Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа
Стратегическое мышление - это способность думать системно, то есть принимать во внимание все возможные перспективы и вероятности, которые довольно часто представляются нам на данный момент времени не достижимыми для компании, предполагающего постоянную оценку текущей ситуации и определение следующего шага. Это требует полного понимания организации и окружающей среды, в которой она функционирует. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является определение влияния стратегического мышления на процессы планирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЦЕСА ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и цели стратегического мышления 5
1.2 Сущность и этапы стратегического планирования 6
1.3 Роль стратегического мышления в планировании 10
2. РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГЛХУ «КОПЫЛЬСКИЙ ЛЕСХОЗ»
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ процесса планирования с учетом влияния стратегического мышления14
2.3 Рекомендации по совершенствованию планирования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
3
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный технологический университет»
Кафедра менеджмента и предпринимательской деятельности
Специальность: логистика
Группа: 3171-52
Тема: Влияние стратегического мышления на процессы планирования
Выполнила:студентка гр.3171-52
Латыпова А. Р
Проверила: Поникарова А.С.
2010 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы стратегического мышления и процеса планирования
1.1 Понятие и цели стратегического мышления
1.2 Сущность и этапы стратегического планирования 6
1.3 Роль стратегического мышления в планировании
2. Разработка процесса планирования на примере ГЛХУ «КОПЫЛЬСКИЙ ЛЕСХОЗ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ процесса планирования с учетом влияния стратегического мышления14
2.3 Рекомендации по совершенствованию планирования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Конец ХХ века войдет, по мнению многих зарубежных экспертов, в историю как эпоха стратегического планирования. На сегодняшний день очень сложно создать успешное и процветающее предприятие, что обусловлено жесткой конкурентной средой и созданием переоснащенности рынков. Поэтому необходимо предложить потребителю новые креативные решения проблем, необходимо определить какие потенциалы успеха и какие конкурентные преимущества должны быть созданы. Все это определяется в процессе стратегического планирования. Необходимой предпосылкой для успеха любого вида предприятия является стратегическое мышление. Cтратегичеcкое мышление топ-менеджмента в наcтоящее время являетcя необходимой предпоcылкой для уcпеха любого вида предприятия. Улучшение качеcтва и cпоcобноcти как руководcтва, так и перcонала разрабатывать и реализовывать адекватные изменениям рынка cтратегии являетcя требованием cегодняшнего дня.
Стратегическое мышление - это способность думать системно, то есть принимать во внимание все возможные перспективы и вероятности, которые довольно часто представляются нам на данный момент времени не достижимыми для компании, предполагающего постоянную оценку текущей ситуации и определение следующего шага. Это требует полного понимания организации и окружающей среды, в которой она функционирует. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является определение влияния стратегического мышления на процессы планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть сущность и понятие стратегического мышления;
- определить роль стратегического мышления в планировании;
изучить анализ процесса стратегического планирования на предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию стратегического планирования в ГЛХУ «Копыльский лесхоз»;
- оценить эффективность предложенных мероприятий
Объектом исследования выступает ГЛХУ «КОПЫЛЬСКИЙ ЛЕСХОЗ», для успешного функционирования которой необходимо применение стратегического планирования на предприятии.
Предметом исследования является система стратегического планирования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы стратегического мышления и процеса планирования
1.1. Понятие и цели стратегического мышления
Стратегическое мышление представляет собой способ мышления о бизнесе и его организации. Стратегическое мышление представляет собой процесс, когда мы учимся, как образовывать своё видение реальности, развивая свои способности командной работы, поиска решения проблем, и самое главное – критического мышления. Стратегическое мышление представляет собой процесс, когда мы учимся проверять те догадки, которым мы следовали, когда принимали то или иное решение, а также учит анализировать возможности выбора, которые нам предоставляются, перед тем, как принять решение.
Стратегическое мышление необходимо и полезно в совершенно различных ситуациях, включая стратегии развития для компании, принятие бизнес или персональных решений, или просто правильное понимание ситуации. Стратегическое мышление начинается с концентрации внимания на видении и целях на будущее, и затем только начинает работать с настоящей ситуацией. Без объёмного стратегического мышления организация рискует, принимая поспешные решения, в которых отсутствует креативность, и в процессе стратегического планирования рассматривает проблемы опосредованно [2].
Цель стратегического мышления - сформировать образ мыслей направленный на повышение конкурентоспособности предприятия. Менеджер в соответствии с намеченной стратегией разрабатывает шкалу ценностей и приоритетов, продумывает их, и затем использует в достижении поставленных целей и задач развивая при этом и корпоративную культуру.
Обычно анализ возможных стратегических альтернатив начинается с определения набора ключевых факторов успеха (КФУ). Это могут быть КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве, это использование в бизнесе инновационной цепочки : наука-технология-производство-
Если использовать КФУ,основанные на обладании знанием и опытом, то они легко реализуется при использовании концепции корпоративного развития: организация которая обучается. Кроме того, важными являются КФУ связанные с организацией и управлением, потенциал которых, наиболее полно реализуется в реинжиниринге бизнес-процессов и внедрении передовых информационных технологий с использованием ИСУ,таких как ERP, CRM, позволяющих повысить качество, снизить затраты и получить долгосрочную конкурентоспособность засчет правильного выбора ИТ-аутсорсингового контрагента или партнера. И конечно же, КФУ основанные на хорошей репутации у потребителей, признание фирмы, как безусловного лидера отрасли, доступ к финансовому капиталу, понимание парадигмы глобального менеджмента [6].
В теории идеальное стратегическое мышление не зависит от внешних обстоятельств, личности харизматического лидера, его знанний, опыта и умений в конкретной сфере. Оно основывается на высоком духовном развитии, на ведическом знании законов природы и общества, и верой в оптимистичные перспективы [4].
На практике, менеджеру приходится сталкиваться с рассмотрением перспективы предприятия через развернутые ответы на следующие вопросы:
- является ли существующая стратегия удовлетворительной с точки зрения движужих сил отрасли?;
- воспринимает ли сегодняшняя стратегия будущие КФУ?;
- насколько хорошо сегодняшняя стратегия обеспечит защиту от жестокой конкуренции в будущем?;
- насколько сегодняшняя стратегия защищает от потенциальных внешних угроз и элиминирует внутренние слабости?;
- насколько уязвимо предприятие для атак конкурентов?;
- какие дополнительные усилия нужны для повышения конкурентоспособности предприятия?
- И как следствие, менеджеру предстоит затем определиться можно ли предприятию использовать сегодняшнюю стратегию с небольшими изменениями или необходим концептуальный пересмотр стратегии.
Таким образом, стратегическое планирование в чем-то схоже с анализированием. Иными словами, разбивка цели на этапы, определение путей достижения каждого из отрезков и способов его осуществления, и, наконец, определение возможных последствий от его выполнения. Многие люди воспринимают стратегическое планирование, стратегическое мышление как синонимы. Наоборот, стратегическое мышление - это добавочный, хотя и очень важный компонент процесса стратегического планирования, внедрения и управления. Определение же стратегического планирования дадим в следующей главе.
1.2. Сущность и этапы стратегического планирования
Стратегическое планирование на предприятии является одним из важнейших условий его успешного функционирования. Не имея такого плана, предприятие будет идти в неизвестность, направляемое только лишь несистематизированными внешними воздействиями и внутренними решениями управленцев. Стратегическое планирование дает главное – цель, зная которую руководство фирмы будет принимать решения, обоснованные и направленные на ее достижение. На предприятии планируются все процессы: маркетинг, производство, финансы и так далее. Стратегическое планирование включает в себя эти и другие планы. При его проведении необходимо согласовывать все процессы, происходящие на предприятии. Это делается для того, чтобы каждое небольшое решение в организации принималось с четкой привязкой к определенной цели, выработанной по итогам проведения стратегического планирования [3].
Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы и ее миссию (иногда этот этап выносится на первое место), на следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию, на последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок а также предложений нижестоящих уровней.
Анализ среды организации - это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.
Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:
- с точки зрения стратегического планирования улучшаем учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее;
- с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;
- с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.
Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического планирования вслед за анализом среды следует установление миссии организации и ее целей [8].
Определение направления движения. Миссия, цели организации
После того как анализ внутренней и внешней среды завершен, фирма определяет основные ориентиры своей деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Иногда определение целей в стратегическом планировании предшествует анализу среды. Такая практика имеет свой смысл: само существование экономической организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности [2].
Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
Стратегический анализ - это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.
Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:
а) сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;
б) анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.
Когда стратегические альтернативы определены, фирма приступает к завершающему этапу разработки стратегии - выбору определенного варианта стратегии и подготовке стратегического плана.
Формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.
Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии - того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.
На этапе внедрения разработанной стратегии необходимо проводить постоянный стратегический контроль. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.
Информация о работе Влияние стратегического мышления на процессы планирования