Особенности детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (особенности детей снаруш. речи).doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

     Не  менее интересную концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Его концепция  состоит из следующих основных положений:

  1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
  2. Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
  3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

     4. Внимание как самостоятельный  акт выделяется лишь тогда,  когда действие становится не  только умственным, но и сокращенным.  При этом не всякий контроль  следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

  1. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.
  2. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.(44)

     В заключение следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания (25).

     Проблему  внимания не могли обойти и другие, более радикально настроенные направления психологической мысли. В иных терминах она ставилась и разрабатывалась в рамках бихевиоризма и в школе психоанализа.

     Изучение  внимания в нашей стране проводилось  в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных  категорий. Особую группу образуют исследования психофизиологических показателей внимания. Наиболее значимыми среди них являются психофизиологические исследования Е.Н. Соколова, а также нейропсихологические работы А.Р.Лурия и Е.Д. Хомской, направленные на изучение механизмов регуляции как непроизвольного, так и, в особенности, произвольного внимания. К авторам, работы которых имеют, на наш взгляд, фундаментальное значение, относятся Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и Д.Н. Узнадзе, Н.Н. Ланге, А.А. Ухтомский. Примечательно, что они исследовали внимание с разных общепсихологических позиций (17).

     Проблема  внимания находилась в центре научных  интересов Н.Ф.Добрынина на протяжении десятилетий. Главные положения  подхода к ее решению были сформулированы в 1920-1930 годы. Уже тогда при объяснении феноменов внимания Н.Ф. Добрынин использует категории личности и деятельности. Он охарактеризовал три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Вопрос о стадиальности развития внимания детей в работах Л.С. Выготского и А.Н.Леонтьева получил широкое распространение. Вопрос о развитии воспитания внимания представлен в работе А.Б. Ананьева. Он характеризует развитие внимания от непроизвольно-рефлекторного, непроизвольно-эмоционального к произвольному (29).

     Все крупные психологические направления  неизбежно выходили на проблему внимания, пытались раскрыть, разработать или закрыть ее. Следуя избранному пути, различные психологические школы давали свои варианты постановки и решения этой проблемы. Основное препятствие, с которым сталкивалась психология внимания на протяжении всей истории своего развития, заключается в том, что исследователи никак не могли прийти к единому мнению относительно первичного эффекта или продукта внимания.

     Внимание, как и любой психический процесс, связано с определёнными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных  раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. (29)

     Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.

     К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. (25).

    По  мнению Д. Е. Бродбента, внимание — это  фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т. е. на периферии. В дальнейшем было установлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).(44)

    Центральные механизмы внимания связаны с  возбуждением одних нервных центров  и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбуждения.

    Говоря  о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень  важных явлениях: об иррадиации нервных  процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция).(49).

    Согласно  принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

    Однако  ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания. Современные исследователи большое внимание уделяют поиску механизмов внимания, исследуя нейрофизиологические процессы.

    Таким образом, внимание обусловлено активностью  целой системы иерархически связанных  между собой мозговых структур (52).

    Внимание  – это направленность и сосредоточение психической деятельности на чем-либо определенном при отвлечении от всего остального.

    В свою очередь, под направленностью  психической деятельности следует  подразумевать ее избирательный  характер, то есть выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятии направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, что бы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его.(25)

    Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая  или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, то есть требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.

    Направленность  и сосредоточенность тесно связаны  между собой. Одно не может существовать без другого. Когда мы направляем на что-либо свое внимание, то одновременно с этим мы сосредотачиваемся на этом. И наоборот, когда мы сосредотачиваемся на чем-либо, то мы направляем на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на телесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность  связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие (12).

    Таким образом, можно сказать, что внимание не является особым познавательным процессом. Оно может быть присуще любому познавательному акту (восприятие, мышление, памяти). Вследствие этого внимание выступает как способность к организации этих процессов. Своего отдельного и специфического продукта внимание не имеет. Его результатом является улучшение всякой  деятельности, которой оно сопутствует.

    Внимание  – это психическое состояние, характеризующееся интенсивностью познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении). А.А. Осипова выделяет следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное (мыслительное),  моторное (двигательное).

    Основными функциями внимания являются:

  1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов.
  2. Целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания).
  3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель.
  4. Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.
  5. Регуляция и контроль протекания деятельности.

    Внимание  связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие  качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

    Внимание  характеризуется различными качествами и свойствами. Оно обладает сложной  функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств (33).

    Свойства  внимания делятся  на первичные и  вторичные. К первичным относятся  объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, к вторичным –  колебание и переключение внимания.

    Одним из важнейших свойств внимания является его объем. Это количество объектов (или их элементов) воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше объектов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.

    С возрастом объем внимания расширяется  и у взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания - величина индивидуально меняющаяся.

    Временной характеристикой внимания является устойчивость. Устойчивость внимания – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

    Важным  показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного  времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации (6).

    Если  внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияния следующие  факторы: усложнение объекта (сложные  объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения), активность личности, эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты), отношение деятельности, темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют, захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания).

Информация о работе Особенности детей с нарушением речи