в третьей главе нашего исследования, где основным инструментом PR деятельности выступает блог.
Вполне естественно, что наряду с законными избирательными технологиями существуют и не законные – «грязные» избирательные технологии. Суть их проста: для достижения результата хороши любые средства. Не важно приличны ли они или нет - лишь бы эти средства оказались эффективными, и за руку никто не хватал. Соответственно, «грязные» технологии условно можно подразделить на такие, которые пренебрегают законом, и такие, которые пренебрегают приличиями. Были случаи в российской избирательной практике, когда людей заставляли голосовать за того или иного кандидата под угрозой увольнения с работы – это пример пренебрежения законом. А столь широко используемое клонирование кандидатов – это пример пренебрежения нормами приличия.
Другой вариант классификации «грязных» технологий – по их источнику. В одном случае их инициатором может быть независимый кандидат (точнее его технологи), в другом – кандидат от власти, использующий возможности власти и свои полномочия. И в третьем случае – сами организаторы выборов, осуществляющие какие-либо манипуляции с процедурой выборов по указке всё той же власти. Впрочем, третий вариант стоит отнести скорее к разделу фальсификационных, нежели предвыборных технологий.16
Более изощренной версией можно считать выдвижение напарника. Различие от ранее изложенной технологии заключается в том, что второй кандидат также является серьёзной политической фигурой, и его претензии на пост воспринимаются как вполне реальные. Суть состоит в том, что кандидат и напарник захватывают все электоральное поле: кампания сводится к борьбе именно этих двух политиков. При этом борьба между ними ведется в рамках заранее зафиксированных правил. Даже критика и контрпропаганда включают в себя элементы агитации за вроде бы конкурента. Например, второй кандидат говорит про первого, что у того нет никаких организационных способностей, но при этом заявляет, что никаких претензий к честности кандидата нет, что он приличный интеллигентный человек, но, мол, чуть-чуть не на своем месте. Другими словами, основные конкуренты дозируют компромат, чтобы не особенно подрывать позиции друг друга, а избирателю кажется, что на самом деле идет реальная политическая борьба. Таким образом, электорату остается наблюдать за этой псевдобаталией, а прочие претенденты остаются вне внимания массового избирателя.
Более изощренной версией можно считать выдвижение напарника. Различие от ранее изложенной технологии заключается в том, что второй кандидат также является серьёзной политической фигурой, и его претензии на пост воспринимаются как вполне реальные. Суть состоит в том, что кандидат и напарник захватывают все электоральное поле: кампания сводится к борьбе именно этих двух политиков. При этом борьба между ними ведется в рамках заранее зафиксированных правил. Даже критика и контрпропаганда включают в себя элементы агитации за вроде бы конкурента. Например, второй кандидат говорит про первого, что у того нет никаких организационных способностей, но при этом заявляет, что никаких претензий к честности кандидата нет, что он приличный интеллигентный человек, но, мол, чуть-чуть не на своем месте. Другими словами, основные конкуренты дозируют компромат, чтобы не особенно подрывать позиции друг друга, а избирателю кажется, что на самом деле идет реальная политическая борьба. Таким образом, электорату остается наблюдать за этой псевдобаталией, а прочие претенденты остаются вне внимания массового избирателя. Этот вариант «клонирования» с успехом был реализован в конце 2000 года на избирательной кампании действующего губернатора одной из областей, политические позиции которого в местной элите были достаточно слабы. Кстати, оба основных претендента были в прошлом членами одной партии, долгие годы работали вместе, поддерживая друг друга.17
Более интересен вариант предвыборной коалиции, особенно когда он задействован непосредственно перед самими выборами. Суть в его том, что в отличие от варианта дублера наряду с основным кандидатом один из фаворитов договаривается с рядом политических лидеров, каждый из которых имеет реальный политический потенциал и электорат. Свою кампанию каждый из членов этой неформальной коалиции ведет самостоятельно. Однако приблизительно за две недели до выборов члены коалиции публично снимают свои кандидатуры и призывают своих сторонников поддержать одного оставшегося кандидата. Это является и мощным информационным поводом, и сильным средством привлечения сторонников. В действительности этот вариант также не сработал: кандидат не сумел набрать необходимый рейтинг у него он оставался, несмотря на активные действия команды в пределах 10% и прочие члены коалиции сочли выполнение договоренностей необязательным: было ясно, что победы не будет и использовать свой потенциал для заведомо проигрывающего было бессмысленно. В итоге голоса распределились между основными конкурентами действующего губернатора, который и одержал уверенную победу. Тем не менее, подобный вариант является вполне возможным, хотя и требует серьезных ресурсов: основному Кандидату необходимо помогать прочим членам коалиции не только зарегистрироваться, но и вести кампанию относительно активно.