Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа
Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.
Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.
По шкале профессиональных умений и качеств были получены следующие результаты:
Диаграмма 5
Уровень мастерства педагогов.
По уровню педагогического мастерства педагогов можно разделить на три группы:
- педагоги, требующие усиленного внимания (низкий уровень мастерства) – 26,6 %;
- педагоги, требующие системной работы (средний уровень мастерства) – 40,8 %
- педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме (высокий уровень мастерства) – 32,6 %.
Уровень определялся по степени выраженности профессиональных и личностных качеств и умений:
- Умение владеть педагогической деятельностью, техникой: речью, распределением и переключением внимания, находить выход из любой ситуации, умение сконцентрировать внимание на решении педагогических задач, при этом, не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия.
При этом выделены профессионально значимые качества педагогов:
- любовь к детям – 100%;
-
доброта, эмоциональная
- коммуникабельность – 94%;
- активность – 83%;
- целеустремленность – 81%;
- ответственность – 73%;
- творчество – 69%;
- новаторство – 61%;
- тактичность, толерантность – 56%.
Но стоит обратить внимание на низкий уровень развития теоретических и практических умений молодых воспитателей и педагогов, пришедших из школы. Необходимо старшему воспитателю уделить этому особое внимание.
При
анализе мотивационной и
- реализация любви к детям – 84%;
-
воспитание морально
97%;
- воспитание (гармонично) всесторонне развитого ребенка – 79%;
- осуществление задач общего развития ребенка – 76%;
- самореализация – 76%;
-
самосовершенствование и
-
заинтересованное коллективное
профессиональное
– 66 %
- потребность в межличностном общении в коллективе – 58%;
-
материальная
В
индивидуальном рейтинге лидирующие позиции
заняли мотивации материальная 8 сотрудников
(33,3%) и социально-эмоциональная 6 сотрудников
(42,8%). Мотивацию «возможность творческого
и делового роста» как фактор своей деятельности
заявили 9 педагогов (37,5%).
Диаграмма
6
Мотивация педагогов МДОУ ЦРР д/с № 24
Так как мотивация педагогов в области самосовершенствования и саморазвития находится на низком уровне необходимо проводить работу с педагогами именно в этой области. Так же необходимо повышать мотивацию педагогов в возможности творческого и делового роста.
Результаты
тестирования «Какой Ваш творческий
потенциал» показали: педагогов со значительным
творческим потенциалом 8 человек (33,3%),
что позволяет нам в перспективе иметь
творческий коллектив ДОУ при правильно
организованной методической поддержке.
Средний творческий потенциал наблюдается
у 14 педагогов (58,3%) с низким творческим
потенциалом 2 педагога (8,3%).
Диаграмма 7
Творческий
потенциал педагогов ДОУ
Из диаграммы 7 видно, что творческий потенциал педагогов достаточно высок. Следовательно, существует предпосылка к введению инноваций в ДОУ.
Здесь же проводилось изучение уровня самообразования и самоанализа педагогов ДОУ с помощью устного и письменного опроса. Как показали результаты, ответы опрошенных сотрудников имели неоднородную структуру, но в каждом из них была выражена готовность к работе в творческих группах по освоению новых форм и методов организации образовательного процесса.
Так
анкета для самодиагностики «
Диаграмма 8
Способность воспитателей к самообразованию.
Низкий
уровень 3 педагога (21,4%); Средний уровень
- 16 педагогов (66,6%); Высокий уровень
поставили себе 5 педагога (21,4%). Следовательно
можно сделать вывод, что большинство
педагогов готовы повышать свой профессиональный
уровень.
Вывод по 2 главе
Исходя из описанных выше результатов, можно сделать следующие выводы.
Коллектив МДОУ № 24 является достаточно стабильным организмом с нормальным протеканием процессов жизнедеятельности.
Педагоги ДОУ самокритичны, адекватны. Большинство педагогов имеют высокий уровень профессиональной компетентности. Но в результате диагностики был так же выявлен факт недостаточного уровня развития теоретических умений молодых воспитателей: в коррекции нуждаются как прогностические, так и проективные, рефлексивные, аналитические умения.
Сотрудникам коллектива присущ творческий, новаторский стиль деятельности. Педагоги в большинстве своем уверены в собственных силах и возможностях, направлены на продуктивное общение и положительное мировосприятие. Многие выражают готовность к обучению и самообразованию.
На
основании выделения Н.В.
В
связи с вышеизложенными
-
психолого-педагогическую
-
психолого-педагогические
-
психолого-педагогические
-
педагогический практикум,
- обучающие семинары, посвященные инновационным технологиям.
Эта
программа, с одной стороны, несет
в себе становление их профессионального
роста, но, с другой стороны, несет
в себе черты социального
Заключение
Анализ литературы позволил нам выявить, что интегрированное управление — это синтез, оптимальное сочетание традиций и новаторства, постоянный диалог различных управленческих культур, допускающий педагогический плюрализм, сосуществование разнообразных приёмов и средств, отобранных по критериям эффективности воздействия на процесс становления и развития, объединённых единой целью. Предназначение руководства заключается в укреплении и развитии педагогического мастерства, создавая условия преобразующей самодеятельности педагога.
Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом образования. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации. Помочь педагогам должна методическая поддержка, помогающая разобраться в разнообразной педагогической и психологической информации, в научных инновациях.
Первоначально считалось, что адресатом поддержки должен стать лишь тот, кто по тем или иным причинам не вписался в нормы социума. Однако практика последних десятилетий показала, что в индивидуальной помощи, заботе и защищенности, организованной поддержке, нуждается каждый педагог не зависимо от возраста, стажа, образования и уровня профессиональной деятельности.
Было определено научное понимание методической поддержки педагогов как методическое сопровождение педагога в становлении его профессионального роста, что и является одной из ведущих целей методической работы дошкольного образовательного учреждения.
В результате работы были выявлены содержание и структурные компоненты процесса методической поддержки и определены его этапы: аналитико-диагностический, проектировочный, этап реализации индивидуального маршрута профессиональной деятельности педагога, контрольно-оценочный.
В виду того, что методическое сопровождение в условиях интегративного управления носит комплексный характер индивидуальные особенности педагогов были рассмотрены с разных точек зрения: по стажу, мотивационной деятельности, по уровню педагогического мастерства и по профессиональным данным педагога (образованию).
Анализ кадрового состава детского сада показал, что в данном учреждении преобладает смешанный тип коллектива. При анализе диагностик просматриваются определенные совмещения типологий педагогов.