Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

_Дипломный проект Ягудин М.К._20.12.13.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

 

Особую роль приобретает развитие инновационной деятельности в малом бизнесе региона. Наряду с крупными предприятиями, имеющими спрос на научные разработки и способными реализовать на практике конкретные инновационные проекты, существуют малые инновационные предприятия, участвующие, в зависимости от вида деятельности, в инновационном процессе от научных исследований и опытно – конструкторских разработок (НИОКР) до коммерциализации инновационного продукта.

Инвестиции в основной капитал средних предприятий составили 451 713 тыс. рублей, основная часть инвестиций приходится на обрабатывающие производства – 54,81 %, сельское хозяйство – 43,25%.

Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям составили 2 040 624 тыс. рублей, более половины приходится на обрабатывающие производства – 92,5 %, на сельское хозяйство – 3,06 % (рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий,

в разрезе отраслей

 

Малый бизнес обеспечивает более 66 процентов республиканского розничного товарооборота, более 47 процентов оптового товарооборота, более 77 процентов оборота общественного питания.

Таблица 5 – Освоение капитальных вложений предприятиями малого бизнеса

 

Отрасли 

2011г.,

тыс. р.

2012г.,

тыс. р.

Темп роста

(снижения), процент

Всего

160307,0

90633,8

56,5

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

83901,0

58634,0

69,9

Обрабатывающие производства

55557,8

10568,0

19,0

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий, предметов личного пользования

4183,4

11691,2

279,5

Транспорт и связь

11579,0

1147,0

9.9

Строительство

838

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

4450

7755

174,3


 

В настоящее время экономические показатели деятельности малого бизнеса республики (по количеству малых предприятий, среднесписочной численности занятых на МП, обороту малых предприятий, инвестициям в основной капитал) значительно отстают от показателей большинства регионов, входящих в Приволжский федеральный округ. 

Рисунок 8 – Прирост показателей развития малого бизнеса за 2013 год по отношению к аналогичному периоду 2012 года, %

 

Основная доля индивидуальных предпринимателей сосредоточена в г.о. Саранск –  8 570 единиц (54,3 %).

Среди муниципальных районов Республики Мордовия по численности индивидуальных предпринимателей лидируют Рузаевский муниципальный район – 1 144 единиц (7,25 %), Ковылкинский муниципальный район – 711  единиц (4,51 %), Лямбирский муниципальный район – 649 единиц (4,11 %), Зубово–Полянский муниципальный район – 625 единиц (3,96 %), Чамзинский муниципальный район – 586 единиц  (3,71 %), Краснослободский муниципальный район – 512 единиц (3,24 %), Ромодановский муниципальный район – 340 единиц (2,15 %).

Наименьшее количество индивидуальных предпринимателей сосредоточено в Кадошкинском муниципальном районе – 110 единиц (0,7 %), Ельниковском муниципальном районе – 119 единиц (0,75 %), Большеигнатовском муниципальном районе – 107 единица (0,68 %), Атюрьевском муниципальном районе – 112 единицы (0,71 %), Теньгушевском муниципальном районе – 139 единиц (0,85 %), Кочкуровском муниципальном районе – 106 единица (0,67 %).

Анализ развития малого предпринимательства в республике говорит о большом потенциале его развития. Малый бизнес является надежным источником поступления денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Проанализировав в таблице 3 состояние малого бизнеса в Республике Мордовия за 2008-2012 годы, мы пришли к выводу, что произошли следующие основные изменения в сфере малого бизнеса:

– сократилось число субъектов среднего предпринимательства;

– увеличилось количество малых предприятий, причем в основном за счет роста микропредприятий;

– как у субъектов малого бизнеса сокращение численности работников привело к росту среднемесячной начисленной заработной платы.

 В связи  с этим мы предлагаем составить  прогноз развития малого бизнеса  на 2013-2014 годы, чтобы проанализировать угрозы и риски, подстерегающие представителей малых предприятий. Крайне важно будет составить грамотный прогноз числа малых предприятий, а также общий оборот от их деятельности на ближайшие два года. Проанализировать результаты и принять соответствующие поправки в долгосрочной экономической и социальной стратегии развития.

В качестве примера произведем прогноз на 2013, 2014 годы четырех различных показателей – числа малых предприятий и их оборота, а также общей численности работников и их среднемесячной заработной платы.

Прогнозирование будем проводить методом математической экстраполяции. Исходные данные для расчетов приведены в таблице 3.

Для расчета коэффициента корреляции и прогнозных показателей на 2013, 2014 годы мы будем использовать пакет программ Microsoft Office и в частности Microsoft Excel.

Расчетные показатели корреляции количества малых предприятий и их оборота имеют полиномиальную функцию. Коэффициент корреляции равен 0,99. То есть сумма вырученных средств напрямую зависит от количества малых предприятий.

 

Рисунок 9 – Корреляционное поле и линия тренда для показателя количество малых предприятий

Рисунок 10 – Корреляционное поле и линия тренда для показателя оборот малых предприятий

 

Общий вид корреляционных полей подсказывает, что первый и второй показатели могут быть эффективно аппроксимированы уравнением полиномиальной регрессии. В этом случае величина достоверности аппроксимации составит для показателя количества малых предприятий – 0,99, для показателя оборота малого бизнеса – 0,94 (рисунок 9,10).

Аналогичным образом произведем прогнозирование средней численности работников малых предприятий и их среднемесячной заработной платы методом полиномиальной  регрессии. В качестве факторов выступают сумма количество работников и их заработная плата, а также годы.

Рисунок 11 – Корреляционное поле и линия тренда для показателя численности работников малых предприятий

 

Рисунок 12 – Корреляционное поле и линия тренда для показателя

среднемесячная заработная плата работников малых предприятий

 

 

Расчетные показатели корреляции средней численности работников малых предприятий и их среднемесячной  заработной платы имеют полиномиальную функцию. Коэффициент корреляции равен 0,81. То есть сокращение средней численности работников привело к росту средней заработной платы как во всех организациях малого бизнеса, так и на микропредприятих.

В этом случае величина достоверности аппроксимации составит для показателя средне численности работников – 0,81, для показателя среднемесячной заработной платы – 0,61 (рисунок 11,12).

На основе построенных графиков составим прогноз развития малого бизнеса на 2013–2014 годы.

Рисунок 13 – Итоги прогнозирования показателя количество малых предприятий

 

Приведем полученные данную в таблицу 6 и высчитаем количество малых предприятий в 2013–2014 годах.

Таблица 6 – Прогноз количества малых предприятий в 2013–2014 гг.

 

№ п/п (t)

Годы

Количество малых предприятий, ед.

1

2008

4390

2

2009

4829

3

2010

5312

4

2011

6258

5

2012

7146

6

2013

8349,8

7

2014

9724,4


 

Из таблицы 6 мы видим, что количество малых предприятий в Республике Мордовия в 2013-2014 годах будет активно возрастать. В связи с этим должен будет увеличиваться и оборот малых предприятий.

Рисунок 13 – Итоги прогнозирования показателя оборота малых предприятий

Приведем полученные данную в таблицу 7 и высчитаем оборот малых предприятий в 2013–2014 годах.

Таблица 7 – Прогноз оборота малых предприятий в 2013–2014 гг.

 

№ п/п (t)

Годы

Оборот малых предприятий, тыс.р.

1

2008

16651

2

2009

19552

3

2010

23096

4

2011

53861

5

2012

65121

6

2013

97000

7

2014

132095


 

Из таблицы 7 мы видим, что оборот малых предприятий в Республике Мордовия в 2013-2014 годах будет активно возрастать.

Рисунок 14 – Итоги прогнозирования показателя средней численности работников малых предприятий

 

Приведем полученные данную в таблицу 8 и высчитаем среднюю численность работников малых предприятий в 2013–2014 годах.

Таблица 8 – Прогноз средней численности работников малых предприятий в 2013–2014 гг.

 

№ п/п (t)

Годы

Средняя численность работников малых предприятий, чел.

1

2008

35000

2

2009

38000

3

2010

41000

4

2011

49586

5

2012

45346

6

2013

47023

7

2014

45083


 

Из таблицы 8 мы видим, что несмотря на возрастание оборота малых предприятий, средняя численность работников малых предприятий в Республике Мордовия в 2013-2014 годах будет уменьшаться. В связи с уменьшением численности работников необходимо решить вопрос с их заработной платы.

Рисунок 14 – Итоги прогнозирования показателя среднемесячной заработной платы работников малых предприятий

 

Приведем полученные данную в таблицу 9 и высчитаем среднемесячную заработную плату работников малых предприятий в 2013–2014 годах.

Таблица 9 – Прогноз среднемесячной заработной платы работников малых предприятий в 2013–2014 гг.

 

№ п/п (t)

Годы

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, тыс.руб.

1

2008

7968,8

2

2009

10250

3

2010

9522,9

4

2011

9705

5

2012

10344

6

2013

10544

7

2014

10726

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия