Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа
Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников
Особую роль приобретает развитие инновационной деятельности в малом бизнесе региона. Наряду с крупными предприятиями, имеющими спрос на научные разработки и способными реализовать на практике конкретные инновационные проекты, существуют малые инновационные предприятия, участвующие, в зависимости от вида деятельности, в инновационном процессе от научных исследований и опытно – конструкторских разработок (НИОКР) до коммерциализации инновационного продукта.
Инвестиции в основной капитал средних предприятий составили 451 713 тыс. рублей, основная часть инвестиций приходится на обрабатывающие производства – 54,81 %, сельское хозяйство – 43,25%.
Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям составили 2 040 624 тыс. рублей, более половины приходится на обрабатывающие производства – 92,5 %, на сельское хозяйство – 3,06 % (рисунок 7).
Рисунок 7 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий,
в разрезе отраслей
Малый бизнес обеспечивает более 66 процентов республиканского розничного товарооборота, более 47 процентов оптового товарооборота, более 77 процентов оборота общественного питания.
Таблица 5 – Освоение капитальных вложений предприятиями малого бизнеса
Отрасли |
2011г., тыс. р. |
2012г., тыс. р. |
Темп роста (снижения), процент |
Всего |
160307,0 |
90633,8 |
56,5 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
83901,0 |
58634,0 |
69,9 |
Обрабатывающие производства |
55557,8 |
10568,0 |
19,0 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий, предметов личного пользования |
4183,4 |
11691,2 |
279,5 |
Транспорт и связь |
11579,0 |
1147,0 |
9.9 |
Строительство |
– |
838 |
– |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
4450 |
7755 |
174,3 |
В настоящее время экономические показатели деятельности малого бизнеса республики (по количеству малых предприятий, среднесписочной численности занятых на МП, обороту малых предприятий, инвестициям в основной капитал) значительно отстают от показателей большинства регионов, входящих в Приволжский федеральный округ.
Рисунок 8 – Прирост показателей развития малого бизнеса за 2013 год по отношению к аналогичному периоду 2012 года, %
Основная доля индивидуальных предпринимателей сосредоточена в г.о. Саранск – 8 570 единиц (54,3 %).
Среди муниципальных районов Республики Мордовия по численности индивидуальных предпринимателей лидируют Рузаевский муниципальный район – 1 144 единиц (7,25 %), Ковылкинский муниципальный район – 711 единиц (4,51 %), Лямбирский муниципальный район – 649 единиц (4,11 %), Зубово–Полянский муниципальный район – 625 единиц (3,96 %), Чамзинский муниципальный район – 586 единиц (3,71 %), Краснослободский муниципальный район – 512 единиц (3,24 %), Ромодановский муниципальный район – 340 единиц (2,15 %).
Наименьшее количество индивидуальных предпринимателей сосредоточено в Кадошкинском муниципальном районе – 110 единиц (0,7 %), Ельниковском муниципальном районе – 119 единиц (0,75 %), Большеигнатовском муниципальном районе – 107 единица (0,68 %), Атюрьевском муниципальном районе – 112 единицы (0,71 %), Теньгушевском муниципальном районе – 139 единиц (0,85 %), Кочкуровском муниципальном районе – 106 единица (0,67 %).
Анализ развития малого предпринимательства в республике говорит о большом потенциале его развития. Малый бизнес является надежным источником поступления денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Проанализировав в таблице 3 состояние малого бизнеса в Республике Мордовия за 2008-2012 годы, мы пришли к выводу, что произошли следующие основные изменения в сфере малого бизнеса:
– сократилось число субъектов среднего предпринимательства;
– увеличилось количество малых предприятий, причем в основном за счет роста микропредприятий;
– как у субъектов малого бизнеса сокращение численности работников привело к росту среднемесячной начисленной заработной платы.
В связи
с этим мы предлагаем
Для расчета коэффициента корреляции и прогнозных показателей на 2013, 2014 годы мы будем использовать пакет программ Microsoft Office и в частности Microsoft Excel.
Расчетные показатели корреляции количества малых предприятий и их оборота имеют полиномиальную функцию. Коэффициент корреляции равен 0,99. То есть сумма вырученных средств напрямую зависит от количества малых предприятий.
Рисунок 9 – Корреляционное поле и линия тренда для показателя количество малых предприятий
Рисунок 10 – Корреляционное поле и линия тренда для показателя оборот малых предприятий
Общий вид корреляционных полей подсказывает, что первый и второй показатели могут быть эффективно аппроксимированы уравнением полиномиальной регрессии. В этом случае величина достоверности аппроксимации составит для показателя количества малых предприятий – 0,99, для показателя оборота малого бизнеса – 0,94 (рисунок 9,10).
Аналогичным образом произведем прогнозирование средней численности работников малых предприятий и их среднемесячной заработной платы методом полиномиальной регрессии. В качестве факторов выступают сумма количество работников и их заработная плата, а также годы.
Рисунок 11 – Корреляционное поле и линия тренда для показателя численности работников малых предприятий
Рисунок 12 – Корреляционное поле и линия тренда для показателя
среднемесячная заработная плата работников малых предприятий
Расчетные показатели корреляции средней численности работников малых предприятий и их среднемесячной заработной платы имеют полиномиальную функцию. Коэффициент корреляции равен 0,81. То есть сокращение средней численности работников привело к росту средней заработной платы как во всех организациях малого бизнеса, так и на микропредприятих.
В этом случае величина достоверности аппроксимации составит для показателя средне численности работников – 0,81, для показателя среднемесячной заработной платы – 0,61 (рисунок 11,12).
На основе построенных графиков составим прогноз развития малого бизнеса на 2013–2014 годы.
Рисунок 13 – Итоги прогнозирования показателя количество малых предприятий
Приведем полученные данную в таблицу 6 и высчитаем количество малых предприятий в 2013–2014 годах.
Таблица 6 – Прогноз количества малых предприятий в 2013–2014 гг.
№ п/п (t) |
Годы |
Количество малых предприятий, ед. |
1 |
2008 |
4390 |
2 |
2009 |
4829 |
3 |
2010 |
5312 |
4 |
2011 |
6258 |
5 |
2012 |
7146 |
6 |
2013 |
8349,8 |
7 |
2014 |
9724,4 |
Из таблицы 6 мы видим, что количество малых предприятий в Республике Мордовия в 2013-2014 годах будет активно возрастать. В связи с этим должен будет увеличиваться и оборот малых предприятий.
Рисунок 13 – Итоги прогнозирования показателя оборота малых предприятий
Приведем полученные данную в таблицу 7 и высчитаем оборот малых предприятий в 2013–2014 годах.
Таблица 7 – Прогноз оборота малых предприятий в 2013–2014 гг.
№ п/п (t) |
Годы |
Оборот малых предприятий, тыс.р. |
1 |
2008 |
16651 |
2 |
2009 |
19552 |
3 |
2010 |
23096 |
4 |
2011 |
53861 |
5 |
2012 |
65121 |
6 |
2013 |
97000 |
7 |
2014 |
132095 |
Из таблицы 7 мы видим, что оборот малых предприятий в Республике Мордовия в 2013-2014 годах будет активно возрастать.
Рисунок 14 – Итоги прогнозирования показателя средней численности работников малых предприятий
Приведем полученные данную в таблицу 8 и высчитаем среднюю численность работников малых предприятий в 2013–2014 годах.
Таблица 8 – Прогноз средней численности работников малых предприятий в 2013–2014 гг.
№ п/п (t) |
Годы |
Средняя численность работников малых предприятий, чел. |
1 |
2008 |
35000 |
2 |
2009 |
38000 |
3 |
2010 |
41000 |
4 |
2011 |
49586 |
5 |
2012 |
45346 |
6 |
2013 |
47023 |
7 |
2014 |
45083 |
Из таблицы 8 мы видим, что несмотря на возрастание оборота малых предприятий, средняя численность работников малых предприятий в Республике Мордовия в 2013-2014 годах будет уменьшаться. В связи с уменьшением численности работников необходимо решить вопрос с их заработной платы.
Рисунок 14 – Итоги прогнозирования показателя среднемесячной заработной платы работников малых предприятий
Приведем полученные данную в таблицу 9 и высчитаем среднемесячную заработную плату работников малых предприятий в 2013–2014 годах.
Таблица 9 – Прогноз среднемесячной заработной платы работников малых предприятий в 2013–2014 гг.
№ п/п (t) |
Годы |
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, тыс.руб. |
1 |
2008 |
7968,8 |
2 |
2009 |
10250 |
3 |
2010 |
9522,9 |
4 |
2011 |
9705 |
5 |
2012 |
10344 |
6 |
2013 |
10544 |
7 |
2014 |
10726 |
Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия