Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

_Дипломный проект Ягудин М.К._20.12.13.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)
  • консультационная и информационная поддержка;
  • содействие участию в международных выставках;
  • поддержка маркетинговых исследований, которые проводятся отечественными компаниями, относящимися к сектору малого предпринимательства, предоставление бесплатной маркетинговой информации;
  • устранение информационной асимметрии на внешних рынках, имеющее целью сделать информацию об отечественных МП–экспортерах более доступной (проведение кампаний в зарубежных СМИ по привлечению внимания к российским компаниям и разработкам).

Рисунок 1 отражает основные направления государственной политики поддержки малого предпринимательства как инвариантных с точки зрения международных обязательств, рассматриваемых в качестве дополнительных ограничений, и преимуществ от либерализации международной торговли, так и учитывающих изменения, обусловленные присоединением к ВТО.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Общие направления государственной политики

поддержки малого предпринимательства, привязанные к

объектной классификации ее форм и методов

 

В качестве комментария целесообразно привести следующие соображения:

  • в основе государственной политики, направленной на стимулирование развития малого предпринимательства, должны лежать формы и методы поддержки, связанные с решением существующих в данной сфере принципиальных проблем (слабая обусловленность непосредственно изменениями в связи с процессом вступления в ВТО, влияние которого, скорее всего, проявится в улучшении общей институциональной среды);
  • конкретные формы и методы поддержки малого предпринимательства должны дифференцироваться в соответствии с качественными характеристиками регулируемого объекта;
  • необходимо различать меры, связанные с поддержкой непосредственно малого бизнеса и инструменты, ориентированные на создание преференциальных условий в части содействия продвижению продукции на внешние рынки и проведение таможенной очистки импортируемых товаров.

В части механизмов создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства предлагается исходить из двух принципиальных направлений государственной политики в данной сфере:

  • трансформация форм и методов поддержки в связи с принятием на себя обязательств в соответствии с нормами и требованиями ВТО и договоренностями со странами–участницами. Основным ее вектором должна стать ориентация на переход преимущественно к косвенным мерам государственного регулирования, а также максимально эффективное использование допустимых тарифных и нетарифных инструментов поддержки,
  • максимально возможная реализация получаемых при вступлении в ВТО прав в смысле защиты отечественного малого бизнеса от недобросовестного поведения зарубежных контрагентов и противоречащих нормам ВТО и достигнутым договоренностям действиям стран–участниц. Поддержка должна осуществляться в отношении МП–экспортеров и малого предпринимательства, ориентированного на внутренний рынок, а спектр используемых при этом инструментов должен включать в себя как защиту интересов отечественного малого бизнеса на межгосударственном уровне, так и принятие ответных защитных мер против зарубежных контрагентов.

На рисунке 2 изображены механизмы, позволяющие защитить и поддержать отечественный малый бизнес, ориентированный на внешние рынки. При этом выделяется три уровня, на которых могут быть решены проблемы, связанные с адекватной государственной защитой отечественного малого предпринимательства в ответ на те или иные действия партнеров: непосредственное использование доступных инструментов регулирующего воздействия, взаимодействие с государствами–партнерами (на равных основаниях), действия в рамках институциональной среды ВТО (апелляция к надгосударственным институтам, играющим роль высшей инстанции при разрешении споров). Стрелками обозначены следующие механизмы:

  1. Поддержка (как допустимая, так и недопустимая) странами–участницами ВТО национальных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях.
  2. Создание различного рода барьеров для российских экспортеров.
  3. Восстанавливающая паритет поддержка отечественных МП–экспортеров (направлена на повышение конкурентных преимуществ отечественного малого бизнеса).
  4. Субсидирование экспорта и аналогичные по результирующему воздействию меры влияния на внешние рынки, уравновешивающие протекционистские меры, которые принимаются странами–партнерами.
  5. Взаимодействие на межгосударственном уровне, направленное на урегулирование конфликтов.

6–7. Задействование механизмов  ВТО для разрешения возникающих  проблем.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Структура форм и методов поддержки отечественного

экспортоориентированного малого предпринимательства

 

При всей своей схематичности данная модель позволяет выявить основные связи между различными по своей экономической и управленческой природе формами и методами поддержки малого предпринимательства.

Одним из основных приоритетов государственной поддержки малого предпринимательства и, соответственно, важнейшим направлением трансформации форм и методов такой поддержки с целью повышения ее эффективности является проведение инновационной политики,  которая нацелена на развитие и эффективное использование инновационного потенциала малого бизнеса. Стимулирование может осуществляться через систему прямых и косвенных методов поддержки. Среди них:

  • аккумуляция средств на научные исследования и инновации в сфере малого предпринимательства;
  • прямое финансирование перспективных разработок и их внедрения в производство, финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств;
  • стимулирование инноваций в малом бизнесе посредством предоставления различного рода льгот (прежде всего, следует выделить налоговые льготы, включая уменьшение НДС (полную его отмену), льготное налогообложение дивидендов, льготное налогообложение прибыли и так далее);
  • использование широкого спектра других косвенных мер (государственная поддержка финансового лизинга, франчайзинга, государственное страхование венчурного предпринимательства);
  • формирование инновационной (научно–инновационной) инфраструктуры и рынка инноваций, подготовка квалифицированных кадров;
  • координация инновационной деятельности малого предпринимательства, определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов, увязка проводимой политики с политикой поддержки малого бизнеса и государственной структурной политикой в целом;
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов (содействие научно–технической и инновационной кооперации, международному трансферту инноваций);
  • создание правовой базы инновационных процессов, институциональное обеспечение инновационных процессов;
  • защита прав участников инновационной деятельности (создание государственной патентно–лицензионной системы).

Важное условие эффективности государственной поддержки в сфере инновационного малого бизнеса – сочетание единой политики в отношении перспективных разработок (и их внедрения в производство) и регулирования инновационных процессов с учетом отраслевых (секторальных) и региональных особенностей. При этом целесообразно ориентироваться на интеграцию инновационной деятельности, во–первых, с деятельностью научной и научно–технической, а во–вторых, с инвестиционной, что позволит интенсифицировать внедрение перспективных разработок.

Последовательная реализация перечисленного комплекса мер приведет к значительному увеличению доли малого предпринимательства на рынке инновационных проектов, повысит удельный вес производителей наукоемкой продукции, усилит их конкурентные позиции (а также конкурентоспособность всего сектора малого предпринимательства) на внутреннем и внешних рынках.

В тесной связи с государственной политикой, направленной на развитие и эффективное использование инновационного потенциала малого бизнеса стоит проблема интеллектуальной собственности. Новаторский и творческий потенциал малого предпринимательства, направленный на внедрение в производство перспективных разработок, не всегда используется в полной мере в силу отсутствия информации о системе интеллектуальной собственности и о механизмах защиты прав на нее. Оставленное без охраны полезное изобретение (перспективная разработка) может быть утрачено в пользу крупных конкурентов (как отечественных, так и зарубежных), которые имеют более широкие возможности для коммерциализации продукта, т.е. могут внедрить его в производство с меньшими издержками (в том числе, обусловленными эффектом масштаба) и, соответственно, получают конкурентное преимущество. Создание адекватной и прозрачной системы интеллектуальной собственности и действенных механизмов ее защиты может стать сильнейшим стимулом для развития инновационного малого (а также среднего) бизнеса и сектора малого предпринимательства в целом.

Современная система интеллектуальной собственности во многом громоздка и непрозрачна, доступ к актуальной информации затруднен, затраты, связанные с получением и защитой прав интеллектуальной собственности, часто высоки. Задача государственной поддержки в данной сфере, таким образом, заключается в стимулировании создания, использования и защиты интеллектуальной собственности, поскольку это касается малого предпринимательства.

Ключевые направления политики (и соответствующие формы и методы поддержки):

  • повышение прозрачности системы интеллектуальной собственности, упрощение процедур по регистрации и защите прав на интеллектуальную собственность, влекущее за собой сокращение издержек предпринимателей;
  • оказание малым предприятиям юридической поддержки (предоставление консалтинговых услуг по правовым вопросам, помощи при заключении договоров и защите прав собственности на интеллектуальные продукты, разработанные компаниями, других услуг),
  • оказание всесторонней информационной поддержки и базовых консалтинговых услуг по вопросам интеллектуальной собственности, предоставление конкретных рекомендаций по разработке и коммерциализации изобретений. Предоставление посреднических услуг. Содействие в установлении деловых контактов, в том числе, с зарубежными партнерами,
  • предоставление образовательной поддержки, заключающейся в организации курсов повышения квалификации, семинаров, программ обучения (в том числе, дистанционных),
  • оказание прямой поддержки в форме частичного (возможно, в некоторых случаях полного) финансирования регистрационных платежей, компенсации определенных видов понесенных предпринимателем издержек.                 

          В качестве  конкретного примера можно привести  финансирование патентных заявок.

           Развитие  программ кредитования патентов. Основное преимущество данного  механизма по сравнению с прямым  государственным финансированием заключается в следующем: субсидирование наиболее эффективно в части научных разработок (в силу отдаленности момента преобразования научной разработки в рыночный актив), патентование же осуществляется на стадии коммерциализация изобретения, когда их рыночные перспективы и будущая отдача более или менее прогнозируемы, а значит и используемый инструмент может (должен) носить более рыночный характер. 

Приведенные меры направлены на стимулирование коммерциализации малыми предприятиями перспективных научных разработок и, в конечном счете, более полное использование заложенного в малом бизнесе инновационного потенциала. В этом заключается принципиальный положительный эффект от государственной политики поддержки малого предпринимательства в сфере интеллектуальной собственности, который может быть обозначен как «момент роста». Он характеризуется, во–первых, как увеличением доли высокотехнологичного и инновационного малого бизнеса, так и расширением всего сектора малого предпринимательства, и, во–вторых, ростом предприятий до среднего уровня (их переходом на качественно новый уровень).  Последний вариант развития в настоящее время реализуется нечасто, поэтому ожидаемая активизация данного процесса должна рассматриваться как свидетельство результативности государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и шире – политики поддержки малого предпринимательства.

Средний и малый бизнес сегодня – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

Социально – экономическая значимость малого предпринимательства уже не нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех индустриально развитых странах. Этому предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству. На государственном и региональном уровнях стимулировалось увеличение числа малых предприятий, координировались изменение их структуры и территориальное размещение с учетом социально–экономической ситуации [4, с. 165].

Задача изучения проблем предпринимательства и формирования системы и методов защиты малого предпринимательства не нова. В монографиях российских ученых представлен обширный материал о становлении, состоянии и перспективах развития бизнеса в России и за рубежом, дан систематический и детальный анализ условий и тенденций становления и развития малого бизнеса в переходной экономике России, описаны место и роль малого бизнеса в экономической и социальной жизни. Л. Колесникова в своих работах, определила предпринимательство «…как междисциплинарную категорию и его сущность как объекта системной государственной поддержки…», определила экономическую систему малого бизнеса и ее место в спектре экономических систем неформального и формального секторов экономики, а также ее сущность как объекта государственного регулирования. А. Блинов проводит диагональ «…от эволюции теории предпринимательства к возрождению предпринимательского сословия через конкретные механизмы становления и развития малого бизнеса…» [8, с. 394].

За последние десятилетия экономика России претерпела значительные изменения. На разных этапах развития страны складывались особенные условия, рыночные отношения принимали различную форму. Предприятия среднего и малого бизнеса формировались и развивались в сложных экономических, социальных, политических условиях. Для расширения сферы предпринимательства в России требовалась государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях и, прежде всего в сфере кредитования и страхования, стимулирования его инвестиционной активности.

Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важный сектор экономики пока не оказывает существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго–Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта. Для характеристики среднего и малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия решении социальных проблем и т.д.

Основная масса малых предприятий в России действует в сфере торговли и общественного питания. При этом торгово–посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Можно сделать вывод о том, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интереса малого бизнеса [87, с. 149]

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия