Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 22:01, курсовая работа
Кадровая политика – деятельность, связанная с отношениями между субъектами организации (социальными и профессионально-квалификационными группами, личностями и организацией в целом). Основная проблема кадровой политики – организация отношений «власть – подчинение» и совместной деятельности, определение ролей субъектов организации в делах предприятия, определение форм, задач, содержания деятельности субъектов организации, принципов и методов их взаимодействия.
1.Определение кадровой политики, ее основные типы, основные направления работы с персоналом...............................................................................................................................................3
1.1 Кадровая политика............................................................................................................................3
1.2 Задачи кадровой политики...............................................................................................................3
1.3 Типы кадровой политики..................................................................................................................4
1.4 Основные направления работы с персоналом …..........................................................................8
2. Основные требования, предъявляемые к работникам фармацевтических организаций.............9
2.1 Должностная инструкция заведующего аптекой / аптечным пунктом........................................9
3. Характеристика внешних и внутренних источников покрытия потребности в персонале.......17
4. Процедура отбора кандидатов на вакантные места.......................................................................19
4.1 Виды резюме....................................................................................................................................20
4.2 Анкета …..........................................................................................................................................21
4.3 Первичное собеседование..............................................................................................................21
4.4 Оценка претендентов......................................................................................................................21
4.5 Медицинский осмотр......................................................................................................................21
4.6 Итоговое собеседование.................................................................................................................22
4.7 Оформление трудового договора …..............................................................................................22
5. Адаптация персонала........................................................................................................................22
5.1 Цели адаптации...............................................................................................................................23
5.2 Классификация адаптации персонала …......................................................................................23
5.3 Этапы адаптации.............................................................................................................................24
5.4 Организация эффективного управления адаптацией..................................................................27
5.5 Принятие решения по результатам испытательного срока.........................................................28
6. Стимул труда......................................................................................................................................28
6.1 Стимулирование трудовой деятельности.....................................................................................29
6.2 Материальное стимулирование персонала..................................................................................30
6.3 Нематериальное стимулирование персонала................................................................................31
6.4 Нормативные документы, регламентирующие различные составляющие системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации (Таблица 11).....................................................36
7. Корпоративная /организационная культура....................................................................................37
7.1 Типы организационных культур....................................................................................................37
8. Управление развитием персонала, включая оценку работников, профессиональное обучение и планирование их деловой карьеры......................................................................................................38
8.1 Деловая оценка персонала..............................................................................................................38
8.2 Показатели оценки ….....................................................................................................................40
8.3 Методы оценки................................................................................................................................41
8.3.1 Метод шкалирования (графического шкалирования рейтингов).............................................41
8.3.2 Метод альтернативного ранжирования (упорядочения рангов)..............................................41
8.3.3 Метод анкет (альтернативных характеристик)..........................................................................42
8.3.4 Метод попарного сравнения........................................................................................................42
8.3.5 Метод заданного распределения оценок (принудительного распределения).........................42
8.3.6 Метод управления по целям........................................................................................................43
8.3.7 «Оценочные листы».....................................................................................................................43
9. Оценка результатов труда персонала организации........................................................................45
9.1 Методы оценки результатов труда.................................................................................................48
9.1.1 Метод управления по целям (задачам)......................................................................................48
9.1.2 Оценка на основе КРI (ключевых показателей эффективности).............................................49
10. Организация обучения персонала. Основные понятия и концепции обучения........................50
10.1 Виды обучения...............................................................................................................................50
10.2 Концепции обучения.....................................................................................................................50
10.3Выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала....................................52
10.4 Польза от обучения для работника.............................................................................................52
10.5 Издержки, связанные с обучением работников..........................................................................52
10.6 Методы обучения персонала.......................................................................................................53
11.Управление деловой карьерой........................................................................................................54
11.1 Цели деловой карьеры..................................................................................................................54
11.2 Виды деловой карьеры.................................................................................................................55
11.3 Типы деловой карьеры..................................................................................................................57
11.4 Модели деловой карьеры: «трамплин», «лестница», «змея», «перепутье».............................58
11.5 Этапы карьеры...............................................................................................................................60
11.6 Основные методы и этапы планирования карьеры................................
7. Корпоративная или организацион
Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации. Это убеждения и ценности в большей или меньшей степени разделяемые всеми членами организации.
Ценности могут быть как позитивными, ориентирующими людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение организационных целей, так и негативными, которые отрицательно влияют на организационную эффективность.
С организационной культурой неразрывно связано понятие организационного климата. Организационный климат – это относительно устойчивое состояние среды организации, которое выражается в эмоциях, настроениях и переживаниях членов организации и оказывает влияние на рабочее поведение. Таким образом, организационный климат определяется природой людей – организационными связями и связями руководитель-подчиненный. Эти связи определяются взаимодействиями между целями и задачами, формальной структурой, стилем руководства, процессом управления и поведения людей.
Характерные черты «здорового» организационного климата:
7.1 Типы организационных культур
Авторитарная культура основана на централизации власти и четкой структуре подчиненности. От членов организации ожидается безусловное подчинение власти вышестоящего руководства, любое сопротивление подавляется. От людей ожидаются результаты и ориентация на победу. Исполнителей поощряют или наказывают на основании личных оценок руководства.
Бюрократическая культура предполагает, что позиция в организации дает определенные преимущества их обладателю. Для данной культуры характерна система формализованных, четко структурированных правил, инструкций и положений относительно самых разных сторон жизни организации. Власть, полномочия и ответственность в этой культуре преимущественно определяются позицией в иерархии.
Культура, ориентированная на задачу. Эта культура характерна для матричных или проектно-ориентированных организаций. Руководство распределяет проекты между разными подразделениями организации, проекты разрабатываются и реализуются автономно командами, которые набираются из имеющегося персонала, часто только для выполнения конкретного проекта. Этой культуре присуще совмещение в одной команде носителей разных функций, разных уровней компетентности и подчинение иерархической власти процессу разработки или исполнения здания.
Культура, ориентированная на человека. Организации этого типа часто создаются такими специалистами, как адвокаты, архитекторы, консультанты. Часто такой тип культуры можно найти внутри большой организации, когда некоторая группа специалистов имеет сильную потребность в отстаивании своих интересов или права на особый тип отношений (например, программисты, исследователи).
Для фармацевтической организации наиболее подходит культура роли (бюрократическая культура). Она является условием «обезвреживания» культуры власти, в которой много произвола со стороны сильного лидера. В культуре роли людей награждают не за верность и личную преданность лидеру, а за то, что они четко следуют правилам. Здесь также ценятся надежность и постоянство. Результаты измеряются по четким критериям, и пока люди соответствуют этим стандартам, они могут чувствовать себя в безопасности. Неуверенность и неясность уменьшаются за счет четких инструкций, понятных процедур и систем. Организация пытается снизить вероятность злоупотребления властью путем внедрения правил, ограничивающих вышеупомянутую власть. В такой культуре ответственность за разные аспекты определена, что позволяет избежать конфликтов и исключить борьбу за власть. Эти же методы снижают вероятность и необходимость принятия самостоятельных решений. В лучшем своем варианте «ролевые» культуры обеспечивают спокойную и планомерную работу. Кроме того, четкая структура и ее предсказуемость также создают атмосферу защищенности и безопасности для работников.
Однако в организациях с доминирующей «культурой роли» довольно трудно что-либо изменить. Особенно серьезным недостатком это становится, если среда, в которой функционирует организация, является нестабильной. Организацию иногда просто может «парализовать», так как никто не смеет превысить свой авторитет или отклониться от предусмотренных процедур, если необходимо решить важную проблему, которая не учтена правилами или процедурами. Негласный лозунг звучит примерно так: «Важнее следовать правилам, чем делать то, что требуется для разрешения проблемы». Каждый делает свою работу, но никто не следит за работой компании в целом. Люди редко делают больше того, что требуют установленные процедуры, а это приводит к тому, что возможности персонала никогда не раскрываются — работы так узко определены и так четко расписаны, что нельзя двинуться ни на шаг влево или вправо.
В итоге такая культура эффективна в том случае, когда защищает людей от произвола отдельных лиц, а также формирует условия для стабильности и отсутствия конфликтов. Она снижает саму вероятность конфликтов. Но с другой стороны, она уменьшает автономию и возможность творчества людей, а следовательно, создает препятствия для возможности совместной работы разных отделов и подразделений.
8. Управление развитием персонала
8.1 Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия результативности труда и факторов ее обеспечения требованиям должности или рабочего места.
На основании степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи:
Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении некоторых дополнительных задач: установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Исходя из перечисленных задач, деловая оценка имеет следующую функциональную направленность:
1) административную;
2) мотивационную;
3) информационную.
Организационный процесс подготовки деловой оценки предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:
1) разработка методики деловой оценки (если это целесообразно, такая методика может быть приобретена) и привязка к конкретным условиям организации;
2) выбор оценщиков и
формирование оценочных
3) определение времени и места проведения деловой оценки;
4) проработка вопросов
информационного обеспечения
5) консультирование оценщиков
со стороны разработчика
Центральным вопросом организационной подготовки деловой оценки является разработка ее методики. Основные положения методики должны включать в себя:
1) определение объектов и целей оценки;
2) разработку показателей оценки, имея в виду формирование их состава, их возможную группировку и описание;
3) рекомендации по выбору методов, включая как методы проведения оценки, так и методы определения рейтингов (количественного или качественного выражения показателей оценки);
4) рекомендации по выбору
состава и группировки
5) описание этапов
6) возможные решения по результатам оценки.
При разработке методики деловой оценки особое внимание следует уделить описанию этапов проведения оценки. Опираясь на передовой опыт лучших отечественных и зарубежных организаций, можно выделить несколько этапов деловой оценки:
1) сбор предварительной информации по индивидуальной, необобщенной оценке сотрудника со стороны субъектов оценки;
2) обобщение информации,
полученной на предыдущем
3) подготовка оценщиков
к оценочной беседе с
4) проведение оценочной
беседы и подведение ее
5) формирование оценщиками экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в службу управления персоналом;
6) принятие решений
Главным действующим лицом в оценке персонала является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки. При проведении текущей периодической оценки обобщаются мнения: а) коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с оцениваемыми сотрудниками; б) подчиненных; г) внешних экспертов; д) по самооценке работника.
Для снижения субъективности оценки может применяться принцип множественности оценки, что выражается в привлечении широкого круга оценщиков.
8.2 Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организации, во втором — соответствие сотрудника профессиональным требованиям.
При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп: результативность труда; условия достижения результативности труда; профессиональное поведение.
В оценке результативности труда следует различать так называемые «жесткие» и «мягкие» показатели. «Жесткие» показатели достаточно легко измеримы и охватываются, как правило, информационной системой организации. Показатели данного вида могут формулироваться субъективно разработчиком методики оценки, но они должны поддаваться достаточно объективной количественной оценке, например со стороны руководителя. Наиболее соответствуют «жестким» показателям производственная система организации, а также подразделения системы управления, имеющие ярко выраженные взаимосвязи с внешним окружением: маркетинг, снабжение, торговые агенты, ремонтные службы и т.д.
«Мягкие» показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика и используются в подразделениях с ограниченной возможностью измерения конкретного результата.
Под условиями достижения результатов труда понимаются способности сотрудника, его личностные качества, мотивационные установки.
Показатели профессионального поведения охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки и т.п. При этом важно, чтобы непосредственно наблюдаемое поведение было действительно необходимым при выполнении работы и чтобы его включение в качестве критерия оценки не мешало, а способствовало достижению определенных результатов.
В процессе оценки следует особое внимание обратить на выбор методов ее проведения, т.е. на те методы, которые рассматриваются в качестве инструментов организации отдельных этапов проведения оценки. К таким методам можно отнести:
1) метод критических случаев (метод оценки по решающей ситуации);
2) управление по целям;
3) технологию полнокруговой (стопроцентной) оценки;
4) оценочную беседу (оценочное интервью);
5) различного рода тестовые испытания (тестовые рабочие задания, тесты по оценке знаний в конкретной области, тесты по оценке качеств личности и ее интересов).
8.3 Одним из важных вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор методов, с помощью которых оцениваются те или иные показатели.
В любом случае выбранный способ, или метод, оценки должен обеспечивать возможно большую объективность измерения конкретных значений показателя. Следует указать на важность соблюдения в методике оценки следующего условия: необходимость подробного описания количественной и качественной интерпретации возможных состояний показателя. При этом речь идет о стремлении максимально сократить субъективность оценок, так как вряд ли можно найти способ, позволяющий достигнуть их полной объективности.
8.3.1 Метод шкалирования (графического шкалирования рейтингов). Предполагает балльное определение значений показателей, причем эти баллы характеризуют степень выраженности показателя. Пример использования метода шкалирования проиллюстрирован на рис. 6.2. Этот метод, напоминающий систему школьных оценок, не связан с большими затратами на разработку и потому удобен и экономичен. Однако он связан с рядом проблем. Числовое обозначение выраженности показателя предполагает широкое поле интерпретации у оценщика (в зависимости от уровня его собственных претензий).
Таблица 11. Использование метода шкалирования
Информация о работе Кадровая политика фармацевтической организации