Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:35, реферат
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4
1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4
1.2 История развития американской модели менеджмента 12
1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 23
Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 32
2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 33
2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38
2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 43
Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 53
3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54
3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 65
3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 75
Заключение 77
Список литературы 78
Еще до начала первой мировой войны Форд Мотор был настолько впереди своих конкурентов, что они стали объединяться, чтобы совместными усилиями противостоять ему. В результате был создан концерн «Дженерал моторс», который объединил прежде самостоятельные заводы «Шевроле», «Бьюик», «Кадиллак», «Олдсмобил» и др. Объединение возглавил Уильям Дюрант. Дюрант оказался плохим руководителем. При нем «Дженерал моторс» представлял собой рыхлый конгломерат предприятий, не имевших единого плана работы и даже элементарных принципов координации. В начале 20-х годов ХХ в., когда сбыт автомобилей внезапно резко упал, объединенная компания оказалась на краю банкротства. Акционеры изгнали Дюранта, а на его место поставили Альфреда Слоуна, который управлял концерном почти четверть века.
Карьера Слоуна началась с должности чертежника на небольшом механическом заводе в городе Ньюарк, куда он устроился, в 17 лет, окончив Массачусетский технологический институт. Через некоторое время по его предложению завод начал производство шарикоподшипников, а сам Слоун был назначен президентом новоиспеченной компании.
Поглощение
фирм, производивших различные марки
и детали машин, было излюбленным
способом Дюранта развивать свое
предприятие. В рамках корпорации эти
фирмы действовали как
Из-за неэффективного управления «Дженерал Моторс» не успела среагировать на изменившиеся рыночные условия. На ее складах пылились сотни тонн неликвидного сырья и тысячи нераспроданных машин. Курс акций резко снизился. Именно в такие условия работы пришел Альфред Слоун.
Слоун изобрел технологию и выработал принципы управления крупной корпорацией, которая выпускает разнородную продукцию. Он не хотел сводить дело к производству только одной или двух моделей автомобиля, как это делал тогда Форд. Для этого ему пришлось бы либо закрыть, либо радикально перестроить унаследованные им предприятия. Вместо этого он придумал совершенно иную стратегию: выпускать автомобили «для каждого кармана и назначения - от аристократического кадиллака до пролетарского шевроле».
Корпорация имела пять производственных линий, выпускавших модели «Шевроле», «Понтиак», «Бьюик», «Олдсмобил» и «Кадиллак». Слоун предложил распределить автомобили по разным ценовым категориям так, чтобы рынки их сбыта не перекрывали друг друга.
Таким образом, продукция «Дженерал Моторс» оказалась на первых местах в каждой ценовой нише, привлекая и того, кто был согласен заплатить немного больше за лучшую модель, и того, кого привлекала низкая цена машины, близкой по качеству к более дорогой модели конкурента.
Возник
вопрос, как реализовать преимущества
крупного многопродуктового
С приходом Слоуна отказ
своевольных руководителей
Слоун понимал, что большой бизнес нуждается в единстве действий, централизованном регулировании и высшем руководстве, обладающем широкими полномочиями. Одновременно большой бизнес нуждается в энергии людей, их энтузиазме и четкой работе. Оперативным руководителям должна быть предоставлена свобода маневра. Они должны быть ответственны за все то, что происходит на вверенном им участке. Им необходимо дать возможность показать, на что они способны, и оценивать их по заслугам. Все это становилось еще более важным по мере ухода в отставку ветеранов компании, что вызывало необходимость подготовки собственного сильного управленческого состава.
До Слоуна эта
проблема рассматривалась всеми
как проблема личностей, разрешаемая
в процессе борьбы за власть, в результате
которой побеждал кто-то один. Слоун
же рассматривал это как конституционную
проблему, то есть видел ее решение
в структурной перестройке, децентрализации,
которая бы сбалансировала местную
автономию в операциях с
Слоун дал классическое решение этой задачи, получившее с той поры широкое распространение во всем мире. Корпорация была разбита на оперативные отделения, которые получали от центра все, что необходимо для самостоятельной работы - финансы, материальные ресурсы и т.д. Для контроля над распределением ресурсов центр вводил строгие процедуры планирования, прогнозирования, бюджетирования, отчетности. Отделения были построены на началах, которые много позже в СССР будут названы полным хозрасчетом. Главным критерием успеха их работы были рентабельность и получение прибыли. Отделения так и именовались «центрами прибыли». Но их финансирование, снабжение и многие другие параметры были централизованы. Считалось, что благодаря такой организации «Дженерал моторс» имел правильное сочетание центрального контроля и самостоятельности отделений. С одной стороны, был дан простор для инициативы подразделений, с другой - создана система материального поощрения и выдвижения наиболее успешных менеджеров.
Стратегия Слоуна оправдала себя. Сочетание преимуществ крупной корпорации с индивидуализацией продукции по всему социальному спектру различных покупателей принесло свои результаты. С 1921 по 1940 г. доля «Дженерал моторс» в общем числе проданных в США автомобилей выросла с 12,7 до 47,5%, а доля «Форда» сократилась с 55,7 до 18,9%.30
«Пролетарские»
шевроле успешно конкурировали
по цене и качеству с дешевыми фордами,
но средним и более состоятельным
слоям нужны были автомашины побольше,
помощнее, покомфортабельнее и
Традиции управления Слоуна до сих пор используются в менеджмент «Дженерал Моторс»:
Перед
приходом Ли Якокка в компанию, Крайслер
был в стадии кризиса. Рынок был
охвачен японскими
В
настоящее время идет активное сотрудничество
и обмен опытом Крайслера со многими
автомобилестроительными
Особенностями менеджмента компании Крайслер можно назвать следующие:
Таким
образом, каждая из компаний большой
автомобильной тройки США прошла
свой путь развития, в каждой сформировался
свой стиль менеджменты, принципы
и традиции управления. Некоторые
из них оказались ошибочными, другие
наоборот, привели к процветанию.
За
порог оценки результативности компания
«Дженерал Моторс», «Форд Мотор»
и «Крайслер» был принят 2010 год. Предшествующий
этому периоду мировой
Таблица
3 – Финансовые итоги 2010 г.
№ | Показатель | Дженерал Моторс | Форд Мотор | Крайслер |
Прибыль, млрд. долл. | 135,6 (рост на 35 %) | 120,9 (рост на 4 %) | 46 (рост на 7 %) | |
Банкротство 2008 | Да | Нет | Да | |
Долг перед государством | 50 млрд. долл. | Нет | Да | |
Способ выхода из кризиса | Объявление банкротства, государственный заем, реорганизация | Минимизация издержек, продажа производств | Продажа части активов концерну Fiat |
Таким образом, можно выделить следующие основные недостатки американской модели :