Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники на примере МУЗ «Клиническая поликлиника№ 5» г. Кемерово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является адаптация существующих критериев оценки качества работы медицинских сестер для МУЗ «Клиническая поликлиника №5» с учетом специфики ее деятельности и анализ качества работы специалистов сестринского дела.
Задачи исследования:
1) Изучить организационную структуру МУЗ «Клиническая поликлиника №5» и организацию участковой сестринской службы;
2) Проанализировать существующие критерии оценки качества деятельности участковых сестринских служб и выделить индикаторы, наиболее соответствующие задачам МУЗ «Клиническая поликлиника №5»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 7
1.1. История развития контроля качества деятельности медицинских сестер………………………………………………………………………………... 7
1.2. Изучение качества сестринской помощи……………………………... 12
1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер ……...………………………………………………………………………. 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………. 23
2.1. История развития МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово ………………………………………………………………………….. 23
2.2 Организационная структура МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово………………………………………………………………………... 25
2.3. Характеристика терапевтических отделений № 7 и № 4 МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово …………………………............ 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР УЧАСТКОВЫХ ВЗРОСЛОЙ ПОЛИКЛИНИКИ…………………………………………………………………. 35
3.1. Система управления качеством сестринской помощи в МУЗ КП № 5 ..…………………………………………………………………………………….. 35
3.2. Критерии экспертной оценки деятельности медицинской сестры участковой…………………………………………………………………............ 40
3.3. Результаты оценки деятельности медицинских сестер участковых………………………………………………………………………… 55
3.4. Пути решения выявленных проблем и мероприятия по улучшению качества деятельности участковых медицинских сестер ..…………………….. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............. 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа - Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники.docx

— 270.08 Кб (Скачать файл)

После обработки  данных анкет получили, что оценка удовлетворенности пациентов качеством  медицинской помощи равна 3,7 балла. Все показатели являются статистически  достоверными, о чем говорит проведенный  анализ по каждому пункту анкеты. Анализируя полученные данные видно, что снижение баллов произошло во всех пунктах, поэтому актуально рассматривать вопрос о повышении удовлетворенности пациентов и в дальнейшем.

В представленном исследовании были выявлены основные причины, повлекшие  снижение уровня качества деятельности участковых медицинских сестер.

1. Причины снижения качества, обусловленные  большой текучестью кадров отделений.

1.1. Медицинские сестры, ранее не работавшие в медицинских учреждениях неадекватно оценивают необходимость соблюдения правил внутреннего распорядка. За исследуемый период времени одна участковая медсестра не вышла на смену, без разрешения администрации, по семейным обстоятельствам.

1.2. Медицинские сестры, пришедшие  из других отделений или сразу  после колледжа, зачастую не владеют  должными правилами заполнения  медицинской документации, что влечет  за собой допущение ошибок  при выписке направлений, заполнении  амбулаторных карт, статистических  карт и т.д.

1.3. Недостаточность знаний вопросов  оказания неотложной помощи пациентам. 23 процента участковых медицинских  сестер не продемонстрировали  четкий алгоритм при оказании  неотложной помощи при развитии  анафилактического шока (на протяжении  последних лет случаев развития  анафилактического шока в отделениях  терапевтического профиля ЛПУ  не зарегистрировано).

1.4. Молодые специалисты не всегда  могут рационально распределить  рабочее время, при большом  объеме работы, что влечет за  собой не выполнение плановых  показателей деятельности.

2. Причины снижения качества, обусловленные  большой загруженностью участковых  медсестер отделений.

2.1. Национальный проект «Здоровье»  подразумевает значительное расширение  объема работы участковых медсестер  с неизменной продолжительностью рабочего дня, что создает напряженный ритм работы, суету в отделении.

2.2. Напряженный ритм работы и  увеличение объема медицинских  форм оказывает отрицательное  влияние на качество ведения  медицинской документации.

2.3. С возросшим объемом практической  деятельностью медицинский персонал  стал меньше уделять время  на теоретические аспекты работы (23 % медсестер допускают ошибки  в алгоритме по оказанию первой  доврачебной помощи), снизилась заинтересованность  в медицинской литературе и  новых достижениях в здравоохранении.

2.4. У 95% участковых медсестер,  проработавших на участках более  трех лет, наблюдается синдром  «Эмоционального выгорания», что  не может сказываться отрицательно  на качестве работы.

3.4. Пути решения выявленных  проблем и мероприятия по улучшению  качества деятельности участковых  медицинских сестер.

Обучение новых сотрудников:

Обучение  персонала на рабочем месте способствует созданию стабильного кадрового  потенциала, высокопрофессионального  и хорошо мотивированного к выполнению задач, стоящих как перед отделением, так и перед ЛПУ в целом.

Новым сотрудникам, принятым на работу, необходимо помочь быстрее освоиться  на рабочем месте и, что наиболее важно, ощутить свою необходимость  в реализации задач организации. Именно такой подход способствует созданию мотивации у новичков, а значит, их желанию работать.

С этой целью  работа должна состоять из нескольких этапов:

Первый  этап - ознакомительный, включает в  себя знакомство с правилами, приказами  и процедурами, которым подчиняются  все сотрудники данного учреждения. Далее представляем информацию об условиях работы, рабочих часах, праздничных  и выходных днях, времени и продолжительности  отпуска, времени и условиях оплаты, медицинском обслуживании персонала, возможностях дальнейшего обучения, профессионального роста и т.д. Вся необходимая информация для новичка исходит старшей медицинской сестры отделения, чтобы исключить искажения данной информации под влиянием предвзятости или недопонимания коллег.

После завершения вводной ориентации новый сотрудник  в обязательном порядке проходит первичный инструктаж по технике  безопасности, который проводится штатным  инженером по технике безопасности. Непосредственно в отделении  назначенное ответственное лицо проводит вводный инструктаж на рабочем  месте. Одновременно сотрудника знакомят с порядком действий и системой оповещения в случае пожара, взрыва, отключения электроэнергии, выявления ООИ и  других чрезвычайных ситуаций.

Ориентируя  на конкретную работу, для выполнения которой его приняли, необходимо ознакомить его с функциональными  и должностными обязанностями. Испытательный  срок в отделении проводится в  течение трех месяцев, чтобы дать возможность понять, соответствуют  ли должностным требованиям личные потенциальные возможности.

С целью  психологической и социальной адаптации  новых сотрудников проводятся индивидуальные беседы. При наличии у нового сотрудника опыта работы в данной должности его обучают по индивидуальному плану. Новому сотруднику необходимо суметь адаптироваться не только к требованиям работы в новой должности (а они могут сильно отличаться в разных лечебных учреждениях даже в рамках одной специальности), но и к коллективу, сложившимся правилам, стандартам деятельности, категории пациентов и другим значимым моментам. Не принимать во внимание неизбежность процесса адаптации и связанных с ним трудностей — все равно, что обманывать себя пустыми надеждами.

В отделении  есть несколько высококвалифицированных  и опытных сестер, которым доверены функции наставников. Новые сотрудники закрепляются за конкретным и опытным  наставником. Эта методика помогает избежать издержек адаптационного периода и способствует обучению и профессиональному совершенствованию новых сестер. При существующем положении текучести кадров, а также того, возникает необходимость в постоянном и непрерывном процессе пополнения и обновления коллектива, а следовательно, в полноценном и профессиональном обучении молодых специалистов.

Основными задачами адаптационного периода являются:

• овладение  всем спектром профессиональных знаний и навыков, установок, ценностей  и поведения;

• выполнение требований трудовой и исполнительской  дисциплины;

• самостоятельность  при выполнении должностных функций, без опеки наставника и руководителя;

• интерес  и удовлетворенность выполняемой  работой;

• стремление к совершенствованию в рамках своей профессии;

• информированность  по важнейшим вопросам выполняемой  работы;

• установление партнерских взаимоотношений в  коллективе, достижение психологического комфорта, чувства уверенности в  своих силах;

• взаимопонимание  с руководством.

В МУЗ  «Клиническая поликлиника № 5» наряду с другими ЛПУ города и области  внедрен процесс непрерывного обучения средних медицинских работников: обучение 1 раз в пять лет на сертификационных циклах, обучение на циклах тематического  усовершенствования, тематических и  проблемных семинарах, посещение научно-практических конференций, «школы профессионального  мастерства». Участие в конференциях, проводимых на различных уровнях, конкурсах, смотрах-конкурсах. Участковые медицинские  сестры отделений принимают активное участие во всех звеньях непрерывного обучения. Таким образом, реализуется  один из принципов научной организации  труда в здравоохранении –  максимальное использование знаний каждого специалиста и стимулирование повышения уровня знаний.

Оказание  неотложной помощи:

По итогам оценки качества деятельности участковых медицинских сестер систематизирована  работа по данному разделу. В ЛПУ  и терапевтическом отделении  предусмотрено проведение следующих  мероприятий:

Обучение в ЛПУ сестринского персонала на основе внутриучрежденческой программы  вопросам оказания неотложной медицинской помощи, в которой  определен план проведения, преподаватели, предусмотрена отработка практических навыков, контроль знаний по теме «Неотложная  помощь».

Знания медицинских сестер в области неотложной помощи подвергаются регулярной проверке, количество медицинских  сестер, получивших подготовку по неотложной помощи, на внешних и внутриучрежденческих программах обучения регистрируются.

При проведении обходов оцениваются  качество и доступность наборов  неотложной помощи на всех рабочих  местах палатных медицинских сестер.

В ЛПУ внедрена практика еженедельных разборов оказания неотложной помощи, в том числе медицинскими сестрами, на "пятиминутках".

При проведении обучающих  занятий и при контроле знаний оказания неотложной помощи за основу принимаются  индикаторы процесса:

  • а своевременность диагностики неотложной ситуации, начало неотложных действий, вызова врача;
  • качество доврачебной помощи больным;
  • качество исполнения врачебных назначений;
  • качество документирования сестринских действий,

а также индикаторы результатов  сестринской помощи:

  • наличие осложнений сестринских вмешательств при оказании неотложной помощи;
  • удовлетворенность пациентов, медицинских сестер и врачей качеством оказанной неотложной помощи.

Наличие постоянного обучения и контроля знаний по оказанию неотложной помощи позволит медицинской сестре приобрести стойкие знания и практические навыки по данному разделу работы, иметь четкое представление о  действиях, которые она должна выполнить  при столкновении на практике с той  или иной неотложной ситуацией.

Высказана необходимость активизации работы эпидемиолога в части проведения мероприятий с участковыми медицинскими сестрами (не реже одного раз в месяц  проведение обучения данной категории  средних медицинских работников, прием зачетов не реже 1 раза в  квартал).

 

Работа  с медицинской документацией:

При проведении оценки качества выявлены дефекты при  оформлении участковыми медицинскими сестрами отделения необходимой  медицинской документации (ведение  журнала врачебных назначений, прививочного журнала, паспорта терапевтического участка  и др.)

В отделениях на рабочих местах участковых медицинских сестер совместно с  главной медицинской сестрой  ЛПУ и старшей медицинской  сестрой отделения пересмотрена вся действующая документации и  приведена в соответствие с требованиями ее оформления. Все рабочие места  участковых медицинских сестер оснащены необходимой документацией по санэпидрежиму, оказанию неотложной помощи, соблюдению фармпорядка. Каждая участковая медицинская  сестра ознакомлена со своей должностной  инструкцией под роспись, обновлены  инструкции по охране труда на рабочем  месте, по действиям на случай ЧП. Участковым медицинским сестрам поставлена задача, чтобы они поддерживали всю  документацию в должном порядке, регулярно пополняя ее новыми документами  и изымая устаревшие.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Качеством структуры сестринской деятельности являются профессиональные знания, умения и навыки, соответствие профессиональным и должностным требованиям, квалификации. В сестринской деятельности качество медицинской помощи обеспечивается профессионализмом, ее доступностью, результативностью, эффективностью, непрерывностью, безопасностью, удовлетворенностью, коммуникабельностью  работника. Качество процесса отражает соответствие содержания сестринской  деятельности потребностям конкретного  пациента, соблюдение принципов позитивной больничной среды, выполнение требований стандартов (протоколов) и алгоритмов выполнения сестринских манипуляций. Качество результативности характеризует  конечный результат, достижение целей. Все компоненты качества взаимосвязаны  и оказывают друг на друга влияние.

Объективная необходимость проведения контроля качества работы участковых медицинских  сестер терапевтического отделения  ЛПУ и отсутствие единых утвержденных стандартов, протоколов, критериев  оценки такого важного раздела деятельности побудил разработать собственную  систему оценки качества работы медицинских  сестер применительно к отдельно взятым отделениям ЛПУ, адаптировав  предлагаемые технологии других лечебных учреждений.

  Целью работы явилась разработка модели оценки качества деятельности палатных медицинских сестер терапевтических отделений МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» г. Кемерово.

Проведенная оценка качества деятельности участковых медицинских сестер на основании  разработанной оценочной карты  позволила выявить позиции, которые  обусловили снижение производственных показателей, установлены основные причины, приведшие к снижению качества сестринской помощи в отделении. Анализ причин послужил основой для  разработки программы по устранению недостатков и повышению качества деятельности участковых медицинских сестер. Разработанные карты и постоянный мониторинг деятельности участковой медицинской сестры позволят систематизировать работу участковых сестер, найти сильные и слабые стороны в их деятельности, эффективно контролируя трудовой процесс и повышая его результативность.

Предложенная модель оценки качества оказания сестринской помощи пациентам  в настоящее время апробируется и может использоваться для создания модели конечных результатов деятельности медицинских сестер, как один из рычагов экономического и морального стимулирования.

 

ВЫВОДЫ:

1. МУЗ «Клиническая поликлиника  № 5» представляет собой амбулаторное, многопрофильное, лечебно-диагностическое  учреждение. С линейно-функциональным  типом структуры управления. Организация  участковой сестринской службы  представлена шестью подразделениями  (четыре терапевтических отделения  и два отделения общей врачебной  практики)

Информация о работе Оценка качества работы участковых медицинских сестер взрослой поликлиники на примере МУЗ «Клиническая поликлиника№ 5» г. Кемерово