Под территорией (в
широком смысле) в международном праве
понимаются различные пространства земного
шара с его сухопутной и водной поверхностью,
недрами и воздушными пространствами,
а также космическое пространство и находящиеся
в нем небесные тела. Вся территория подразделяется
на три типа:
государственная территория;
территория с международным
режимом;
территории со смешанным режимом.
Государственной
территорией является такая территория,
которая находится под суверенитетом
определенного государства, т. е. принадлежит
определенному государству, осуществляющему
в ее пределах свое территориальное верховенство.
Некоторые временные исключения возможны
в случаях военной оккупации и международно-правовой
аренды территории.
К территориям с международным
режимом относятся лежащие за пределами
государственной территории земные пространства,
которые не принадлежат кому-либо в отдельности,
а находятся в общем пользовании всех
государств в соответствии с международным
правом. Это прежде всего открытое море,
воздушное пространство над ним и глубоководное
морское дно за пределами континентального
шельфа.
Территории со смешанным
режимом - это территории, на которых
действуют одновременно и нормы международного
права и нормы национального права. Этот
вид территорий можно условно разделить
на две группы. К первой относятся континентальный
шельф и экономическая зона. Эти районы
не находятся под суверенитетом государств
и не входят в состав государственных
территорий, но каждое прибрежное государство
имеет суверенные права на разведку и
разработку природных ресурсов прилегающих
к нему континентального шельфа и экономической
морской зоны, а также на охрану природной
среды этих районов. В пределах этих прав
каждое государство издает свои законы
и правила, регулирующие упомянутые виды
деятельности. В остальном на континентальном
шельфе и в экономической зоне действуют
принципы и нормы международного морского
права. Вторая группа - международные реки
и проливы, перекрываемые территориальными
водами прибрежных государств, и международные
каналы, входящие в состав территории
прибрежных государств.
Особый международно-правовой
режим установлен в Антарктике по Договору
1959 г. Согласно этому договору Антарктика
полностью демилитаризована и открыта
для научных исследований всех стран.
Ни одна часть Антарктики не находится
под суверенитетом какого-либо государства,
но в то же время территориальные притязания
государств в Антарктике сохраняются.
Космическое пространство находится за пределами земных
территорий, и его правовой режим определяется
принципами и нормами международного
космического права, в частности Договором
о принципах деятельности государств
по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные
тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит
национальному присвоению каким бы то
ни было образом и открыто для исследования
и использования всеми государствами
на основе равенства.
26 Вопрос
Признание– это политико-правовой акт,
которым государство официально подтверждает
свою осведомленность о возникновении
нового государства, выражает свое позитивное
отношение к этому намерению нового государства
вступать в отношения с другими государствами
и иным образом участвовать в международном
общении.
Международно-правовое
признание — это акт государства, которым
оно считает целесообразным вступить
в юридические отношения с признаваемой
стороной. Такой стороной может быть:
вновь возникшее государство;
нация или НОД, борющиеся за независимость;
восставшая или воюющая сторона;
международная организация.
Основные виды международно-правового
признания следующие:
Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.
Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например в результате демократических выборов.
Формы международно-правового
признания
К формам признания международного права
относятся:
1) юридическая
форма, которая выступает в двух видах:
де-юре (dejure) — признание полное, окончательное и официальное: устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов. Признание де-юре влечет за собой, как правило, установление дипломатических отношений;
де-факто (defacto) — когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер. Признание де-факто — выражение неуверенности, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны.Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе.
2) фактическая
форма, или признание (adhoc) — признание в каждом
конкретном случае и только для него. Эта
форма признания не создает юридической
базы для будущих отношений. Государства
или правительства вступают в официальный
контакт друг с другом вынужденно, для
решения каких-либо конкретных вопросов,
но вместе с тем не желают признавать друг
друга.
Различают две доктрины
(или теории) признания:
конституитивную — признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;
декларативную — признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.
Конститутивная теория исходит из того, что если нет
признания, то нет и субъекта международного
права. Следовательно, отсюда делались
и делаются далеко идущие политические,
экономические, военные, дипломатические
выводы в отношении непризнанного государства.
Конститутивная теория несовместима
с международным правом, поскольку она
игнорирует тот факт, что государство
еще до признания пользуется всеми правами
и обязанностями, вытекающими из принципа
суверенитета. Эта теория откровенно ставит
права и обязанности вновь возникшего
государства в зависимость от воли «старых»
членов сообщества государств. Непризнание
каким-либо государством другого государства
вовсе не означает, что оно может не считаться
с правами государства, которое им не признано.
Декларативная теория признания заключается в том,
что признание лишь констатирует возникновение
нового субъекта международного права.
Признание предполагает внутреннюю независимость
вновь возникшего государства, но не создает
его. «Государство возникает и существует
самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене —
Признанием его лишь констатируется его
рождение». Жизнеспособные государства,
возникшие в результате реализации права
наций на самоопределение, а также жизнеспособные
правительства, пришедшие к власти в результате
свободного волеизъявления народа, «будут
существовать независимо от того, пользуются
ли они признанием или нет».
Новое государство имеет право
на международное признание. Такое право
основывается на общепризнанных принципах
равенства и взаимной выгоды, уважения
суверенитета, территориальной целостности
и невмешательства во внутренние дела.
Российское международное право
всегда стояло и стоит на позициях декларативной
доктрины признания.
Критерии признания
Правила признания государств регулируются
по большей части международно-правовым
обычаем[6]. Однако некоторые критерии вытекают
непосредственно из общих
принципов международного права. Так,
не могут быть признаны государства, образовавшиеся
в ходе прихода к власти меньшинства, проводящего расистскую или
иную запрещенную политику (как, например,в
случае провозглашения независимости Южной
Родезии в 1965
году, когда Совет
Безопасности ООН призвал не признавать «незаконный режим
расистского меньшинства»[7]), а также государства, образованные
в ходе агрессии или оккупации территории
другого государства.
В 1991
году на встрече министров иностранных дел стран
ЕС были сформированы следующие критерии,
которым должно соответствовать государство
для его официального признания[8]:
Соблюдение положений Устава ООН;
Уважение принципа нерушимости
границ;
Уважение прав и свобод человека, построение демократического режима, гарантирование прав этнических и национальных меньшинств;
Принятие обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия;
Мирное разрешение
региональных споров, в том числе связанных с вопросами правопреемства.
Данные критерии носят рекомендательный
характер, при этом они имели определяющее
значение при признании новых государств
на территории Восточной
Европы и бывшегоСССР[9].
Значение и порядок
признания
Значение признания государства трудно
переоценить. Только признанное государство
может в полной мере нести права и обязанности,
основанные на нормах
международного права, участвовать в полной мере в международном
общении и сотрудничестве, согласовании
международно-правовых норм[10]. Послы,консулы и
представители государства могут не пользоваться иммунитетами и
привилегиями в не признающем их государстве[6].
Право признания государств является
суверенным правом государств. Акт признания
может быть совершен только от имени государства
или его правительства. Международные
организации, включая ООН не имеют права
признавать государства или правительства:
Признание
нового государства или правительства
— это акт, который могут совершить или
отказаться совершить только государства и правительства. Как
правило, оно означает готовность установить дипломатические
отношения. Организация
Объединённых Наций — это не государство и не правительство,
и поэтому она не обладает никакими полномочиями
признавать то или иное государство или
правительство[11]
Юридическое признание обычно осуществляется
посредством односторонних актов[6]. В большинстве случаев подобный акт
выполняет две функции: устанавливает
факт существования государства, а также
устанавливает дипломатические
отношения между государствами (например, Указ
Президента РФ от 12.05.1993 «О признании Эритреи»[12], Указ Президента РФ 11.07.2011 «О признании
Российской Федерацией Республики Южный
Судан и об установлении с ней дипломатических
отношений»[13]).
Признание правительств
Обычно признание правительств подразумевается
при признании государств в целом. То есть,
признавая новое государство, другое государство
автоматически признаёт и его правительство[14]. Однако существует несколько подходов
к признанию правительств, пришедших к
власти неконституционным (революционным) путем.
Доктрина непризнания правительств,
пришедших к власти неконституционным
путём, выдвинутая в 1907
году министром
иностранных дел Эквадора Карлосом
Тобаро[15]. В соответствии с ней, такие правительства
не должны признаваться государствами.
В 1930
году министром иностранных дел Мексики Хенаро
Эстрада была выдвинута другая доктрина, согласно
которой подобные правительства могут
признаваться не принятием отдельного
акта, а простым установлением дипломатических
сношений[16]. Доктрина Эстрады главным образом была
направлена против использования института
признания правительств для вмешательства
во внутренние дела латиноамериканских
стран со стороны США и
ряда других государств, что делалось
в соответствии с доктриной Тобара, и была
связана с декларативной теорией признания
государств[17].