Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа
Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.
Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.
В результате изучения классификаций нами были выделены следующие группы педагогических работников данного образовательного дошкольного учреждения:
Гипотеза исследования подтвердила, что методическая поддержка обеспечивает более эффективное в сравнении с имеющейся практикой методической работы профессиональное саморазвитие воспитателя ДОУ.
Таким
образом, задачи специалистов (методистов,
психологов, валеологов), обеспечивающих
процесс профессионального
Профессиональная
методическая поддержка организуется
не как одноразовая помощь, а как длительный
процесс сопровождения воспитателя, ориентированный
на преодоление профессионального истощения
и решение наиболее острых психолого-педагогических
вопросов, возникающих в процессе работы.
Литература
Приложения
Приложение 1
Анкета для воспитателей
Цель: изучение способности педагогов к саморазвитию
(по методике О. А. Скоролуповой)
Уважаемые коллеги, отвечая на вопросы анкеты, пожалуйста, проставьте баллы, соответствующие Вашему мнению:
5 —
если данное утверждение
4 — скорее соответствует, чем нет;
3 — и да, и нет;
2 — скорее не соответствует;
1 — не соответствует.
№ | утверждение | Оценка (баллы) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Я стремлюсь изучать себя | |||||
2 | Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами | |||||
3 | Возникающие препятствия стимулируют мою активность | |||||
4 | Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | |||||
5 | Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время | |||||
6 | Я анализирую свои чувства и опыт | |||||
7 | Я много читаю | |||||
8 | Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам | |||||
9 | Я верю в свои возможности | |||||
10 | Я стремлюсь быть более открытым человеком | |||||
11 | Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | |||||
12 | Я получаю удовольствие от освоения нового | |||||
13 | Возрастающая ответственность не пугает меня | |||||
14 | Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | |||||
15 | Я положительно отнеслась бы к продвижению по службе |
Приложение 2
Диагностическая карта мастерства педагогов.
Цель: диагностика уровня профессиональных знаний и умений и выявления потребности педагогов в дальнейшем их совершенствовании.
(методика И. Ю. Соколовой)
Оценочная шкала:
5 — проявляется постоянно;
4 — проявляется в большинстве случаев;
3 — не выражено достаточно определенно;
2 — проявляется очень редко;
1 — не проявляется совсем.
1 — не соответствует.
№ | утверждение | Оценка (баллы) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Активная педагогическая позиция | |||||
Вера в воспитание, убежденность в общественной значимости и правильности выбора профессии | ||||||
сформированность системы педагогических принципов и гуманистических ценностных ориентации на работу с детьми | ||||||
Активность в защите интересов детей и оказание им помощи | ||||||
Способность самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания, жизни детей и нести за них ответственность | ||||||
2 | Профессионально-личностные качества | |||||
Интерес к профессии педагога, потребность в работе с детьми | ||||||
Отношение к ребенку как к главной ценности | ||||||
Потребность в достижении воспитательных целей | ||||||
Убежденность в необходимости передавать детям социальный опыт | ||||||
Умение сочетать изложение информации с руководством познавательной деятельностью | ||||||
Умение постановки целей, планирования воспитательно-образовательной работы | ||||||
Умение определять
конкретные учебно-воспитательные задачи,
исходя из общей цели воспитания, с учетом:
а) возрастных и индивидуальных особенностей детей; б) уровня воспитанности группы и отдельных детей; в) условий семейного воспитания |
||||||
Умение проектировать
конечный результат воспитательно- |
||||||
Умение планировать средства и этапы педагогической деятельности по достижению конечного результата |
Приложение 2 (продолжение)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Умение планировать индивидуальную работу с детьми в группе | ||||||
3 | Организаторские умения | |||||
Умение организовать самого себя | ||||||
Умение организовать отдельные виды воспитательно-образовательной работы: а) специально организованное обучение; б) совместную деятельность детей и педагога; в) самостоятельную деятельность детей | ||||||
Умение организовать работу с родителями | ||||||
Умение координировать свою деятельность со специалистами, администрацией, медицинским персоналом | ||||||
4 | Коммуникативные умения | |||||
Конструировать предстоящее общение с детьми | ||||||
Сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и группой детей | ||||||
Вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастия к совместной деятельности | ||||||
Создать зону успеха каждому ребенку | ||||||
Слушать ребенка | ||||||
Отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию | ||||||
Верно воспринимать индивидуальность ребенка | ||||||
Целенаправленно влиять на ребенка | ||||||
Управлять инициативой в общении | ||||||
Выявить свой стиль в общении | ||||||
Организовать общение не «от себя», а «от детей» | ||||||
5 | Умения анализа и самоанализа | |||||
Изучать группу и личность | ||||||
Осуществлять диагностику развития детей | ||||||
Анализировать конкретные педагогические ситуации | ||||||
Верно оценивать деятельность детей | ||||||
Анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными | ||||||
Анализировать опыт других педагогов с целью переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы | ||||||
На основе анализа
достигнутых результатов |
||||||
Определять эффективность воспитательных дел и мероприятий | ||||||
6 | Умения морально-волевой саморегуляции | |||||
Всегда быть терпеливым | ||||||
Всегда владеть собой в любой ситуации | ||||||
Всегда управлять своими эмоциями | ||||||
Постоянно контролировать себя | ||||||
Быть деликатным и предупредительным в общении с людьми | ||||||
Бороться с несправедливостью, нечестными поступками |
Приложение 2 (продолжение)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Проявлять к себе повышенную требовательность | ||||||
Поступаться своими интересами, потребностями ради других людей | ||||||
Правильно воспринимать и учитывать критику | ||||||
Быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией | ||||||
7 | Умения педагогической техники | |||||
Анализировать ситуацию с позиции ребенка и принимать решение в его пользу | ||||||
Предъявлять разумные требования к ребенку и обеспечивать условия их осуществления | ||||||
Заинтересовать, вдохновить | ||||||
Стимулировать положительные проявления в поступках детей | ||||||
Применять поощрения и наказания в их разумном сочетании | ||||||
Владеть голосом,
придавать ему различные |
||||||
Владеть жестами, мимикой, придавать своему лицу необходимое выражение | ||||||
Транслировать собственную расположенность к детям, дружественность | ||||||
Создать атмосферу комфортности своим воспитанникам | ||||||
Правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка | ||||||
8 | Прикладные умения | |||||
Умения художественного
творчества: пение, танец, рисование, работа
с тканью, художественный труд, лепка,
аппликация, вязание, шитье, фотографирование,
киносъемка |
||||||
Умения в области флоры и фауны: цветоводство, садоводство, работа с объектами животного мира | ||||||
Спортивные умения | ||||||
9 | Отношение к педагогическому труду | |||||
Отношение к педагогическому труду как к главному делу в жизни | ||||||
Добросовестное,
ответственное отношение к |
||||||
Способность к самоотдаче в педагогической работе | ||||||
Увлеченность
и удовлетворенность |
||||||
10 | Интересы и духовные потребности | |||||
Познавательная активность | ||||||
Разносторонность интересов и духовных потребностей (интерес к музыке, искусству, литературе, истории и т. д.) | ||||||
Потребность в красоте | ||||||
Наличие любимого творческого дела | ||||||
Автономия внутреннего мира, цельность. | ||||||
11 | Профессионально-нравственные качества | |||||
Милосердие, доброта в отношении к детям |