Авторитет руководителя – как элемент управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения управления персоналом
1.1 Понятия и цели управления персоналом
1.2 Субъекты, функции и методы управления персоналом
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
Глава 2. Параметры эффективного руководства
2.1 Роль и функции руководителя
2.2 Характеристики и личные качества руководителя
2.3 Стратегия руководства коллективом
2.4 Стили руководства
ГЛАВА 3. Авторитет руководителя – как элемент управления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мурад.docx

— 98.79 Кб (Скачать файл)

  ·  заботиться об информированности команды;

  ·  вдохновляет членов команды;

  ·  заботится о клиентах;

  ·  увеличивает благосостояние членов команды;

  ·  поощряет обучение и самообучение членов команды;

  ·  предвидит изменения;

  ·  способен справиться с кризисом. 

  Глава 4. ВЛАСТЬ И АВТОРИТЕТ  РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  

  4.1 Структура власти  руководителя

  Конституирующим началом руководства персоналом является власть.

  Власть – это отношения между партнерами (индивидуальными и коллективными), агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго

  Власть  как отношение между людьми имеет  определенную структуру. Ее основными  компонентами являются: субъект, объект, средства (ресурсы), основания и механизм. Кроме того, важными характеристиками власти являются ее сфера (радиус) распространения, величина (сила), объем (количество полномочий) и временная продолжительностьзатраты (материальные и психические), связанные с обеспечением подчинения и преодоления сопротивления, техника, т.е. способы и процедуры реализации власти, а также противодействующие влияния и поведенческие альтернативы (возможности неисполнения распоряжений).

  Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им выступает руководитель. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств, прежде всего, таких, как желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах, а также качествами, которые уже рассматривались применительно к лидерству: готовность брать на себя ответственность, принимать решение, компетентность и др.

  Объект власти – исполнитель руководящих указаний, распоряжений. Власть - всегда двусторонне взаимодействие ее субъекта и объекта с доминированием воли руководителя. Она невозможна без подчинения объекта.

  Отношения объекта к субъекту властвования могут быть самыми разными – от ожесточенного сопротивления (в  этом случае власть исчезает) и добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

  Преобладание  в организации людей, преследующих лишь свои индивидуальные цели, привыкшие  беспрекословно повиноваться и не способных  к самоконтролю, во многом определяет авторитарный характер власти и соответствующие  стили руководства.

  Силу  власти в организации можно выразить следующей формулой («формулой власти»):

  B=f(X,Y,Z)

  где, В - власть; – функциональная зависимость; X – количество причин; Y – их направленность, Z – сила действия каждой причины [15].

  Выполнение (или невыполнение) распоряжений руководителя зависит не только от его авторитета и ресурсов, но и от наличия и  силы противодействующих факторов, которые  необходимо учитывать в руководящей  работе.

  4.2 Ресурсы и виды  власти

  Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей другим является наличие у  руководителя ресурсов власти – средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для  поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации руководителем  они могут трансформироваться во власть, которая представляет собой  способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние  в рамках системы взаимосвязанных  агентов.

  Существуют  несколько классификаций ресурсов. Так согласно  
А. Этциони, они делятся на: утилитарные, принудительные и нормативные.

  Утилитарные ресурсы – это материальные (прежде всего зарплата и премия) и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

  В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают утилитарные ресурсы, например, возможность судебного преследования участников забастовки, не боящихся экономических санкций.

  Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

  Достаточно  распространенной классификацией ресурсов, широко используемой для характеристики влияния руководителя и видов  его власти, является деление их – в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на:

  ·  экономические (деньги);

  ·  социальные (повышение или понижение социального статуса или должности работника, а также социальные блага);

  ·  информационные (знания и информация);

  ·  административно-принудительные (силовые – средства физического воздействия, а также права, дающие возможность увольнения работников или изменения места его работы).

  Обладание ресурсами и их количество (объем) прямо связаны с руководящими должностями и обычно возрастают с повышением ранга руководителя.

  Специфическим отражением подчиненными (объектом власти) ресурсов, которыми обладает руководитель, а также его личных качеств  выступают основания власти. Они  раскрывают мотивы подчинения и непосредственно  связаны с соответствующими видами власти. Выделяют следующие виды власти в организации:

  1. Вознаграждение. Мотивом подчинения в этом случае является удовлетворение разнообразных потребностей и интересов сотрудников. Данный вид обладает максимальной эффективностью в том случае, если награда воспринимается как заслуженная и справедливая.

  2. Наказание. Власть через наказание основана на страхе перед санкциями. В практике руководства наказание лучше использовать в комплексе с вознаграждением, показывая противоположность последствий хорошей и плохой работы.

  3. Деловой авторитет руководителя. Власть, основанная на деловом авторитете, т.е. экспертная власть, означает, что руководитель, по мнению сотрудников, обладает компетентностью, знаниями, опытом и умением, необходимым для решения определенных задач в условиях отсутствия таких способностей у других членов группы.

  4. Информация. Власть основаная на контроле за знаниями, информацией и средствами их распространения, а также манипулирование – т.е. управление сознанием и поведением людей вопреки их актуальным интересам, а нередко и воле, путем использования специальных методов обмана.

  5. Легитимизация. Власть через легитимизацию основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права руководителей приказывать и обязанности нижестоящих в должностной иерархии сотрудников подчиняться.

  6. Убеждение. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностей и установок.

  7. Идентификация. Нередко вырастает из власти, основанной на интересах (интересы лежат только в основе власти через вознаграждение и наказание), убежденности и авторитете. Это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти. Проявляется в чувстве единства, стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать поведение.

  8. Привычка к подчинению. Привычка – надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока она не приходит в противоречие с новыми требованиями. Власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что власть себя изжила и руководитель недостоин повиновения.

  9. Организационная экология – власть через изменение рабочей среды. Ее суть в сознательном формировании руководителем условий труда и организации рабочего места сотрудника с целью исключить нежелательные формы его поведения, а также повлиять на него в целом.

  Рассмотренные виды власти тесно взаимосвязаны, а  некоторые даже частично совпадают. Их знание помогает руководителю выбрать  оптимальные из них для конкретной ситуации и точно наметить варианты их использования.

  4.3 Авторитет руководителя  – как элемент  управления

  Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

  Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

  Власть  руководителя прямо связана с  его авторитетом. Он формируется  на базе общей заинтересованности объекта  и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя.

  Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложными, сформированными на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозными (святость), статусным(уважение к должности) и т.п.

  Авторитет подразделяется на следующие виды:

  1. должностнойили формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям, признании права их представителей командовать, убежденности в необходимости поддержать порядок и подчиняться руководству.

  2. деловой, предполагающий высокую профессиональную компетентность руководителя, его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха.

  3. личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных с должностными обязанностями. Это такие качества, как порядочность в общении, забота о людях, ум, коммуникабельность, скромность образа жизни и иные способности.

  Ведущее место среди указанных видов  авторитета руководителя занимает деловой  авторитет. Именно он непосредственно  связан с эффективной реализацией  целей организации и ее сотрудников.

  Иногда  авторитет и власть трактуют как  противоположные понятия, поскольку  в случае авторитета подчинение полностью  зависит не от возможностей принуждения, а от согласия сотрудников.

  Однако  противопоставление власти и авторитета едва ли правомерно, так как согласие подчиняться присуще и большинству  других проявлений власти, например, в  случае повиновения в силу общности интересов или при убежденности сотрудников в необходимости  выполнять указания руководства.

  Исходя  из этого, авторитет целесообразно  трактовать как разновидность (а  точнее основание) власти, главная особенность  которого состоит в том, что мотивация  подчинения основывается не столько  на вере в обладание руководителем  значимыми для подчиненных внешними ресурсами или средствами и в  его способность применить их, сколько на вере самого руководителя и его личностную зависимость  для подчиненных.

  Принципиально различий между авторитетом и  другими разновидностями позитивной, основанной на вознаграждении власти нет, а есть лишь различия в степени  доверия к руководителю и акцентах в восприятии вознаграждения. 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

  Руководитель  должен быть способным принимать  решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.

Информация о работе Авторитет руководителя – как элемент управления