Американский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Содержание

Введение 1

Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4

1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4

1.2 История развития американской модели менеджмента 12

1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 23

Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 32

2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 33

2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38

2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 43

Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 53

3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54

3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 65

3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 75

Заключение 77

Список литературы 78

Вложенные файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 148.23 Кб (Скачать файл)

      Еще до начала первой мировой войны Форд Мотор был настолько впереди  своих конкурентов, что они стали  объединяться, чтобы совместными  усилиями противостоять ему. В результате был создан концерн «Дженерал  моторс», который объединил прежде самостоятельные заводы «Шевроле», «Бьюик», «Кадиллак», «Олдсмобил» и  др. Объединение возглавил Уильям Дюрант. Дюрант оказался плохим руководителем. При нем «Дженерал моторс» представлял собой рыхлый конгломерат предприятий, не имевших единого плана работы и даже элементарных принципов координации. В начале 20-х годов ХХ в., когда сбыт автомобилей внезапно резко упал, объединенная компания оказалась на краю банкротства. Акционеры изгнали Дюранта, а на его место поставили Альфреда Слоуна, который управлял концерном почти четверть века.

      Карьера Слоуна началась с должности чертежника на небольшом механическом заводе в  городе Ньюарк, куда он устроился, в 17 лет, окончив Массачусетский технологический  институт. Через некоторое время  по его предложению завод начал  производство шарикоподшипников, а  сам Слоун был назначен президентом  новоиспеченной компании.

      Поглощение  фирм, производивших различные марки  и детали машин, было излюбленным  способом Дюранта развивать свое предприятие. В рамках корпорации эти  фирмы действовали как самостоятельные  хозяйственные единицы. Их работа не координировалась из центра и не подчинялась  единой финансовой и ценовой политике. В 1920 году в Америке началась экономическая  депрессия, вызвавшая обвальное  падение прежде стабильного спроса на автомобили.

      Из-за неэффективного управления «Дженерал  Моторс» не успела среагировать на изменившиеся рыночные условия. На ее складах пылились сотни тонн неликвидного сырья и тысячи нераспроданных машин. Курс акций резко снизился. Именно в такие условия работы пришел Альфред Слоун.

      Слоун изобрел технологию и выработал  принципы управления крупной корпорацией, которая выпускает разнородную  продукцию. Он не хотел сводить дело к производству только одной или  двух моделей автомобиля, как это  делал тогда Форд. Для этого  ему пришлось бы либо закрыть, либо радикально перестроить унаследованные им предприятия. Вместо этого он придумал совершенно иную стратегию: выпускать  автомобили «для каждого кармана и назначения - от аристократического кадиллака до пролетарского шевроле».

      Корпорация  имела пять производственных линий, выпускавших модели «Шевроле», «Понтиак», «Бьюик», «Олдсмобил» и «Кадиллак». Слоун предложил распределить автомобили по разным ценовым категориям так, чтобы  рынки их сбыта не перекрывали  друг друга.

      Таким образом, продукция «Дженерал Моторс»  оказалась на первых местах в каждой ценовой нише, привлекая и того, кто был согласен заплатить немного  больше за лучшую модель, и того, кого привлекала низкая цена машины, близкой  по качеству к более дорогой модели конкурента.

      Возник  вопрос, как реализовать преимущества крупного многопродуктового производства. Задача Форда была проще: он экономил на себестоимости однородного продукта, для которого годилась однородная технология, применяемая в массовом масштабе. Это была задача скорее для организации  производства в рамках больших предприятий. Задача Слоуна заключалась в том, чтобы выявить преимущества крупных  объединений предприятий, выпускающих  разнородную продукцию и применяющих  разную технологию. Для этого нужно  было правильно поставить и решить задачу планирования многих предприятий, как единого целого.

        С приходом Слоуна отказ  своевольных руководителей подразделений  от корпоративной работы фактически сигнализировал развал компании. Слоун  достаточно быстро понял, что это  не было мелкой и преходящей проблемой  для недавно созданной посредством  слияний компании. Это была проблема, присущая всему большому бизнесу.

        Слоун понимал, что  большой бизнес нуждается в единстве действий, централизованном регулировании  и высшем руководстве, обладающем широкими полномочиями. Одновременно большой  бизнес нуждается в энергии людей, их энтузиазме и четкой работе. Оперативным  руководителям должна быть предоставлена  свобода маневра. Они должны быть ответственны за все то, что происходит на вверенном им участке. Им необходимо дать возможность показать, на что они способны, и оценивать их по заслугам. Все это становилось еще более важным по мере ухода в отставку ветеранов компании, что вызывало необходимость подготовки собственного сильного управленческого состава.

        До Слоуна эта  проблема рассматривалась всеми  как проблема личностей, разрешаемая  в процессе борьбы за власть, в результате которой побеждал кто-то один. Слоун  же рассматривал это как конституционную  проблему, то есть видел ее решение  в структурной перестройке, децентрализации, которая бы сбалансировала местную  автономию в операциях с централизованным регулированием направления и политики.  

      Слоун дал классическое решение этой задачи, получившее с той поры широкое  распространение во всем мире. Корпорация была разбита на оперативные отделения, которые получали от центра все, что  необходимо для самостоятельной  работы - финансы, материальные ресурсы  и т.д. Для контроля над распределением ресурсов центр вводил строгие процедуры  планирования, прогнозирования, бюджетирования, отчетности. Отделения были построены  на началах, которые много позже  в СССР будут названы полным хозрасчетом. Главным критерием успеха их работы были рентабельность и получение  прибыли. Отделения так и именовались  «центрами прибыли». Но их финансирование, снабжение и многие другие параметры  были централизованы. Считалось, что  благодаря такой организации  «Дженерал моторс» имел правильное сочетание центрального контроля и  самостоятельности отделений. С  одной стороны, был дан простор  для инициативы подразделений, с  другой - создана система материального  поощрения и выдвижения наиболее успешных менеджеров. 

      Стратегия Слоуна оправдала себя. Сочетание  преимуществ крупной корпорации с индивидуализацией продукции  по всему социальному спектру  различных покупателей принесло свои результаты. С 1921 по 1940 г. доля «Дженерал моторс» в общем числе проданных в США автомобилей выросла с 12,7 до 47,5%, а доля «Форда» сократилась с 55,7 до 18,9%.30

      «Пролетарские»  шевроле успешно конкурировали  по цене и качеству с дешевыми фордами, но средним и более состоятельным  слоям нужны были автомашины побольше, помощнее, покомфортабельнее и пошикарнее. Эти ниши на рынке заполнили соответствующие  модели «Дженерал моторс». Чтобы  не быть полностью разгромленным, Форду (точнее его наследникам) пришлось с  конца 40-х годов частично перенять стратегию своего главного конкурента и начать варьировать собственные  модели. Понадобились и методы организации, внедренные Слоуном, причем не только в автомобильной, но практически  во всех отраслях промышленности. Современная  корпорация, объединяющая многие отделения  и предприятия, в значительной мере происходит от пионерского опыта  Слоуна.

      Традиции  управления Слоуна до сих пор используются в менеджмент «Дженерал Моторс»:

    1. Четкая координация и регламентированность всех видов работ. Современная структура компании (до процедуры банкротства) построена как система концентрических кругов, в центре которой находятся производственные бригады по 15-20 человек. Их работу координируют и обслуживают группы руководителей компании и профсоюзные деятели, стоящие во главе каждого отделения. Уровень отделений является следующим кольцом – производственно-наблюдательные комитеты, которые координируют процесс производства в целом и отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим развитие всей компании.
    2. Дифференциация продукции под группы потребителей. Однако в настоящее время из-за постоянной рационализации производства автомобили Дженерал Моторс стали очень похожи друг на друга, т.е. от идеи дифференциации продукции практически отказались.
    3. Сочетание преимуществ крупной корпорации с индивидуализацией продукции.
    4. Высокая степень электронизации документооборота, обработки и хранения данных. Компания имеет собственную фирму электроники – «Электроник Дейта системз». Это позволяет транснациональной корпорации быстро и качественно работать с большим объемом как внешней, так и внутренней информации.

     Перед приходом Ли Якокка в компанию, Крайслер был в стадии кризиса. Рынок был  охвачен японскими автомобилями, предлагаемые Крайслером грузовики  из-за нефтяного кризиса не продавались, Форд и Дженерал Моторс наращивали темпы производства. Условия были нелегкие. Первое, что сделал Якокка в роли генерального менеджера компании – добился финансовой помощи федерального правительства благодаря своим  выступлениям, в которых подробно описывал, как сильно отразится банкротство  такой большой компании, как Крайслер, на экономике страны. Государственный  заем, разработка новых автомобилей  под лозунгом «Если можешь купить лучшую машину - купи» способствовали увеличению объемов продаж. Однако Якокка видел, что очень сложно делить столь насыщенный автомобильный  рынок, и компания открыла новый  сектор рынка – микроавтобусы. Этот вид транспорта изменил жизнь  многих американских семей, произвел настоящую  революцию. И в настоящее время  доля микроавтобусов Крайслер на рынке  США составляет 20 %. С ростом прибыли  росла компания, покупая новые  направления и производства. Именно под влиянием Якокки было осуществлено объединение с конкурирующей  Дженерал Моторс для производства компонентов  трансмиссии. По примеру фордовской политики качества Крайслер открывает сеть сервисных станций и дает гарантию на свои машины 7 лет. Крайслер первыми на рынке предлагают подушки безопасности для автомобилистов, заботясь о своих покупателях. Все эти мероприятия способствовали росту компании, наращиванию темпов производства и увеличению прибыли. Однако проводимая кадровая политика не всегда была эффективной – очень часто в компании проводились забастовки (1997 год, например).

     В настоящее время идет активное сотрудничество и обмен опытом Крайслера со многими  автомобилестроительными компаниями мира – Мерседес, Даймлер и пр. В 2009 году компания Chrysler образует глобальный стратегический альянс с Fiat, в его  основе лежит традиционная для Chrysler культура инноваций – начало которой  положил Уолтер П. Крайслер – и  современные технологии Fiat. Новый  альянс обладает ресурсами, технологиями и всемирной сетью дилеров  и дистрибьюторов – всем необходимым  для успешной конкуренции на мировом  рынке.

     Особенностями менеджмента компании Крайслер можно  назвать следующие:

    1. Постоянный поиск путей развития. Крайслер не отличается консерватизмом, как Форд, или приверженностью к одной корпоративной стретегии, как Дженерл Моторс – компания постоянно сотрудничает с другими производителя автомобилей (конкурентами, казалось бы), чтобы улучшить свою продукцию, сервис, методы управления производством. Результатом таких поисков являются нововведения, очень быстро принятые остальным автомобильным миром (микроавтобусы, подушки безопасности, новые узлы и детали машин и пр.)
    2. Продуктовая политика компании не исходит от запросов рынка, а скорее конструирует их самостоятельно (Крайслер открылновый сегмент рынка – минивэны). Не всегда это приводило к положительным результатам – например, в период нефтяного кризиса в США Крайслер продолжал выпускать грузовики, не пользующиеся спросом.
    3. Компания практически не проводит политику снижения издержек, основная цель бизнеса корпорации – не делать деньги, а делать настоящие, качественные, непохожие на остальные автомобили. Авто Крайслер всегда можно отличить про прямоугольному  дизайну.
    4. Компания сочетает жесткий финансовых контроль всех производственных операций с креативным, творческим подходом к построению производственного процесса. Именно в этом нынешнее руководство видит залог успеха новых моделей авто компании.

     Таким образом, каждая из компаний большой  автомобильной тройки США прошла свой путь развития, в каждой сформировался  свой  стиль менеджменты, принципы и традиции управления. Некоторые  из них оказались ошибочными, другие наоборот, привели к процветанию. 

3.3 Оценка результативности  менеджмента в  компаниях «Дженерал  Моторс», «Форд  Мотор» и «Крайслер»  и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента

 
 

     За  порог оценки результативности компания «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» был принят 2010 год. Предшествующий этому периоду мировой экономический  кризис выявил все недостатки менеджмента  компаний большой автомобильной  тройки и показал преимущества традиционных или инновационных методов управления. 

     Таблица 3 – Финансовые итоги 2010 г. 

Показатель Дженерал Моторс Форд Мотор Крайслер
Прибыль, млрд. долл. 135,6 (рост на 35 %) 120,9 (рост на 4 %) 46 (рост на 7 %)
Банкротство 2008 Да Нет Да
Долг перед  государством 50 млрд. долл. Нет Да
Способ выхода из кризиса Объявление  банкротства, государственный заем, реорганизация Минимизация издержек, продажа производств Продажа части  активов концерну Fiat

 

    Таким образом, можно выделить следующие  основные недостатки американской модели :

  • Уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда.
  • Потеря эффективности иерархической организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
  • Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро».
  • Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной промышленности, по сравнению с 5-6 в японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек

Информация о работе Американский менеджмент