Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция
1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга
Экспериментальный материал позволяет говорить о вкладе генотипа в вариативность таких черт темперамента, как общительность, активность, эмоциональность и некоторых вариантов этих черт (экстраверсия-интроверсия, невротизм и т.д.) С возрастом степень генотипической обусловленности межиндивидуальной изменчивости этих свойств уменьшается (очевидно, соответственно изменению места темперамента в регуляции поведения человека), но полностью не исчезает.
Например, тревожность ожиданий в общении — это особое прижизненно сформированное, а не генетически обусловленное свойство, это именно тревожность по отношению к взрослым. В дошкольном возрасте отношения личности недостаточно обобщены. Они ближе к ситуативным. Поэтому целый ряд таких индивидуальных проявлении, которые характерны для развитого отношения личности, не являются компонентами того же симптомокомплекса в более раннем возрасте.
Подводя итоги сказанному, можно выделить три аспекта онтогенеза индивидуальных свойств. Первое. В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений, характеризующих отдельные свойства личности. В этом отражается становление индивидуальных свойств. Изменение симптомокомплексов в онтогенезе характеризует процесс развития индивидуальных свойств. Второе. Развитие индивидуальных свойств заключается в изменении интенсивности и частоты их проявления. С возрастом до определенного периода увеличивается сила возбуждения и торможения, степень их уравновешенности, лабильность, подвижность нервной системы. То же относится и к возрастным изменениям свойств темперамента и личности. До какого-то возраста усиливаются степень волевого контроля, эмоциональная уравновешенность, пластичность и другие свойства темперамента, сознание ответственности, прилежание, аккуратность и т. д.
Наконец, третье. Возрастное
развитие индивидуальности заключается
в возникновении новых связей
между индивидуальными
Как видно из изложенного, одни и те же свойства могут характеризовать и возрастную ступень развития, и индивидуальную особенность. Поэтому возрастные свойства могут маскировать сходные с ними индивидуальные свойства. По данным М. Б. Топоровой (1929), такие свойства человека, как раздражительность, наклонность к страху или гневу, вялость, безразличие, подавленность, установленные у детей младшего школьного возраста как их индивидуальные особенности, у подавляющего большинства исследуемых не проявлялись в дошкольном возрасте. Наоборот, некоторые свойства темперамента, контрастирующие с возрастными свойствами у младших школьников, по данным того же автора, часто проявляются уже в дошкольном возрасте. Например, сдержанность, установленная у детей в младшем школьном возрасте, у некоторых из них проявлялась уже в дошкольном возрасте. Точно так же, по данным анамнезов в работе А. И. Ильиной (А. И. Ильина, И. М. Палей. 1958), такие свойства, как неутомимость и высокая работоспособность, проявлялись у испытуемых уже в раннем детском возрасте.
Аналогично дело обстоит и с индивидуальными свойствами более высоких иерархических уровней — свойствами личности и межличностными статусами. Каждое из таких свойств может быть и возрастным, и индивидуальным. Так, подростковое чувство зрелости может маскировать слабовыраженное индивидуальное свойство самостоятельности, но та же самостоятельность как индивидуальное свойство очень отчетливо обнаруживается в младшем школьном возрасте, потому что контрастирует с возрастной раздражительностью.
Таким образом, чтобы дифференцировать общие возрастные и индивидуальные свойства и выяснить их соотношение, необходимо специальное исследование.
Сходное соотношение существует между половыми и индивидуальными свойствами. Одни и те же свойства, например, эмоциональность, конформность, внушаемость, эмпатийность, более характерны для женщин и вместе с тем являются существенными компонентами индивидуальной характеристики. Различение индивидуальных и половых свойств осложняется еще тем, что между полюсом мужественности и полюсом женственности существует ряд промежуточных ступеней и разные люди занимают разное место на шкале половых различий. Обычное средство преодоления этой трудности при диагностических испытаниях — сопоставление различий по какой-либо шкале индивидуальных свойств с местом, занимаемым человеком по шкале мужественности — женственности.
Что касается закономерностей развития
индивидуальных свойств, то можно различать
два типа такого развития. Один из них
можно назвать процессом
От возрастного развития связей между различными проявлениями одного и того же свойства, т. е. симптомокомплекса показателей свойства, следует отличать другой аспект онтогенеза. Он заключается в возрастном развитии связей между свойствами. На каждой возрастной ступени существуют специфичные типы связей между свойствами, относящимися к одному и тому же иерархическому уровню. Эти типы связей представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического уровня. Например, у дошкольников слабость нервных процессов связана с инертностью и неуравновешенностью (В. Э. Чудновский, 1963; Н. С. Лейтес, 1966). Слабость, инертность и неуравновешенность — возрастные характеристики нервных процессов дошкольника. У подростков взаимно связаны сила, неуравновешенность и подвижность нервных процессов. В зрелом возрасте эти три свойства ортогональны. Рассмотрим развитие связей между индивидуальными свойствами, прежде всего свойствами, которые подчиняются общей закономерности например между свойствами нервной системы, между свойствами темперамента, между свойствами личности и т. п.
Корреляция между
Аналогичные факты наблюдаются при изучении онтогенеза нейродинамики взрослых людей от 18 до 33 лет (Н. Г. Зырянова, 1971). С возрастом изменяются не только количественные показатели отдельных свойств, но и их взаимосвязи, возникают новые.
То же самое следует сказать и о связях между свойствами темперамента. Корреляция между экстраверсией — интроверсией и эмоциональной возбудимостью, существующая в младшем школьном возрасте, не наблюдается у подростков и у старших школьников (Э. И. Маствилискер, 1973). С годами изменяется также связь между свойствами личности. У подростков неадекватная самооценка результатов своей деятельности связана с уровнем деловой направленности. Завышенная самооценка чаще всего проявляется у подростков, предпочитающих работу, мотивом которой является оценка способностей, работе, мотивом которой будет успех коллектива. Между тем в младшем юношеском возрасте неадекватность самооценки результатам своей деятельности связана с уровнем притязаний и самооценкой своей личности (Л. И. Божович, 1968).
На фоне общевозрастных характеристик одноуровневых связей выделяются индивидуально-типические связи свойств. Общая тенденция развития этих связей заключается в увеличении количества и объема ортогональных факторов. Ортогональность между динамичностью возбуждения и динамичностью торможения установлена у детей 8 лет (И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровская, 1972). Ортогональность между силой возбудительного процесса и лабильностью обнаружена у подростков (Е. П.Гусева, Н. Ф. Шляхта, 1974). Данные о развитии связей между психодинамическими свойствами несколько полнее. Более четкое выделение ортогональных факторов проявляется в увеличении количества корреляций. В 6—7 лет из-за бедности интеркорреляций вообще не удается выделить какие-либо четкие факторы (Э. И. Маствилискер, 1973). В 10—11 лет выделяются два фактора (А. А. Коротаев, 1974). В подростковом возрасте отклонения от простои факторной структуры имеются лишь по одному показателю (Е. А. Силина, 1977). Начиная с младшего юношеского возраста четко выделяются два ортогональных фактора (В. В. Белоус, 1967; Р. И. Аллагулов, 1971; А. Л. Коротаев, 1974; Е. А. Силина, 1977). Ортогональные факторы представляют собой тип одно-многозначных связей.
Таким образом, общая тенденция возрастного развития индивидуально типичных связей между свойствами нервной системы, а также между психодинамическими свойствами заключается в усилении и учащении одно-многозначных связей.
Другая возрастная тенденция в развитии индивидуально типичных связей между одноуровневыми свойствами заключается в развитии инвариантных нелинейных отношений типа параболической зависимости. Под инвариантным отношением понимается такое уравнение, в котором количественные изменения входящих в него членов связаны между собой так, что в результате возникает одна и та же постоянная величина. Такие инварианты мы получаем, если нормируем индивидуальные величины показателей разных свойств и составляем на этой основе уравнение параболы. Отношения типа параболической зависимости получены на испытуемых, отобранных но полюсам, лишь в подростковом возрасте (Р. И. Аллагулов, 1971), а на сплошных выборках — в младшем юношеском возрасте (Е. А. Силина, 1977), в старшем юношеском возрасте и у взрослых (В. В. Белоус, 1967). Инвариантное отношение выражает взаимно-однозначную связь явлений. Как видно из сказанного, она возникает в онтогенезе значительно позднее, чем одно-многозначная, выражающаяся в факторах.
В развитии личности тенденция развития одно-многозначных связей между индивидуальными свойствами заключается в том, что в новообразованиях личности, характерных для определенных возрастов, выделяются относительно независимые симптомокомплексы, причем с годами они все более дифференцируются и их количество увеличивается. Из данных, приведенных Дж. Л. Чайльд (1968), видно, что в возрасте 4—5 лет выделяются четыре независимых симптомокомплекса: самостоятельность — несамостоятельность, покорность — непокорность, добросовестность — недобросовестность, общительность — необщительность. В 6—8 лет обнаружено пять симптомокомплексов, в 11— 14 лет—шесть. Р. Кеттелл (1966) выделяет, по данным своего инвентаря, шесть симптомокомплексов. В работе Л. П. Колчиной (1976) у взрослых выявились тонкие различия между двумя независимыми друг от друга симптомокомплексами агрессивности: один выражается преимущественно в социальных отношениях к проявлениям агрессивности у других людей, а второй обнаруживается главным образом в анализе своих агрессивных отношений.
Таким образом, в онтогенезе все
более усиливается тенденция
дифференцировки одно-
Возрастное развитие свойств личности определяется, следовательно, не только объективными требованиями деятельности и к каждому свойству личности в отдельности и совокупности этих свойств, но и внутренней логикой системных связей между ними (29).
Нейропсихологические основы индивидуальных различий сенсорного восприятия и представления
Ядро сенсорной организации человека образуют:
К ядру сенсорной организации человека примыкает тактильная рецепция всей кожи человеческого тела; температурная и болевая рецепция, а также хеморецепция (обоняние и вкус).
Показателем уровня развития анализатора, его функциональной динамики и работоспособности является то или иное состояние чувствительности. Чувствительность как способность к ощущению, является потенциалом анализатора, которые в физиологии и психологии определяют по величине, обратно пропорционально порогу раздражителя. Она всегда модальна и выражает потенциальное свойство определенного анализатора в отношении данных раздражителей (оптических, акустических, механических, электрических и т.д.), которые видоизменяются в зависимости от качества, интенсивности, локализации и времени действия раздражителя (Ананьев Б.Г., 1977).
Поэтому у одного и того же человека имеется много форм абсолютной и раздражительной чувствительности, развитых неравномерно и отличающихся друг от друга по уровню, что проявляется прежде всего в сфере восприятия.
Неравномерность чувствительности проявляется также в сфере памяти и мышления. Об этом свидетельствуют достаточно изученные явления зависимости запоминания от сенсорного способа заучивания (зрительного, слухового, кинестетически-двигательного). У одних людей эффективным является зрение, а другим необходимо включение его при воспроизведении заученного материала. Поэтому описанные в психологии типы памяти являются характеристикой основного для данной группы людей вида чувтсвенных представлений (зрительных, слуховых и т.п.), которые зависят от соотношения разных видов чувствительности в сенсорной организации человека.
Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности