Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:01, реферат
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Дошкольный период – это ответственный период в жизни и психическом развитии ребёнка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов. Особое значение занимает развитие внимания и его основных свойств.
Введение…………………………………………………………………... 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и нарушением речи…………………….. 7-32
1.1.Психологические и психофизиологические механизмы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………. 7-22
1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………………………………………………… 22-32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 33-53
2.1. Организация и методы исследования……………………………… 33-42
2.2. Результаты экспериментальной работы……………………………. 42-52
2.3. Методические рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи………………….. 52-54
Заключение……………………………………………………………..... 55-56
Литература……………………………
Результаты тестирования по методике № 2 в экспериментальной группе:
Таблица №3
И. Ф. ребёнка | Нормативы |
Антон Р. | Средняя устойчивость внимания |
Ира Б. | Низкая устойчивость внимания |
Лиза В. | Низкая устойчивость внимания |
Кристина А. | Средняя устойчивость внимания |
Денис Л. | Низкая устойчивость внимания |
Антон Л. | Низкая устойчивость внимания |
Влад Д. | Низкая устойчивость внимания |
Сергей Т. | Низкая устойчивость внимания |
Анна В. | Низкая устойчивость внимания |
Катя Б. | Средняя устойчивость внимания |
По результатам данной методики можно выделить 3 детей со средним уровнем устойчивости внимания и 7 детей с низкой устойчивостью внимания.
Результаты тестирования по методике № 2 в контрольной группе:
Таблица №4
И. Ф. ребёнка | Нормативы |
Саша Б. | Низкая устойчивости внимания |
Настя Т. | Высокая устойчивость внимания |
Лиза А. | Средняя устойчивость |
Женя Г. | Средняя устойчивость |
Наташа П. | Низкая устойчивости внимания |
Аня А. | Средняя устойчивость |
Саша У. | Низкая устойчивости внимания |
Настя М. | Высокая устойчивость внимания |
Саша Ш. | Средняя устойчивость |
Лера У. | Средняя устойчивость |
Таким образом, в контрольной группе можно отметить следующие результаты: у двух детей отмечается высокая устойчивость внимания, 5 детей продемонстрировали средний уровень устойчивости внимания и 3 ребёнка - низкую устойчивостью внимания.
При
выполнении методики № 3 «Треугольники»
дети экспериментальной группы допускали
ошибки в выполнении задания, при
переключаемости внимания (изображении
треугольников уголками вниз) испытывали
нервное напряжение, долго переключались
на следующее задание. Дети контрольной
группы выполняли данное задание быстро
и без ярко выраженных ошибок.
Результаты тестирования по методике №3 в экспериментальной группе
Таблица №5
Ф. И. ребёнка | Баллы | Нормативы |
Антон Р. | 3 | Средний |
Ира Б. | 2 | Низкий |
Лиза В. | 2 | Низкий |
Кристина А. | 3 | Средний |
Денис Л. | 2 | Низкий |
Антон Л. | 2 | Низкий |
Влад Д. | 1 | Очень низкий |
Сергей Т. | 2 | Низкий |
Анна В. | 2 | Низкий |
Катя Б. | 2 | Низкий |
Таким образом, по результатам данной методики показывают: двое детей имеют средний уровень переключения внимания, семь детей имеют низкий уровень переключения внимания и один ребёнок продемонстрировал очень низкий уровень переключения внимания.
Результаты тестирования по
Таблица №6
Ф. И. ребёнка | Баллы | Нормативы |
Саша Б. | 3 | Средний |
Настя Т. | 5 | Очень высокий |
Лиза А. | 4 | Высокий |
Женя Г. | 3 | Средний |
Наташа П. | 2 | Низкий |
Аня А. | 4 | Высокий |
Саша У. | 4 | Высокий |
Настя М. | 5 | Очень высокий |
Саша Ш. | 4 | Высокий |
Лера У. | 5 | Очень высокий |
Данные, отраженные в таблице позволяют отметить, что у трех детей регистрируется очень высокий уровнь переключаемости произвольного внимания, 4 ребёнка с высоким уровнем, 2 ребёнка со средним уровнем и 1 ребёнок с низким уровнем переключения внимания.
При выполнении методики №4 «Проставь значки» все дети экспериментальной группы испытывали большие затруднения в соотношении знака и фигуры, постоянно опирались на образец, при этом выполняли задание в медленном темпе с большим числом ошибок. Дети контрольной группы с интересом справлялись с данным заданием, не допуская ошибок и без опоры на образец, но многие не достаточно динамично справлялись с данным заданием.
Результаты тестирования по методике № 4 в экспериментальной группе
Таблица №7
Ф. И. ребёнка | Баллы | Нормативы |
Антон Р. | 4 | Низкий |
Ира Б. | 4 | Низкий |
Лиза В. | 3 | Очень низкий |
Кристина А. | 5 | Низкий |
Денис Л. | 1 | Очень низкий |
Антон Л. | 3 | Очень низкий |
Влад Д. | 1 | Очень низкий |
Сергей Т. | 4 | Низкий |
Анна В. | 3 | Очень низкий |
Катя Б. | 5 | Низкий |
По результатам данной методики можно выделить 5 детей с низким уровнем переключения и распределения внимания и 5 детей с очень низким уровнем.
Результаты тестирования по методике № 4 в контрольной группе
Таблица №8
Ф. И. ребёнка | Баллы | Нормативы |
Саша Б. | 4 | Низкий |
Настя Т. | 8 | Высокий |
Лиза А. | 6 | Средний |
Женя Г. | 9 | Высокий |
Наташа П. | 6 | Средний |
Аня А. | 5 | Низкий |
Саша У. | 8 | Высокий |
Настя М. | 8 | Высокий |
Саша Ш. | 6 | Средний |
Лера У. | 6 | Средний |
Таким образом, отмечено 4 ребёнка контрольной группы с высоким уровнем переключения и распределения внимания, 4 ребенка - со средним уровнем и 2 - с низким уровнем переключения и распределения внимания.
При
выполнении методики № 5 «Найди и вычеркни»
многие дети экспериментальной группы
испытывали затруднения в зачёркивании
разными способами неодинаковых фигур,
а также в их нахождении среди других –
ненужных. Количество зачёркиваемых фигур
возрастало к третьему 30-секундному интервалу
времени в среднем до 4-5, а затем вновь
уменьшалось до 2-3. В контрольной группе
динамика выполнения возрастала к второму
30-секундному интервалу и становилась
стабильной на всех остальных промежутках
времени.
Результаты тестирования по методике № 5 в экспериментальной группе
Таблица №9
Ф. И. ребёнка | Баллы | Нормативы |
Антон Р. | 4 | Средний |
Ира Б. | 3 | Низкий |
Лиза В. | 3 | Низкий |
Кристина А. | 4 | Средний |
Денис Л. | 3 | Низкий |
Антон Л. | 2 | Низкий |
Влад Д. | 1 | Очень низкий |
Сергей Т. | 3 | Низкий |
Анна В. | 3 | Низкий |
Катя Б. | 3 | Низкий |
Таким образом, можно отметить 2 ребёнка со средним уровнем, 7 детей с низкими показателями и 1 ребёнка с очень низким уровнем продуктивности и устойчивости внимания.
Результаты тестирования по методике № 5 в контрольной группе
Таблица №10
Ф. И. ребёнка | Баллы | Нормативы |
Саша Б. | 3 | Низкий |
Настя Т. | 9 | Высокий |
Лиза А. | 6 | Средний |
Женя Г. | 5 | Средний |
Наташа П. | 2 | Низкий |
Аня А. | 4 | Средний |
Саша У. | 4 | Средний |
Настя М. | 8 | Высокий |
Саша Ш. | 8 | Высокий |
Лера У. | 6 | Средний |