Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИКО.docx

— 146.41 Кб (Скачать файл)

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей  деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в  значительной степени обусловлены  отсутствием! или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий  для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмоциональное  общение со взрослым; в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.

Для того чтобы  тщательно изучить и выявить  структуру психических и речевых  нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение  длительного времени. При этом эффективность  диагностики и коррекции значительно  повышается. Это особенно важно при  коррекционной работе с детьми с  тяжелыми и сочетанными нарушениями.

При ДЦП важно  развитие скоординированной системы  межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой) .

Необходимо  гибкое сочетание различных видов  и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных) .

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка  является залогом эффективности  коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах  становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания) , которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития. Следует соблюдать правильный режим дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого требуется активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен) , но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду) . В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости от сознания полезности своего труда, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.

Основными направлениями  коррекционно-педагогической работы в  младенческом возрасте (в доречевой  период) являются:

§ развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт  со взрослым, включения ребенка в  практическое сотрудничество со взрослым) ;

§ нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности) . Развитие подвижности органов артикуляции;

§ стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой  активности (недифференцированной голосовой  активности, гуления, лепета и лепетных слов) ;

§ коррекция  кормления (сосания, глотания, жевания) . Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес. ) , подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес. ) ;

§ развитие сенсорных процессов (зрительного  сосредоточения и плавного просиживания; слухового сосредоточения, локализации  звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания) ;

§ развитие речевого дыхания и голоса (вокализация  выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности  дыхания и движений ребенка) ;

§ формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и  пальцев рук, необходимых для  формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции —  неспецифических и специфических  манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук) ;

§ формирование подготовительных этапов понимания  речи.

Основными направлениями  коррекционно-педагогической работы в  раннем возрасте являются:

§ формирование предметной деятельности (использование  предметов по их функциональному  назначению) , способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

§ формирование речевого и предметно-практического  общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация  собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации) ;

§ развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова) ;

§ стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия) ;

§ формирование функциональных возможностей кистей и  пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

Основными направлениями  коррекционно-педагогической работы в  дошкольном возрасте являются:

§ развитие игровой деятельности;

§ развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми) . Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

§ расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

§ развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция  их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

§ развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного  и элементов абстрактно-логического);

§ формирование математических представлений;

§ развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

§ воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

§ подготовка к школе.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы в  школьном возрасте являются:

§ последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений, коррекция  высших корковых функций, воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений, профессиональная ориентация.

3. 2. Система  поэтапной медицинской и педагогической  реабилитации детей с церебральным  параличом в нашей стране

В нашей стране для предотвращения роста детской  инвалидности вследствие ДЦП большую  роль играет создание поэтапной системы  помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической  лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежит  раннее, еще в родильном доме или  детской поликлинике, выявление  среди новорожденных всех детей  с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей  стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, просвещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения  и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты  для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение  длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С. -Петербурге и крупных городах.

Амбулаторное  лечение проводится на базе детской  поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом) , которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также дети, чьи родители по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав) , а затем в интернаты (Минсоцзащиты) .

В систему  помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) . Специальное ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Лечебно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания детей и связанных с ним особенностей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

1) дифференциальная  диагностика;

2) развитие  двигательных, психических, речевых  функций ребенка, профилактика  и коррекция их нарушений;

3) подготовка  к обучению к школе.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью психолого-педагогических и лечебных мероприятий. Осуществление  общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных  задач.

Комплектование  специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими  комиссиями (ПМПК) . В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7—9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противопоказанием к поступлению в данное учреждение является выраженная умственная отсталость. По достижении школьного возраста дети, не готовые к обучению в школе, могут быть оставлены в детском саду до 8-ми—9-ти лет.

В специальных  ДОУ для детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата создаются  специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией — необходимое оборудование для  передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них  работают разные специалисты медико-педагогического  блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи. Каждый специалист не только выполняет  свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый  другими специалистами для закрепления  их работы. Результаты динамического  изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.

Развитие  познавательной деятельности детей  осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель  формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне  занятий, прогулки. При этом дефектологи  и воспитатели распределяют между  собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:

§ изобразительная  деятельность и конструирование,

§ развитие предметной и игровой деятельности,

§ развитие речи и ознакомление с окружающим,

§ трудовое воспитание,

§ формирование элементарных математических представлений.

Развитие  речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные  занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию  и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения  личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и методист ЛФК.

В связи с  тем, что контингент детей с двигательными  нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, школьному и  трудовому обучению следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные  формы работы (дефектолога, логопеда, методиста ЛФК) , в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.

Психологическая программа включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих  способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию; диагностику нарушений способности  к обучению; участие в планировании и проведении обязательных и профессиональных программ; консультирование родителей. Цель программы — определить способности  и потребности, помочь в решении  индивидуальных психологических проблем.

Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем