Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция

Краткое описание

1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга

Вложенные файлы: 1 файл

психогенетика.DOC

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Экспериментальный материал позволяет  говорить о вкладе генотипа в вариативность  таких черт темперамента, как общительность, активность, эмоциональность и некоторых  вариантов этих черт (экстраверсия-интроверсия, невротизм и т.д.) С возрастом степень генотипической обусловленности межиндивидуальной изменчивости этих свойств уменьшается (очевидно, соответственно изменению места темперамента в регуляции поведения человека), но полностью не исчезает.

Например, тревожность ожиданий в общении — это особое прижизненно сформированное, а не генетически обусловленное свойство, это именно тревожность по отношению к взрослым. В дошкольном возрасте отношения личности недостаточно обобщены. Они ближе к ситуативным. Поэтому целый ряд таких индивидуальных проявлении, которые характерны для развитого отношения личности, не являются компонентами того же симптомокомплекса в более раннем возрасте.

Подводя итоги сказанному, можно выделить три аспекта онтогенеза индивидуальных свойств. Первое. В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений, характеризующих отдельные свойства личности. В этом отражается становление индивидуальных свойств. Изменение симптомокомплексов в онтогенезе характеризует процесс развития индивидуальных свойств. Второе. Развитие индивидуальных свойств заключается в изменении интенсивности и частоты их проявления. С возрастом до определенного периода увеличивается сила возбуждения и торможения, степень их уравновешенности, лабильность, подвижность нервной системы. То же относится и к возрастным изменениям свойств темперамента и личности. До какого-то возраста усиливаются степень волевого контроля, эмоциональная уравновешенность, пластичность и другие свойства темперамента, сознание ответственности, прилежание, аккуратность и т. д.

Наконец, третье. Возрастное развитие индивидуальности заключается  в возникновении новых связей между индивидуальными свойствами. Например, у юноши возникает связь  между учебными и профессиональными  интересами, интеллектуальными свойствами, отношениями личности. Все эти три аспекта возрастного развития индивидуальности одновременно характеризуют и общевозрастное развитие. Они типичны для всех детей определенного возраста. Но внутри общевозрастных характеристик обнаруживается широкий спектр индивидуальных различий. Это отчетливо проявляется в лонгитюдном исследовании (Е. Л. Силина, 1977). Если сопоставить одних и тех же детей в подростковом и раннем юношеском возрастах, то у каждого мы находим типичные возрастные особенности свойств нервной системы и темперамента, в большей или меньшей степени выраженные. Но, анализируя всю выборку детей в разных возрастах, мы обнаруживаем высокую ранговую корреляцию исследуемых свойств данной индивидуальности. Относительное постоянство рангового места каждого из этих свойств говорит о его устойчивости, а изменение абсолютной величины каждого соответствующего показателя — о его возрастной изменчивости. Однако в результате индивидуальных различий в темпе возрастного развития каждого из изученных свойств их индивидуальное постоянство и устойчивость лишь относительны. Ранговое место, которое занимает ученик по данному свойству в каждом возрасте, не является абсолютно постоянным.

Как видно из изложенного, одни и те же свойства могут характеризовать и возрастную ступень развития, и индивидуальную особенность. Поэтому возрастные свойства могут маскировать сходные с ними индивидуальные свойства. По данным М. Б. Топоровой (1929), такие свойства человека, как раздражительность, наклонность к страху или гневу, вялость, безразличие, подавленность, установленные у детей младшего школьного возраста как их индивидуальные особенности, у подавляющего большинства исследуемых не проявлялись в дошкольном возрасте. Наоборот, некоторые свойства темперамента, контрастирующие с возрастными свойствами у младших школьников, по данным того же автора, часто проявляются уже в дошкольном возрасте. Например, сдержанность, установленная у детей в младшем школьном возрасте, у некоторых из них проявлялась уже в дошкольном возрасте. Точно так же, по данным анамнезов в работе А. И. Ильиной (А. И. Ильина, И. М. Палей. 1958), такие свойства, как неутомимость и высокая работоспособность, проявлялись у испытуемых уже в раннем детском возрасте.

Аналогично дело обстоит  и с индивидуальными свойствами более высоких иерархических уровней — свойствами личности и межличностными статусами. Каждое из таких свойств может быть и возрастным, и индивидуальным. Так, подростковое чувство зрелости может маскировать слабовыраженное индивидуальное свойство самостоятельности, но та же самостоятельность как индивидуальное свойство очень отчетливо обнаруживается в младшем школьном возрасте, потому что контрастирует с возрастной раздражительностью.

Таким образом, чтобы дифференцировать общие возрастные и индивидуальные свойства и выяснить их соотношение, необходимо специальное исследование.

Сходное соотношение существует между  половыми и индивидуальными свойствами. Одни и те же свойства, например, эмоциональность, конформность, внушаемость, эмпатийность, более характерны для женщин и вместе с тем являются существенными компонентами индивидуальной характеристики. Различение  индивидуальных и половых свойств осложняется еще тем, что между полюсом мужественности и полюсом женственности существует ряд промежуточных ступеней и разные люди занимают разное место на шкале половых различий. Обычное средство преодоления этой трудности при диагностических испытаниях — сопоставление различий по какой-либо шкале индивидуальных свойств с местом, занимаемым человеком по шкале мужественности — женственности.

Что касается закономерностей развития индивидуальных свойств, то можно различать  два типа такого развития. Один из них  можно назвать процессом развертывания. Он заключается в том, что в  результате созревания нервной системы, усложнения и расширения деятельности складываются симптомокомплексы проявлений этих свойств; эти симптомокомплексы становятся все более обобщенными и многообразными. Другой тип развития — возникновение новых свойств в процессе активной деятельности в зависимости от ее объективных требований и общественного значения.

От возрастного развития связей между различными проявлениями одного и того же свойства, т. е. симптомокомплекса  показателей свойства, следует отличать другой аспект онтогенеза. Он заключается в возрастном развитии связей между свойствами. На каждой возрастной ступени существуют специфичные типы связей между свойствами, относящимися к одному и тому же иерархическому уровню. Эти типы связей представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического уровня. Например, у дошкольников слабость нервных процессов связана с инертностью и неуравновешенностью (В. Э. Чудновский, 1963; Н. С. Лейтес, 1966). Слабость, инертность и неуравновешенность — возрастные характеристики нервных процессов дошкольника. У подростков взаимно связаны сила, неуравновешенность и подвижность нервных процессов. В зрелом возрасте эти три свойства ортогональны. Рассмотрим развитие связей между индивидуальными свойствами, прежде всего свойствами, которые подчиняются общей закономерности например между свойствами нервной системы, между свойствами темперамента, между свойствами личности и т. п.

Корреляция между индивидуальными  свойствами нервной системы, наблюдаемая  в зрелом возрасте, отсутствует в  раннем детском возрасте. Так, у старших дошкольников не было установлено связи между тревожностью и ригидностью, ригидностью и импульсивностью, экстраверсией—интроверсией (Э. И. Маствилискер, 1973). Точно так же, наоборот, некоторые связи, существующие в раннем детском возрасте, исчезают в более позднем. Например, у дошкольников слабость нервных процессов связана с инертностью и неуравновешенностью. В зрелом возрасте этот тип связи исчезает и эти свойства становятся ортогональными.

Аналогичные факты наблюдаются  при изучении онтогенеза нейродинамики взрослых людей от 18 до 33 лет (Н. Г. Зырянова, 1971). С возрастом изменяются не только количественные показатели отдельных свойств, но и их взаимосвязи, возникают новые.

То же самое следует сказать  и о связях между свойствами темперамента. Корреляция между экстраверсией — интроверсией и эмоциональной возбудимостью, существующая в младшем школьном возрасте, не наблюдается у подростков и у старших школьников (Э. И. Маствилискер, 1973). С годами изменяется также связь между свойствами личности. У подростков неадекватная самооценка результатов своей деятельности связана с уровнем деловой направленности. Завышенная самооценка чаще всего проявляется у подростков, предпочитающих работу, мотивом которой является оценка способностей, работе, мотивом которой будет успех коллектива. Между тем в младшем юношеском возрасте неадекватность самооценки результатам своей деятельности связана с уровнем притязаний и самооценкой своей личности (Л. И. Божович, 1968).

На фоне общевозрастных характеристик одноуровневых связей выделяются индивидуально-типические связи свойств. Общая тенденция развития этих связей заключается в увеличении количества и объема ортогональных факторов. Ортогональность между динамичностью возбуждения и динамичностью торможения установлена у детей 8 лет (И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровская, 1972). Ортогональность между силой возбудительного процесса и лабильностью обнаружена у подростков (Е. П.Гусева, Н. Ф. Шляхта, 1974). Данные о развитии связей между психодинамическими свойствами несколько полнее. Более четкое выделение ортогональных факторов проявляется в увеличении количества корреляций. В 6—7 лет из-за бедности интеркорреляций вообще не удается выделить какие-либо четкие факторы (Э. И. Маствилискер, 1973). В 10—11 лет выделяются два фактора (А. А. Коротаев, 1974). В подростковом возрасте отклонения от простои факторной структуры имеются лишь по одному показателю (Е. А. Силина, 1977). Начиная с младшего юношеского возраста четко выделяются два ортогональных фактора (В. В. Белоус, 1967; Р. И. Аллагулов, 1971; А. Л. Коротаев, 1974; Е. А. Силина, 1977). Ортогональные факторы представляют собой тип одно-многозначных связей.

Таким образом, общая тенденция  возрастного развития индивидуально  типичных связей между свойствами нервной  системы, а также между психодинамическими свойствами заключается в усилении и учащении одно-многозначных связей.

Другая возрастная тенденция в  развитии индивидуально типичных связей между одноуровневыми свойствами заключается  в развитии инвариантных нелинейных отношений типа параболической зависимости. Под инвариантным отношением понимается такое уравнение, в котором количественные изменения входящих в него членов связаны между собой так, что в результате возникает одна и та же постоянная величина. Такие инварианты мы получаем, если нормируем индивидуальные величины показателей разных свойств и составляем на этой основе уравнение параболы. Отношения типа параболической зависимости получены на испытуемых, отобранных но полюсам, лишь в подростковом возрасте (Р. И. Аллагулов, 1971), а на сплошных выборках — в младшем юношеском возрасте (Е. А. Силина, 1977), в старшем юношеском возрасте и у взрослых (В. В. Белоус, 1967). Инвариантное отношение выражает взаимно-однозначную связь явлений. Как видно из сказанного, она возникает в онтогенезе значительно позднее, чем одно-многозначная, выражающаяся в факторах.

В развитии личности тенденция  развития одно-многозначных связей между  индивидуальными свойствами заключается  в том, что в новообразованиях личности, характерных для определенных возрастов, выделяются относительно независимые симптомокомплексы, причем с годами они все более дифференцируются и их количество увеличивается. Из данных, приведенных Дж. Л. Чайльд (1968), видно, что в возрасте 4—5 лет выделяются четыре независимых симптомокомплекса: самостоятельность — несамостоятельность, покорность — непокорность,  добросовестность — недобросовестность, общительность — необщительность. В 6—8 лет обнаружено пять симптомокомплексов, в 11— 14 лет—шесть. Р. Кеттелл (1966) выделяет, по данным своего инвентаря, шесть симптомокомплексов. В работе Л. П. Колчиной (1976) у взрослых выявились тонкие различия между двумя независимыми друг от друга симптомокомплексами агрессивности: один выражается преимущественно в социальных отношениях к проявлениям агрессивности у других людей, а второй обнаруживается главным образом в анализе своих агрессивных отношений.

Таким образом, в онтогенезе все  более усиливается тенденция  дифференцировки одно-многозначных связей между свойствами личности и  автономией различных симптомокомплексов.

Возрастное развитие свойств личности определяется, следовательно, не только объективными требованиями деятельности и к каждому свойству личности в отдельности и совокупности этих свойств, но и внутренней логикой  системных связей между ними (29).

 

Нейропсихологические  основы индивидуальных различий сенсорного восприятия и представления

Ядро сенсорной организации  человека образуют:

  1. Зрительно-тактильно-кинестетическая система вместе с оптико-вестибулярной установкой. Доминирующее положение в этой организации занимает зрение.
  2. Слуховая рецепция и речевой слух, которая представляет собой новую форму слуховой рецепции, порожденную языком как основным средством общения.

К ядру сенсорной организации  человека примыкает тактильная рецепция всей кожи человеческого тела; температурная и болевая рецепция, а также хеморецепция (обоняние и вкус).

Показателем уровня развития анализатора, его функциональной динамики и работоспособности является то или иное состояние чувствительности. Чувствительность как способность к ощущению, является потенциалом анализатора, которые в физиологии и психологии определяют по величине, обратно пропорционально порогу раздражителя. Она всегда модальна и выражает потенциальное свойство определенного анализатора в отношении данных раздражителей (оптических, акустических, механических, электрических и т.д.), которые видоизменяются в зависимости от качества, интенсивности, локализации и времени действия раздражителя (Ананьев Б.Г., 1977).

Поэтому у одного и  того же человека имеется много форм абсолютной и раздражительной чувствительности, развитых неравномерно и отличающихся друг от друга по уровню, что проявляется прежде всего в сфере восприятия.

Неравномерность чувствительности проявляется также в сфере  памяти и мышления. Об этом свидетельствуют достаточно изученные явления зависимости запоминания от сенсорного способа заучивания (зрительного, слухового, кинестетически-двигательного). У одних людей эффективным является зрение, а другим необходимо включение его при воспроизведении заученного материала. Поэтому описанные в психологии типы памяти являются характеристикой основного для данной группы людей вида чувтсвенных представлений (зрительных, слуховых и т.п.), которые зависят от соотношения разных видов чувствительности в сенсорной организации человека.

Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности