Дляведущих,которыеспециализируютсянанегативной,заказнойинформациипоповодукакого-либополитика,бизнесмена,критикипридумалинеофициальноепрозвище
«телекиллер».
Анонимныйавторитет,излюбленныйприемвведениявзаблуждение,активноиспользуемыйвсемиСМИ.Онотноситсяктакназываемой
«серой» пропаганде.Давнодоказано,чтооднимизсамыхэффективныхметодоввлиянияявляетсяобращениекавторитету.Авторитет,ккоторомуобращаются,можетбытьрелигиозным,этоможетбытьвесомаяполитическаяфигура,деятельнаукиилидругойпрофессии.Имяавторитетанесообщается.Приэтомможетосуществлятьсяцитированиедокументов,оценокэкспертов,свидетельскихотчетовидругихматериалов,которыенеобходимыдлябольшейубедительности.Примеры:
«Ученыенаоснованиимноголетнихисследованийустановили...»,
«Докторарекомендуют...», «Источникизближайшегопрезидентскогоокружения,которыйпожелалостатьсянеизвестным,сообщает...».Какиеученые?Какиедоктора?Какойисточник?Сообщаемаятакимобразоминформациявбольшинствеслучаевявляетсяложью.
Ссылкинанесуществующийавторитетпридаютейсолидностьивесвглазахобывателей.Приэтомисточникнеидентифицированиникакойответственностизаложноесообщениежурналистыненесут.
«Будничный» или «обыденный»
рассказиспользуется,например,дляадаптациичеловекакинформацииявнонегативного,вызывающегоотрицание,содержания.Вспециальнойлитературеэтотметодописываетсяспокойноипо-деловому.Так,еслинужноприручитьлюдейкнасилию,крови,убийствам,злодеяниямвсякогорода,тоблагообразныйтелеведущийсоспокойнымлицомировнымголосом,какбыпоходя,сообщаетВамежедневноосамыхтяжкихзлодеяниях.Черезнескольконедельтакойобработкинаселениеперестаетреагироватьнасамыечудовищныепреступленияимассовыеубийства,творящиесявобществе.(Наступаетпсихологическийэффектпривыкания).Данныйприемприменялся,вчастности,вовремягосударственногопереворотавЧили(1973),когдабылонеобходимовызватьиндифферентностьнаселениякдействиямпиночетовскихспецслужб.Напостсоветскихпросторахегоактивноприменяютприосвещениимассовыхакцийпротеста,действийполитическойоппозиции,забастовокит.д.
ТакойприемпозволяетСМИсохранитьиллюзиюобъективногоосвещениясобытий,но,втожевремя,девальвируетзначимостьпроизошедшего,создаетумассовойаудиториипредставлениеоданномсобытиикакочем-томалозначительном,нестоящимособоговниманияи,темболее,общественнойоценки.
Метод «забалтывания» используется,когданеобходимоснизитьактуальностьиливызватьнегативнуюреакциюккакому-либоявлению.Используяего,можноуспешноборотьсяспротивником,непрерывновосхваляяегокместуинеуместноговоряоегонеобыкновенныхспособностях,постояннодержанаслухуегоимя,явнопреувеличиваяегоспособности.Оченьбыстроэтовсемнадоедаетиодноимяэтогочеловекавызываетраздражение.Авторовтакогомероприятияоченьтрудноуличитьвнамереннойдискредитации,таккакформальноониприлагаютвсеусилиядлявосхваления.
Вовремявыборовданныйприемактивноприменяетсявформе
«информационноговзрыва» илимассированного
«сливакомпромата».Цель – вызватьусталостьиголовнуюбольулюдей,отбитьуизбирателейжеланиеинтересоватьсятем,чтозадушойутогоилииногокандидата.
Ещеметод «забалтывания» нередкоприменяетсядлясозданият.н.
«информационногошума»,когдазапотокомвторостепенныхсообщенийнужноскрытькакое-товажноесобытиеилиглавнуюпроблему.
[8]
Обратнаясвязь.Люди,выступающиевкаком-либодействевкачествеучастников,вбольшейстепенименяютсвоивзглядывпользумнения,рекомендуемогоеесценарием,чемпассивныенаблюдателипроисходящихсобытий.Этоустановилимногочисленныепсихологическиеэксперименты.Иллюзияучастиявдискуссиипокакой-либоактуальнойпроблемеприводиткбольшемуизменениюмненийиустановок,нежелипростоепассивноевосприятиеинформации.Длятого,чтобыуаудиторииневозникалоощущенияодностороннеговоздействияикомплекса
«безучастностиадресата»,современнымиСМИширокопрактикуютсяспособы,такназываемой,
«обратнойсвязи» вразличныхформах:звонкивстудиювовремяпрямогоэфира,выборпотелефонувариантаответанапоставленныйвопросидр.Подобный
«макияж» призвансоздатьумассовойаудиториииллюзиюучастиявинформационномпроцессе.Псевдосоциологическиеопросы(когдавовремяэфиразрителипотелефонуголосуютзатотилиинойответ)чащевсегоявляютсялишьспособомформированияобщественногомнения,анеегореальнымотражением,тоестьразновидностьюобычнойпропагандистскойманипуляции.Вопросыформулируютсятакимобразом,чтобысоздатьуаудитории
«правильный» взгляднатуилиинуюпроблему.Онинаправляютходнашихразмышленийвконкретномнаправлении.
Отвлечениевнимания.Дляпропаганды,какилюбогодругоговидаманипуляции,важнойзадачейявляетсяподавлениепсихологическогосопротивлениячеловекавнушению.Поэтому,помнениюбольшинстваспециалистов,любаяпропагандадолжнабытькомбинациейразвлекательного,информационногоиубеждающегокомпонентов.Подразвлечениемпонимаетсялюбоесредство,котороевозбуждаетинтересксообщениюивтожевремямаскируетегоистинныйсмысл,блокируеткритичностьвосприятия.
[11]
В1960-егодыбылообнаружено,чтосообщения,направленныепротивкакого-либомненияилиустановки,оказываютсяболееэффективными,есливмоментихпередачиотвлечьвниманиеполучателяотсодержаниясообщения(например,проигрываяпопулярнуюмузыкальнуюмелодию).Вэтомслучаезатрудняетсяосмыслениеинформацииполучателемивыработкаимконтрдоводов
– основасопротивлениявнушению.Исследования60-хгодовповысилиэффективностьманипуляциивпрессеинателевидении.Газетысталиприменять
«калейдоскопическое» расположениематериала,разбавлениеважныхсообщенийсплетнями,противоречивымислухами,сенсациями,красочнымифотографиямиирекламой.Телевидениесталопоновомукомпоноватьвидеоряд,точноподбираяотвлекающиевниманиеобразы.Сегодняпрактическивсеновостныетелепередачипредставляютсобойкалейдоскопическийнаборпривлекательныхвизуальныхобразовиинформационныхсообщенийоникакнесвязанныхмеждусобойсобытиях.Вэтоместьсвоялогика.Так,И.Калинаускассчитает,чтокогдаразнообразнойинформациислишкоммного,человекоказываетсяневсостоянииееосмысленнообработать.Поэтомуприходитсявписыватьеесебевсознаниекакединоецелое,т.е.восприниматьеенекритично.
Созданиеугрозы.Ещеодинприем
«стратегического» характера,воздействующийнаэмоциимассовойаудитории.Егоглавнаязадача
– любымспособомзаставитьнасбояться.Деморализованныеизапуганныелюдиделаютилихотябыодобряютдействия,которыеэтимлюдямвовсеневыгодны.Чащевсеготехнологияследующая.Иллюзорнаяилиреальносуществующаяопасностькакого-либоявления(например,терроризма)многократноусиливаетсяидоводитсядоабсурда.СМИустраиваютистериюпоповодуочередной
«глобальнойугрозы»,вызываяулюдеймассовыйстрахсцельюсозданияблагоприятнойобстановкидляманипуляциимассовымсознанием
– преждевсего,вполитическихцелях.Приемсозданияугрозыширокоиспользуетсяикоммерческойрекламой.Сегодняшняярекламаоченьуспешноэксплуатируетнашистрахиипсихологическиекомплексы,которыесамажеисоздает.
Ядовитый сэндвич. Этот пропагандистский
прием активно использует возможности
психологического влияния за счет структуризации
текста. Всегда предпочтительнее не лгать,
а добиться, чтобы человек не заметил
«ненужной» правды. [5]
Коммуникатордаетпозитивноесообщениемеждунегативнымпредисловиеминегативнымзаключением.Приналичииопределенныхспособностейиопытакоммуникатора,положительноесообщениекакбыисчезаетотвниманияаудитории.
Оченьхорошийприем,активноиспользуемыйтемиСМИ,которыепретендуютна
«объективноеосвещениесобытий» истремятсясоздатьсебеимиджвстиле
«толькофакты,ничегокромефактов».Притакомструктурированиисобытийобъективностьформальнособлюдена,ноэффект
«ненужных» сообщенийдевальвирован.
МногиеспециалистыпоСМИ,втомчислеизападные(Ж.Эллюль,Э.Пратканис,Г.Лаассуэл,М.Пикеринг,Ф.Вебстеридр.),отмечаютнеобходимостьпропагандывлюбомобществе.КаквполнерезоннозамечаетамериканскийисследовательДж.Мэррилл,вседеловтрактовкетермина:
«Еслимыопределимэтопонятиекакбеспардонноеширокомасштабноераспространениелжиизаведомойдезинформации,тогда,вероятнеевсего,СМИнеучаствуютвэтомпроцессе.Ноеслимызаймемболеереалистичнуюпозициюибудемрассматриватьпропагандукакнамеренноепродвижениеопределенныхидейидействий,тотогдаполучится,чтопрессаполнапропагандистскихматериалов.
XXстолетиекоммуникавистыназывают
«векомпропаганды».Именновэтовремямассыполучаютвозможностьсерьезноговлияниянаполитическийпроцесс,аэлитывступаютвборьбузаконтрольнадихсознаниемиповедением.Крометого,появлениеновыхсредствмассовойинформациипредоставляетимнеобходимыедляэтоговозможности.Врежимахдиктаторскоготипаконтрольосуществляетсяпостоянно,путеминтенсивнойиоткрытойпропаганды,вдемократических–борьбазамассыобостряетсяпреимущественнопередвыборами,когдаразличныеполитическиесилыпытаютсянавязатьизбирателямсвоегокандидатаисвоютрактовкусобытий.Такимобразом,несмотрянареальноесуществованиепропагандывлюбомобществе,следуетразделятьпоменьшеймередвееемодели:плюралистическойпропаганды(демократическиеобщества)имонопропаганды(системыдиктаторскоготипа).
Междунимиестьсущественныеразличия,обусловленныеспособностямирежимов,врамкахкоторыхониформируютсяиработают.Всистемахдиктаторскоготипарольглавногопропагандиставыполняетгосударство.Гражданскоеобществоподавлено,интересыижеланиячастногочеловекаврасчетнеберутся.Пропагандаформируетунифицированноесознание,основанноенапринятойвэтомобществеидеологии.Коммуникациявлиянияисиловоерегулированиесостороныгосударства–дваосновныхинструментаподдержаниявнемлегитимностивласти.Напротив,придемократиигражданскоеобществодостаточноавтономнопоотношениюкгосударству,поэтомусуществованиепропагандыстарательноскрывается.Чащевсегоисамопонятие
«пропаганда» употребляетсявнегативномсмысле.Предположениеовнушениипротиворечитсамойидеесвободывыбора,неприкосновенностичастнойжизнииправунаполучениеинформации.Крометогодемократическийрежимотчастиболееустойчивименеенуждаетсявмассированнойпропаганде.Видеалемногопартийнаяполитическаясистемаисвободныевыборыобеспечиваютемусистемусдержекипротивовесов:любоенедовольствогражданстраныбудетнаправленоскореепротивправящейпартии,анесуществующегостроявцелом.
2.3CредcтвамаccoвoйинфoрмацииРеcпубликиКазаxcтанииxрoльвфoрмирoванииoбщеcтвеннoгocoзнания
Основной закон духовного развития
человечества состоит в смене субъективного
отношения человека к окружающему миру
на объективное, что возможно только при
овладении информацией определенного
уровня. Массово-коммуникационная деятельность
современного человека, связанная с потреблением,
использованием и производством массовой
информации, при тотальной распространенности
и доступности информация становится
необходимым условием и средством осуществления
практически любой социальной деятельности:
общественно-политической, познавательной,
трудовой и пр.
Однако это происходит
лишь тогда, когда содержание и форма
массовой информации изменяется в соответствии
с информационными интересами и
потребностями людей. Удовлетворение
информационных потребностей аудитории
необходимо включать в число целей коммуникатора
как цель-средство для достижения других,
управленческих задач массового воздействия.
Информационные потребности
следует рассматривать как потребности
в сообщениях определенного содержания
и формы, которые нужны людям
для ориентации в окружающей действительности,
уточнения сложившейся у них
картины мира, для выбора линии
поведения и решения проблемных
ситуаций, для достижения внутреннего
равновесия и согласованности с
социальной средой. Без удовлетворения
этих потребностей невозможна целенаправленная
разумная деятельность человека. Поэтому
степень развития информационных потребностей
и их удовлетворения тесно связаны с социальной
активностью человека. Далеко не все информационные
потребности осознаны самим субъектом
и выражены в его тематических интересах
и коммуникационном поведении; часть из
них остается неосознанной и потому нереализованной
из-за отсутствия необходимых сведений,
недостаточности источников информации,
неразвитости коммуникативных навыков
и т.д.Природа и содержание информационных
потребностей глубоко связаны со всей
жизнедеятельностью человека. Как и любые
другие потребности, информационные являются
побудителем активности людей. Если они
не удовлетворяются сообщениями, переданными
СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию
в других каналах, либо подавляет потребность
втакого рода информации, а, следовательно,
и свою активность в этой сфере.
РольобщественногомнениявсегданаходиласьвцентревниманияПравительствгосударств,политиков,социологов.Так,кпримеру,в1793годуНаполеоннаписалпропагандистскийтекст,благодарякоторомустализвестен.КогдаНаполеоннаходилсявоглавеармиивИталии,егоперваязадачабылавсозданиидвухгазет,вкоторыхНаполеонвозвеличивалсвоипобеды.Когдаонпришелквластионзакрыл60газетиз70существующихгазет.Изавсемиосуществлялстрогийконтроль,исамдлянихписалбезподписипередовыестатьи.Поэтомурольобщественногомнениявреспубликанскихизданияхимеетбольшоезначение.