Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники на примере МУЗ «Клиническая поликлиника№ 5» г. Кемерово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является адаптация существующих критериев оценки качества работы медицинских сестер для МУЗ «Клиническая поликлиника №5» с учетом специфики ее деятельности и анализ качества работы специалистов сестринского дела.
Задачи исследования:
1) Изучить организационную структуру МУЗ «Клиническая поликлиника №5» и организацию участковой сестринской службы;
2) Проанализировать существующие критерии оценки качества деятельности участковых сестринских служб и выделить индикаторы, наиболее соответствующие задачам МУЗ «Клиническая поликлиника №5»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 7
1.1. История развития контроля качества деятельности медицинских сестер………………………………………………………………………………... 7
1.2. Изучение качества сестринской помощи……………………………... 12
1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер ……...………………………………………………………………………. 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………. 23
2.1. История развития МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово ………………………………………………………………………….. 23
2.2 Организационная структура МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово………………………………………………………………………... 25
2.3. Характеристика терапевтических отделений № 7 и № 4 МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово …………………………............ 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР УЧАСТКОВЫХ ВЗРОСЛОЙ ПОЛИКЛИНИКИ…………………………………………………………………. 35
3.1. Система управления качеством сестринской помощи в МУЗ КП № 5 ..…………………………………………………………………………………….. 35
3.2. Критерии экспертной оценки деятельности медицинской сестры участковой…………………………………………………………………............ 40
3.3. Результаты оценки деятельности медицинских сестер участковых………………………………………………………………………… 55
3.4. Пути решения выявленных проблем и мероприятия по улучшению качества деятельности участковых медицинских сестер ..…………………….. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............. 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники.docx

— 270.08 Кб (Скачать файл)

Из представленного  штатного расписания видно, что участковая служба, данных отделений, укомплектована полностью. Немаловажную роль в этом сыграли рост уровня оплаты труда  медицинских работников первичного звена в рамках национального  проекта «Здоровье» и повышение  статуса участковой медицинской  сестры.

В данном исследовании приняли участие 13 медсестер участковых,  две на момент исследования находились  в отпусках по уходу за детьми.

При разработке программы контроля качества работы участковых медицинских сестер проводился анализ литературных источников за период с 1996 по 2010 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ  КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ  СЕСТЕР УЧАСТКОВЫХ ВЗРОСЛОЙ ПОЛИКЛИНИКИ.

3.1. Система управления  качеством сестринской помощи  в МУЗ КП № 5

Уровни контроля деятельности медицинской сестры

Известно, что контроль является обязательным и важнейшим элементом управленческой деятельности старших медицинских  сестер и состоит из ряда этапов:

- установление  требований к различным видам  деятельности и к условиям  их осуществления;

- проверка  фактически достигнутых результатов  деятельности и условий, в которых  она осуществлялась;

- сравнение  выявленных результатов с заранее  установленными требованиями;

- разработка  мероприятий по корректировке  деятельности в тех случаях,  когда достигнутые результаты  не соответствуют установленным  требованиям и выявлены факторы,  которые могут способствовать  повышению качества.

Благодаря контролю старшая медицинская сестра получает возможность не только своевременно получать информацию о деятельности сестринского и младшего медицинского персонала отделения, но и оценивать  качество и эффективность работы каждого из них.

Контроль  позволяет старшей медицинской  сестре точно знать, как работник выполняет свои должностные обязанности, правила внутреннего трудового  распорядка, как обеспечивает соблюдение должного санитарно-противоэпидемического  режима и т. д. Контроль также помогает старшей медицинской сестре оценивать  эффективность своей управленческой деятельности. В то же время отсутствие систематического контроля ведет к  крайне негативным последствиям в работе сестринского и младшего медицинской  персонала: к ухудшению качества работы, снижению уровня трудовой и  технологической дисциплины и, что  самое главное, к потере старшей медицинской сестрой возможности осуществлять эффективное управленческое воздействие на подчиненных. При осуществлении контроля старшая медицинская сестра должна руководствоваться такими основополагающими принципами, как объективность и доброжелательность, необходимость осуществления выборочного и открытого контроля. Особенно важно, чтобы старшая медицинская сестра рассматривала контроль как проявление внимания к работнику, как средство оказания ему помощи в устранении ошибок и недостатков в работе.

Таблица 3.1

№ п/п

Уровни контроля

Кем предоставляется информация

Периодичность

контроля

1

Первый уровень -внутриотделенческий

Заместитель главного врача

Старшая медицинская сестра отделения 

Ежедневно

Ежедневно

2

Второй уровень -внутриполиклинический

Главный врач

Главная медицинская сестра

Совет по сестринскому делу

Эпидемиологическая служба

Провизор аптеки

Статистик

Бухгалтерия

Ежемесячно

Ежемесячно 

Ежемесячно 

Ежемесячно

Ежемесячно

Ежемесячно 

Ежемесячно 

3

Третий уровень -внебольничный

Аттестационная комиссия

Центр повышения квалификации работников здравоохранения 

Аккредитационная комиссия

Медицинские страховые компании

Иные организации

В плановом порядке 

В плановом порядке

 

В плановом порядке 

В плановом порядке

В плановом порядке


Ряд старших  медицинских сестер, документируя результаты контроля, ведут журналы персонифицированного учета замечаний к каждому  среднему и младшему медицинскому работнику. Старшие медицинские сестры должны осуществлять как плановый, так и  внеплановый контроль.

Время проведения планового контроля и участки  работы, подлежащие контролю в отделении, целесообразно отразить в регламенте работы старшей медицинской сестры. В регламенте работы по дням недели в течение месяца и с указанием времени намечены основные разделы повседневной деятельности старшей медицинской сестры, в том числе и по осуществлению контроля в отделении и на участке за работой участковых медсестер и санитарок. Внеплановый контроль также планируется старшей медицинской сестрой, но сроки и цели контроля не доводятся до сведения подконтрольных работников.

По содержанию выделяют три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль реализуется  в виде правил и процедур, их строгое  соблюдение помогает работе развиваться  в заданном направлении.

Текущий контроль осуществляется непосредственно  в ходе проведения сестринской деятельности, когда обсуждаются проблемы и  предложения, возникшие в ходе этой деятельности, устраняются неясности  и корректируется выполнение задачи, что позволяет исключить отклонения от намеченных целей и задач. Для  получения эффективных результатов  такого контроля необходима обратная связь, которая позволит руководителю выявить множество непредвиденных проблем и избежать нарушений  трудовой деятельности.

Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже завершена или  истекло запланированное время  на ее выполнение. Такой контроль дает руководителю сестринской службы информацию, необходимую для планирования будущей  аналогичной деятельности и способствует повышению мотивации деятельности медицинских сестер (хорошая работа требует вознаграждения, а плохо  выполненная – выяснения причин и их устранения).

Содержание предварительного, текущего и заключительного контроля, осуществляемого в терапевтических  отделениях МУЗ КП № 5.

Предварительный контроль:

- Проверка знаний вновь  поступающими и работающими медсестрами:

• Инструкций по охране труда  и технике безопасности.

• Должностных инструкций.

• Правил внутреннего трудового  распорядка.

• Технологических стандартов (методических рекомендаций) по осуществлению сестринского ухода.

• Правил соблюдения асептики и антисептики.

• Правил ведения документации.

- Проверка умения выполнять  основные сестринские манипуляции  (у вновь поступающих и работающих  медсестёр).

- Соблюдение правил асептики  и антисептики.

- Соблюдение правил медицинской  этики и деонтологии по общению  с пациентами, их родственниками  и коллегами и т. д.

- Знание персоналом графика  их работы.

- Обеспеченность медсестёр  всем необходимым для работы.

Текущий контроль:

- Правильность выполнения  медсестрами манипуляций (в соответствии  с технологическими стандартами).

- Правильность и полнота  подготовки больных к манипуляциям  и диагностическим исследованиям.

- Правильность учёта и  хранения лекарств, спирта и т.  д.

- Правильность общения  с пациентами, их родственниками  и коллегами.

- Соблюдение требований  трудовой дисциплины.

- Соблюдение санэпидрежима  в отделении, чистоты и порядка  в палатах, кабинетах, коридорах.

- Правильность ведения  медсестрами документации.

- Правильность соблюдения  графика работы, ведения табеля  использования рабочего времени.

- Соблюдение графика отпусков.

- Состояние холодильников,  используемых для хранения вакцины.

- Своевременность выполнения  назначений врача по лечению  (инъекции , перевязки т. д.)

- Полнота выполнения назначений  врачей.

- Вакцинопрофилактика и  соблюдение ее сроков.

- Полнота охвата населения  диспансеризацией.

- Полнота охвата населения  флюорографическим обследованием.

Заключительный  контроль

- Результаты проведения  медсестринских манипуляций и  ухода за пациентами (отсутствие  постинъекционных нагноений, и  т. д.)

- Степень удовлетворения  пациентов работой медсестер  в отделении  (опрашиваются пациенты  пришедшие на прием).

- Анализ статистических  показателей деятельности персонала  и отделения.

- Правильность учёта и  расходования спирта, перевязочных  материалов.

- Исходы лечения пациентов  и зависимость исходов от качества  медсестринского ухода.

- Сроки лечения пациентов  и причины удлинения сроков  по вине медицинских сестер.

- Инвентаризация имущества  и анализ причин его порчи  и утери.


Еще одним из методов проведения контроля и оценки является проведение обходов: административного, комплексного, целенаправленного.

Контроль  качества в нашей поликалинике осуществляется систематически в форме:

• административных обходов;

• тематических обходов;

• анкетирования  пациентов;

• перекрестных проверок отделений.

В целях контроля используются экспертные карты, анкеты.

По результатам контроля принимаются административные меры. Из прочих мер практикуются: обсуждение на собрании; разбор на Совете медсестер; дополнительное обучение с последующими зачетами; анализ изъянов в работе (при повторении ошибок анализируются их причины и разрабатываются меры по их устранению).

3.2. Критерии экспертной оценки  деятельности медицинской сестры  участковой.

Основываясь на предлагаемых в литературных источниках данных мной были разработаны критерии оценочной карты для медицинских сестер участковых. За основу были взяты карты оценки коэффициента качества, разработанные в Белгородском областном госпитале ветеранов войн. На мой взгляд, это вид оценки качества является наиболее приемлемым для нашей поликлиники, т.к. эта форма проста в обращении и позволяет отобразить весь объем работы участковых медсестер, а оценка качества не занимает больших временных затрат и не содержит сложных формул для расчета. Наименование показателей взяты из приказа № 324 от 11 мая 2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности медицинской сестры участковой на терапевтическом участке». Оценочная карта (таблица 3.2) состоит из 3 разделов, в каждом из которых от 1 до 8-ми показателей.  Окончательный итог выносится в специальную графу в конце карты «итого», путем складывания всех баллов карты, после чего выносится коэффициент качества в соответствующий набранным баллам. Итоговый коэффициент качества выносится по решению совета по оплате труда. В конце излагаются замечания проверяющего по каждому пункту, где снижены баллы. Для оценки качества работы медсестер был также определена минимальная сумма баллов (10 баллов), которая свидетельствует о неудовлетворительном качестве работы медсестры и может повлечь за собой ухудшение состояния пациента, развитие осложнений, срыв врачебного приема.

Предложен следующий алгоритм оценки: правильное выполнение вида деятельности и в полном объеме – 1 балл, незначительные нарушения – 0,5 балла, грубые нарушения  или невыполнение – 0 баллов. Пункты, выделенные курсивом, обозначают основные разделы деятельности. Сниженные  баллы объясняются письменно  в карте оценки и устно непосредственно  проверенному медработнику, после чего ставятся подписи обеих сторон.

Раздел 1 «Организационный вид деятельности» - оценка проводится на основании изучения 10 амбулаторных карт, график выходов, паспорт участка, внутренняя компьютерная база Arena (процент проведения диспансеризации, вакцинопрофилактики, флюорография) и 3 наблюдения ведения приема в поликлинике. Данная документация позволяет провести проверку оформления амбулаторных карт в соответствии с приказом № 255 от 22 ноября 2004 г., проведение профилактической работы (приглашение на флюорографию, диспансеризацию хронических больных, постановка прививок), соблюдение внутреннего распорядка. Компьютерная база позволяет проверить % выполнения планов.

Количество подпунктов в данном разделе – 8.

Раздел 2 «выполнение диагностических и лечебных мероприятий» - оценка проводится на основании журнала назначений, 3 наблюдения ведения приема, 5 наблюдений за выполнением технологий. По журналу назначений проводят сверку дней выполнения со сроком назначения, правильность и своевременность выполнения назначенных инъекций. В процессе наблюдения ведения приема оценивается правильность выписки направлений на исследования, грамотность и правильность объяснения подготовки пациентов к предстоящему обследованию. Оценка соблюдения технологических стандартов манипуляционной техники проводится на основании не менее 5 манипуляций.

Количество подпунктов в данном разделе – 8.

Раздел 3 «Санитарно-противоэпидемический режим» - оценка проводится на основании не менее 10 наблюдений. Проводится контроль соблюдение правил личной гигиены и формы одежды, соблюдение мер предосторожности при работе с дезинфицирующими и моющими растворами, правильность проведения текущей дезинфекции, правильность проведение заключительной дезинфекции, соблюдение технологии дезинфекции инструментария.

Количество подпунктов – 3.

Раздел 4 «Характеристика конечных результатов» - оценка проводится на основании наличия обоснованных жалоб за весь период наблюдения.

Количество подпунктов – 1.

 

Таблица 3.2

Карта оценки качества работы медсестры  участковой

 

Ф.И.О. медсестры_______________________________ Отделение__________

 

I. Качество выполнения организационного вида деятельности

Наименование показателей

Норматив

Оценка

Факт

Оценка

1. выполнение правил внутреннего  распорядка (своевременный приход  на работу и уход с работы, выполнение приказов и распоряжений  администрации)

- соблюдаются полностью

- соблюдаются с незначительными  замечаниями

- не соблюдаются

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0

0,5

 

0

   

2. подготовку амбулаторного приема врача-терапевта участкового (подготовка рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов и др.)

- замечаний нет

- с незначительными нарушениями

- с грубыми нарушениями

100%

 

 

 

 

 

 

1,0

0,5

0

   

3. заполнение под контролем врача  статистических талонов, карт  экстренного извещения, бланков  направлений на лечебно-диагностические  исследования, внесение в индивидуальную  карту амбулаторного больного  данные флюорографического и  других исследований

- замечаний нет

- с незначительными нарушениями

- с грубыми нарушениями

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0

0,5

0

   

4. помощь в заполнении посыльных  листов на МСЭК, санаторно-курортных  карт, выписок из индивидуальных  карт амбулаторного больного

- замечаний нет

- с незначительными нарушениями

- с грубыми нарушениями

100%

 

 

 

 

1,0

0,5

0

   

5. комплектование необходимыми инструментами  и медикаментами сумки врача-терапевта  участкового для оказания медицинской  помощи на дому

- замечаний нет

- с незначительными нарушениями

- с грубыми нарушениями

100%

 

 

 

 

1,0

0,5

0

   

6. заполнение под контролем и  руководством врача контрольной  карты диспансерного наблюдения  на вновь выявленных больных,  приглашение диспансерных больных  на прием к врачу

- замечаний нет

- с незначительными нарушениями

- с грубыми нарушениями

100%

 

 

 

 

 

1,0

0,5

0

   

7. выполнение показателей национального  проекта «здоровье»

- 100 % выполнение плана

- выполнение плана = коридору  риска

- выполнение плана ниже  коридора риска

100%

 

 

1,0

0,5

0

   

8. подготовку предварительных материалов  для составления отчета по  диспансеризации населения участка

- замечаний нет

- с незначительными нарушениями

- с грубыми нарушениями

100%

 

 

 

1,0

0,5

0

   

II. Качество выполнения диагностических и лечебных мероприятий

9. объяснение пациентам способов  и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным  исследованиям

- четко, понятно без  употребления медицинской терминологии

- с незначительными нарушениями  в объяснениях

- с грубыми нарушениями,  повлекшими недостоверные результаты

100%

 

 

 

 

1.0

 

0.5

 

0

   

10. измерение пациентам артериального  давления, проведение термометрии

- измерения выполняются  точно с соблюдением технологии

- измерения выполняются  с незначительными нарушениями

- измерения выполняются  с грубыми нарушениями

100%

 

 

 

1,0

 

0,5

 

0

   

11. своевременность и качество выполнения  врачебных назначений на дому

- назначения выполняются  в полном объеме и своевременно

- назначения выполняются  с незначительными нарушениями

- назначения выполняются  с нарушениями, повлекшими ухудшение  состояния пациента

100%

 

 

 

1,0

 

0,5

 

 

0

   

12. соблюдение требований к выполнению  манипуляций и процедур

- выполняются

- выполняются с незначительными  нарушениями

- выполнение с нарушениями,  повлекшими ухудшение состояния  пациента

100%

 

 

1,0

 

0,5

 

0

   

13. соблюдение технологии забора  материала для бактериологических исследований

- соблюдается

- выполняется с незначительными  замечаниями

- выполняется с грубыми  нарушениями технологии

100%

 

 

 

1,0

 

0,5

 

0

   

14. соблюдение технологии забора крови из вены для исследований

- соблюдается

- выполняется с незначительными  замечаниями

- выполняется с грубыми  нарушениями технологии

100%

 

 

1,0

 

0,5

 

0

   

15. готовность к оказанию первой  доврачебной помощи

- наличие аптечек знание  алгоритма

- незначительные замечания

- грубые нарушения 

100%

 

 

1,0

0,5

0

   

16. качество ведения медицинской  документации

- замечаний нет

- с незначительными нарушениями

- некачественное ведение  медицинской документации

100%

 

 

1,0

0,5

 

0

   

III. Санитарно-противоэпидемический режим

17. соблюдение санитарно-противоэпидемического  режима в кабинете

- выполняется в полном  объеме

- выполняется с незначительными  нарушениями

- грубые нарушения санитарно-противоэпидемического  режима

100%

 

 

 

1,0

 

0,5

 

0

   

18. соблюдение санитарно-противоэпидемического  режима при выполнении назначений  на дому

- выполняется в полном  объеме

- выполняется с незначительными  нарушениями

- грубые нарушения санитарно-противоэпидемического  режима

100%

 

 

 

1,0

 

0,5

 

0

   

19. соблюдение правил техники безопасности  и мер инфекционного контроля

- выполняется в полном  объеме

- выполняется с незначительными  замечаниями

- грубое нарушение

100%

 

 

 

1,0

0,5

 

0

   

IV. Характеристика конечных результатов

20. Обоснованные жалобы

- отсутствуют

- имеются

100%

 

1.0

0

   

ИТОГО

 

20

   

Коэффициент качества

 

1.0

   

Итоговый коэффициент качества

       

Информация о работе Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники на примере МУЗ «Клиническая поликлиника№ 5» г. Кемерово