Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.
§ психотерапевтический тренинг применяется для снятия психического и эмоционального напряжения.
Возможные сценарии для релаксации (дети ложатся, принимают удобную позу, закрывают глаза, делают несколько циклов глубокого дыхания) :
«Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ. (Пауза. ) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».
«Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате. (Пауза. ) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».
Релаксация может проводиться как в начале занятия — с целью «настройки», так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта
Активизация различных функций
1. Стимуляция
всех сенсорных процессов. При
этом важным является
а) Активизация
зрительного восприятия (изменение
цвета освещения комнаты, используются
красный, оранжевый и желтый цвета,
которые оказывают
§ Формирование
фиксации взора, концентрации внимания,
плавного прослеживания и зрительно-
§ Формирование представлений о цвете, форме и величине предметов. Дни мои цели не пользуются элементы: панель с пластиковыми нитями разных цветов; цветная тактильная панель; панель с волокнами, медленно изменяющими цвет; «искрящийся ковер»; разноцветные подушки в виде скатов; панель «бесконечность».
§ Формирование
представлений о цвете
§ выделение цвета по слову («покажи красный цвет») ; называние цвета ребенком.
б) Активизация
слухового восприятия (слуховое сосредоточение,
локализация звука и
в) Развитие
тактильной чувствительности (задания
выполняются сначала с
§ ощупывание и поглаживание фактуры материала одной рукой, нахождение предметов из этого материала этой же и другой рукой;
§ ощупывание и опознание предмета на ощупь как правой, так и левой рукой;
§ нахождение на ощупь фигуры, предмета, показанных педагогом;
§ попеременное ощупывание каждой рукой с закрытыми глазами предмета или фигуры, определение и называние ее.
Сенсорная комната дает возможность снять тревожные невротические переживания, страхи, создать эмоционально спокойное состояние, активизировать детей, вызвать приятные и даже эстетически значимые переживания.
Для детей
с речевым негативизмом обстановка
сенсорной комнаты —
Стимуляция, проводимая в условиях сенсорной комнаты, достаточно интенсивна, ее использование требует определенных знании, в связи с чем мы разработали некоторые рекомендации.
1. Необходимо
крайне дозированно применять
сенсорную комнату, работая с
детьми, имеющими астенические
2. Опытным
путем необходимо определим,
3. При коммуникативных
нарушениях необходимо выявить
наиболее приятные
4. Необходимо
максимально сократить
5. Особенно
внимательно нужно относиться
к активным зрительным
6. У детей
с эписимдромом применение
Итак, в зависимости
от психоневрологического диагноза
и поставленных задач сеансы в
сенсорной комнате можно
§ самостоятельную реабилитационную процедуру;
§ способ подготовки
ребенка к другим медико-психолого-
§ средство оптимизации, повышение мотивации реабилитационного процесса.
7. Мягкие
игровые комнаты. Особенностью
мягкой игровой комнаты
Приложение 5. Обучение рисованию детей с ДЦП
(Составитель
— кандидат педагогических
Подавляющее большинство детей с ДЦП до начала обучения рисованию находится на самом низком уровне изобразительной деятельности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Поэтому дети нуждаются в первоначальном этапе обучения, который может быть назван подготовительным.
Его задачами являются:
§ воспитание интереса и изодеятельности:
§ обогащение
представлений о предметах
§ формирование навыков анализа изображаемых предметов,
§ освоение плоскости листа бумаги,
§ формирование
правильного захвата и
Для поддержания
у детей постоянного интереса
к изодеятельности и
В связи с
трудностями формирования у этой
категории детей графических
навыков целесообразна
Работа по формированию графических навыков у детей с нарушением моторики рук не может быть эффективной без применения специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса и развития мелкой моторики; такие упражнения должны предшествовать каждому занятию. Они могут проводиться в виде физкультурных минуток, пальцевой гимнастики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное восприятие, развивающих тактильную чувствительность и мышечно-суставное чувство.
Большая роль
принадлежит графическим
В комплексе
работы по обучению рисованию необходимо
формировать у детей
Сначала формообразующее движение руки в воздухе показывает педагог. Затем каждому ребенку необходимо закрепить это движение, глаза ребенка должны следить за движением его руки, очерчивающей контур предмета. Далее эти движения отрабатываются на плоскости (рисование и письмо пальцем) .
Для лучшего
формирования графического образа изображаемого
предмета целесообразно проводить
занятие лепкой и аппликацией. Такие
занятия будут особенно способствовать
формированию пространственных представлений.
Целесообразно также
РЕКО Требования к знаниям и умениям детей
Дети должны:
1. Проявлять
интерес и эмоциональную
2. Узнавать изображения на картине или иллюстрации (предметы, действия, явления) .
3. Различать
и называть основные и
4. Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
5. Владеть
основными приемами работы
6. Проводить карандашом линии в заданном направлении.
7. Передавать
в рисунке простейшую форму,
пространственное положение,
8. Изображать
в рисунке несколько предметов,
9. Уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, круге, на силуэтах.
Примерное тематическое планирование
1. Карандаши цветные — 6 шт. , простой — 1 шт. , ластик, точилка, кисти, баночки для воды, бумага белая тонированная (формат — альбомный лист) .
«Что с
этим можно делать?» Педагог
2. Ознакомление с бумагой как с материалом и овладение плоскостью листа для изображения на нем:
§ удерживание листа бумаги двумя пальцами (1-м и 2-м) , складывание листа пополам, по диагонали;
§ складывание конвертика, самолетика и т. д.
§ закрашивание полоски листа краской (желтой, синей, красной) — изготовление флажков (0,25 листа) ;
§ распределение изображения («желтые листочки») по всей плоскости листа (1,0 листа) ;
§ формирование понятия половины листа — изготовление обложки для книжки;
Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем